Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2016 N Ф08-6545/2016 по делу N А32-1729/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на прибыль, сославшись на занижение обществом налоговой базы в связи с неправомерным отнесением на расходы сумм резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество увеличило объем резерва на оплату вознаграждения за предыдущий период, провело инвентаризацию резервов, чем нарушило требования ст. 324.1 НК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу в„– А32-1729/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (ИНН 2304015267, ОГРН 1042301880444) - Абдурагимовой С.Э. (доверенность от 18.01.2016 в„– 03-15/00381), Мощенской Е.А. (доверенность от 19.09.2016 в„– 11-21/24084), в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Санаторий "Прометей" (ИНН 2304031364, ОГРН 1022300777564), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Санаторий "Прометей" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу в„– А32-1729/2016, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Санаторий "Прометей" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 12.05.2015 в„– 21-12-333.
Решением суда от 21.03.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 13.01.2015 в„– 1 и вынесено решение от 12.05.2015 в„– 21-12-333, которым налогоплательщику начислено к уплате 577 626 рублей налога на прибыль.
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - Управление).
Решением Управления от 12.05.2015 в„– 21-12-333 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Основанием для вынесения решения от 12.05.2015 в„– 21-12-333 послужил вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу на прибыль в связи с неправомерным отнесением на расходы сумм резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за 2012 и 2013 годы.
Не согласившись с решением инспекции от 12.05.2015 в„– 21-12-333, общество обратилось в арбитражный суд.В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 253 Кодекса в расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются, в том числе, расходы на оплату труда.
Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся, в том числе, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 324.1 Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Пунктом 3 статьи 324.1 Кодекса предусмотрено, что на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Согласно пункту 5 статьи 324.1 Кодекса, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
В силу пункта 6 статьи 324.1 Кодекса указанный порядок формирования и ведения резерва распространяется на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом результатов инвентаризации налогоплательщик имеет право на корректировку расчетов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год до окончания налогового периода.
Суды установили, что общество в соответствии с учетной политикой на 2012 и 2013 годы и расчетом премии по итогам указанных лет сформировало резерв на выплату ежегодного вознаграждения за 2012 год в размере 842 993 рублей 42 копеек и по итогам 2013 года в размере 3 473 552 рублей 74 копеек.
На основании писем учредителя налогоплательщика ОАО "Транснефть" от 14.01.2013 в„– 24-03-22/368 и от 13.01.2014 в„– 24-03-07/335 общество увеличило объем резерва на оплату вознаграждения за предыдущий период (2012 год и 2013 год соответственно). С учетом данного увеличения налогоплательщиком проведена инвентаризация резервов по состоянию на 31.12.2012 и 31.12.2013.
Суды указали, что данная инвентаризация произведена обществом после окончания налогового периода (после 31 декабря), следовательно, в данном случае имеет место нарушение налогоплательщиком требований статьи 324.1 Кодекса и невыполнение предусмотренных указанной статьей обязанностей.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для начисления обществу к уплате спорных сумм.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым органом не оспаривается реальность понесенных расходов, изучен судами и обоснованно отклонен как несостоятельный, поскольку в данном случае наряду с реальностью и обоснованностью расходов значение имеет также и отнесение их к соответствующему налоговому периоду.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А32-1729/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------