По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 N Ф08-6649/2016 по делу N А32-3876/2016
Требование: О признании незаконным отказа таможенного органа в возврате излишне уплаченных платежей, обязании их возвратить, взыскании процентов.
Обстоятельства: Таможенный орган отказал декларанту в возврате спорных денежных средств, ссылаясь на то, что корректировка декларации на товары произведена в одном году, а заявление о возврате платежей подано за пределами годичного срока.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка тому, что проценты декларант взыскивал как меру ответственности таможенного органа за несвоевременный возврат таможенных пошлин, представляющих собой тарифные преференции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. по делу в„– А32-3876/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РУС-СТАР" (ИНН 2315177566, ОГРН 1122315006890) - Абассовой У.Г. (доверенность от 12.03.2015), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Петецкой И.В. (доверенность от 17.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 (судья Хахалева Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 (судьи Филимонова С.С., Сурмалян Г.А., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-3876/2016, установил следующее.
ООО "РУС-СТАР" (далее - общество, декларант, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа таможни в возврате 339 099 рублей 63 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, выраженного в письме от 12.10.2015 в„– 13-13/32944; обязании таможни возвратить заявителю 339 099 рублей 63 копейки излишне уплаченных таможенных платежей; взыскании с таможни 9 571 рубля 51 копейки процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением суда от 12.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2016, ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд удовлетворено, отказ таможни в возврате 339 099 рублей 63 копеек, изложенный в письме от 12.10.2015 в„– 13-13/32944, признан не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - Кодекс). Суд обязал таможню возвратить обществу 339 099 рублей 63 копейки излишне уплаченных таможенных платежей. С таможни в пользу общества взыскано 9 571 рубль 51 копейка процентов за просрочку возврата указанной суммы и 5 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение суда от 12.04.2016 в части восстановления срока мотивировано уважительностью причин его пропуска - обжалование обществом отказа таможни в Южное таможенное управление. Удовлетворение требования о взыскании 339 099 рублей 63 копеек и процентов мотивировано подтверждением Южным таможенным управлением (решение от 22.12.2015 в„– 13.2-15/103) правомерности суммы таможенных пошлин, подлежащей возврату обществу в результате предоставления тарифных преференций и соблюдением обществом трехлетнего срока на подачу в суд заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. В связи с незаконностью отказа таможни в возврате обществу спорных денежных средств суд счел обоснованным взыскание соответствующих процентов.
Апелляционный суд сослался на недоказанность таможней наличия оснований для корректировки таможней заявленной обществом таможенной стоимости товара. Общество документально подтвердило применение первого метода при оформлении товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, своевременно и в полном объеме представив документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость по цене сделки. В связи с этим отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконен. Письмо таможенного органа о возвращении заявления общества без рассмотрения не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Руководствуясь пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 в„– 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" апелляционный суд счел, что таможня неправомерно оставила заявление общества о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей. Суд апелляционной инстанции сослался на определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 в„– 433-ПЭК15, от 02.06.2015 в„– 303-КГ14-7912.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении его требований.
Податель кассационной жалобы указывает на игнорирование судами нарушения обществом части 2 статьи 148 Закона в„– 311-ФЗ, выразившееся в том, что общество обратилось в таможню с заявлением о возврате спорной ввозной таможенной пошлины в сумме 339 009 рублей 63 копеек, отраженной на лицевом счете участника внешнеэкономической деятельности за пределами годичного срока - 08.10.2015, который истек 08.09.2014, что подтверждается информацией, содержащейся в форме КТД от 07.09.2013. Суды не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой, выплата процентов - это дополнительная гарантия защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействий) органов государственной власти. Правовых оснований для выплаты процентов не имеется в силу того, что таможня руководствовалась нормами действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Суды установили, что во исполнение внешнеторгового контракта от 11.01.2013 в„– BULUTLAR/2013, заключенного обществом с компанией с "BULUTLAR GIDA MADDELERI PETROL URUN.NAK.SERACILIK TARIM URUN.YETISTIRICILIGI TIC.LTD.STI" (Турецкая Республика), по декларации на товары в„– 10317090/090413/0005797 общество задекларировало товары: в„– 1 "томаты свежие, для употребления в пищу, класс-1, урожай 2013", в„– 2 "томаты свежие на ветке, для употребления в пищу, сорт "kokteil", класс-1, урожай 2013 года" код ТН ВЭД ТС 0702000002, в„– 3 "огурцы свежие, для употребления в пищу, сорт "kisa", класс-1, урожай 2013 года" код ТН ВЭД ТС 0707000502, страна происхождения и отправления - Турецкая Республика, заявленные условия поставки CFR-Новороссийск.
Новороссийским западным таможенным постом таможни по ДТ в„– 10317090/090413/0005797 произведена корректировка таможенной стоимости товаров, по результатам которой начислены 1 264 670 рублей 56 копеек таможенные платежи (в том числе ввозная таможенная пошлина - 715 851 рубль 26 копеек, 548 819 рублей 30 копеек НДС). Обществом вышеуказанная сумма начисленных таможенных платежей уплачена до выпуска товаров.
В отношении товаров, задекларированных обществом по ДТ в„– 10317090/090413/0005797, таможней в 2013 году восстановлены тарифные преференции. Согласно информации, содержащейся в форме корректировки декларации на товары от 07.09.2013, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащая возврату заявителю в результате восстановления тарифных преференций, составила 373 009 рублей 60 копеек (в том числе ввозная таможенная пошлина - 339 099 рублей 63 копейки, 33 909 рублей 97 копеек НДС).
Суды установили, что общество 08.10.2015 обратилось в таможню с заявлением о возврате указанных сумм.
Таможня письмом от 12.10.2015 в„– 13-13/32944 отказала заявителю в возврате спорных денежных средств, указывая на то, что по ДТ в„– 10317090/090413/0005797 корректировка декларации на товары произведена в 2013 году, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подано за пределами годичного срока, в связи с чем, произвести возврат не представляется возможным в силу действующего законодательства.
Решением от 22.12.2015 в„– 13.2-15/103 Южное таможенное управление жалобу общества от 16.11.2015 в„– 63 на действия должностных лиц таможни, выразившиеся в невозврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по ДТ в„– 10317090/090413/0005797, изложенные в письме таможни от 12.10.2015 в„– 13-13/32944, оставило без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В силу статьи 9 Кодекса любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа, действия которого обжалуются.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, в соответствии со статьей 75 Кодекса, являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в Российской Федерации - исходя из таможенной стоимости товаров).
Из материалов дела видно, что общество обжаловало отказ таможни в возврате части таможенных пошлин, являющихся в данном случае тарифными преференциями.
Из решения Южного таможенного управления от 22.12.2015 в„– 13.2-15/103 следует и судом установлено, что заявленные обществом к возврату денежные средства в сумме 339 099 рублей 63 копеек фактически являются ввозной таможенной пошлиной, отраженной на лицевом счете участника ВЭД в результате восстановления тарифных преференций.
Согласно информации, содержащейся в графе "D" электронной копии ДТ в„– 10317090/090413/0005797, изменения в отношении восстановления тарифных преференций в графы 36, 44, 47, "В" ДТ в„– 10317090/090413/0005797 внесены таможенным органом 07.09.2013.
Письмом таможни от 12.10.2015 в„– 13-13/32944 отказано заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по причине истечения 08.09.2014 годичного срока подачи обществом заявления о возврате 373 009 рублей 60 копеек таможенных пошлин, налогов (в том числе 339 099 рублей 63 копеек ввозной таможенной пошлины), исчисленных по ДТ в„– 10317090/090413/00057970.
Суды, удовлетворяя требования общества, не приняли во внимание следующее.
Согласно статье 62 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу статьи 63. Кодекса при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 данной статьи.
Режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации предоставляется при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13.
Согласно статье 89 Кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Пунктом 3 части 1 статьи 148 Закона в„– 311-ФЗ установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов производится, в том числе в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Согласно части 2 статьи 148 Закона в„– 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с данной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 данного Федерального закона не применяются.
Законом в„– 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Суды правильно указали, что закрепление в данном законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Однако при этом суды не учли, что из материалов дела не усматривается, и суды не установили, когда наступили обстоятельства, влекущие за собой возврат истребуемой обществом суммы (когда и каким актом таможни обществу были предоставлены (восстановлены) тарифные преференции); не выяснили, соответствует ли изложенная в электронной копии ДТ в„– 10317090/090413/0005797 информация о дате предоставления тарифных преференций фактической дате их предоставления; не указали, какие иные имеющиеся в деле документы подтверждают эти сведения.
Между тем выяснение данного обстоятельства имеет значение для определения момента, с которого начинается отсчет годичного срока для подачи в таможню заявления о возврате излишних платежей в режиме административной процедуры и, соответственно, вывода о законности (незаконности) отказа таможенного органа в их возврате по правилам части 2 статьи 148 Закона в„– 311-ФЗ, пункта 3 части 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ, предусматривающего, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Определение указанного момента необходимо и для вывода о соблюдении (несоблюдении) обществом общего срока исковой давности при подаче заявления в суд (09.02.2016) с учетом того, что общество о факте излишней уплаты таможенных платежей знало с момента восстановления тарифных преференций.
Кроме того, суды не сослались на доказательства, подтверждающие факт уплаты истребуемых сумм в бюджет.
Рассматривая эпизод в части взыскания с таможенного органа 9 571 рубля 51 копейки процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей суд руководствовался следующим.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 по делу в„– А51-10499/2014, из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона в„– 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет. Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 в„– 503-О).
По мнению судов, установлена незаконность отказа таможни в возврате обществу 339 099 рублей 63 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, следовательно, требование заявителя о взыскании 9 571 рубля 51 копейки процентов на вышеуказанную сумму является обоснованным, расчет процентов признан правильным.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Кодекса, части 1 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ только в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
В силу части 6 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Пунктом 36 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 в„– 1565 (зарегистрировано в Минюсте России 278.08.2012 в„– 25268), установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов в случае восстановления тарифных преференций производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения, предусмотренного пунктом 20 данного нормативного акта, в порядке, предусмотренном главой 17 Закона в„– 311-ФЗ.
В силу пункта 3 части 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Из анализа указанных норм права следует, что годичный срок на подачу заявления в таможенный орган о возврате таможенных платежей исчисляется с даты вынесения таможенным органом решений о восстановлении преференциального режима.
Как правильно установили суды, таможня письмом от 12.10.2015 в„– 13-13/32944 отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей ввиду истечения годичного срока подачи обществом заявления о возврате 373 009 рублей 60 копеек таможенных пошлин. Общество пропуск годичного срока не оспаривает.
В силу пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 в„– 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление в„– 18) при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ) (пункт 29 постановления в„– 18).
Представитель общества в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что проценты общество взыскивает как меру ответственности таможни за несвоевременный возврат таможенных пошлин, представляющих собой тарифные преференции. Данный довод подтверждается и ссылкой общества на часть 6 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ.
Суды этому обстоятельству оценки не дали.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно выясненным обстоятельствам и являются недостаточно обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения названных в настоящем постановлении недостатков и принятия законных и обоснованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А32-3876/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
------------------------------------------------------------------