Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2016 N Ф08-10111/2015 по делу N А32-183/2015
Требование: О признании права государственной собственности на имущество .
Обстоятельства: Департамент полагал, что право собственности на спорное имущество, обеспечивающее функциональное использование олимпийского объекта, подлежит признанию в судебном порядке.
Решение: Производство по делу в части требований к корпорации прекращено, поскольку корпорация безвозмездно передала в собственность края олимпийские объекты. В удовлетворении требования к управлению отказано, так как оно не претендует на спорное имущество и не оспаривает прав департамента.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу в„– А32-183/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Буренкова Д.Л. (доверенность от 30.09.2015), в отсутствие ответчиков: Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ИНН 2320157646, ОГРН 1072300010991), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дворец спорта "Большой", Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2015 (судья Тамахин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу в„– А32-183/2015, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - корпорация) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании права государственной собственности Краснодарского края на следующее имущество:
- иное сооружение (внутриплощадочные дороги Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; площадь 19 910 кв. м, кадастровый номер 23:49:0000000:1670);
- иное сооружение (тротуары, дорожки, площадки Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; площадь 57 064 кв. м, кадастровый номер 23:49:0402041:1618);
- иное сооружение (система водоснабжения Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 4824 м, кадастровый номер 23:49:0402041:1610);
- иное сооружение (сети теплоснабжения Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 186 м, кадастровый номер 23:49:0402041:1612);
- иное сооружение (наружное электроосвещение Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 17 500 м, кадастровый номер 23:49:0402041:1611);
- иное сооружение (наружные сети связи Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 4824 м, кадастровый паспорт 23:49:0000000:5859);
- иное сооружение (напорная хозяйственно-бытовая канализация Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 1476 м, кадастровый паспорт: 23:49:0402041:1619);
- иное сооружение (напорная канализация сточных вод при пожаре Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 2292 м, кадастровый номер 23:49:0000000:1665);
- иное сооружение (напорная производственная канализация Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 60 м, кадастровый номер: 23:49:0402041:1617);
- иное сооружение (напорная дренажная канализация Большой ледовой арены для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей; протяженность 1046 м, кадастровый номер 23:49:0402041:1614), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Имеретинская низменность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ Краснодарского края "Дворец спорта "Большой" Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края.
Решением суда от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2015, прекращено производство по делу в части требований к корпорации. В иске отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает, что у Краснодарского края возникло право собственности на спорное имущество. Спорное имущество и здание, право собственности на которое зарегистрировано за Краснодарским краем, составляют единый имущественный комплекс. Вывод судов о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику является неверным.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 14.01.2013 Министерство регионального развития Российской Федерации выдало корпорации разрешение в„– RU 23309000-155 на ввод в эксплуатацию построенного объекта "Большая ледовая арена для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 в„– 2243-р утвержден перечень олимпийских объектов, построенных за счет средств корпорации и подлежащих передаче в государственную и муниципальную собственность.
В указанный перечень включена Большая ледовая арена для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей, передаваемая в собственность Краснодарского края.
По акту приема-передачи 30.05.2014 корпорация безвозмездно передала в собственность Краснодарского края указанный олимпийский объект.
Согласно пункту 3 акта приема-передачи в перечень имущества (подобъектов), входящего в состав передаваемого объекта, включены: большая ледовая арена для хоккея с шайбой (здание) общей площадью 96 115 кв. м, этажность - 7; внутриплощадочные дороги; тротуары; сеть водопровода; сеть теплоснабжения; наружное освещение; наружная сеть связи; внутриплощадочная сеть напорной хозяйственно-бытовой канализации К1н; внутриплощадочная сеть напорной канализации сточных вод при пожаре К2н; внутриплощадочная сеть напорной производственной канализации К3н; внутриплощадочная сеть напорной дренажной канализации 1К1н.
Право собственности Краснодарского края на семиэтажное нежилое здание общей площадью 96 115 кв. м зарегистрировано 30.05.2014 (свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2014 серии 23-АЛ в„– 879289).
Полагая, что право собственности на спорное имущество, обеспечивающее функциональное использование олимпийского объекта "Большая ледовая арена для хоккея с шайбой вместимостью 12 тыс. зрителей" подлежит признанию в судебном порядке, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что защита гражданских прав осуществляется, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) государственная регистрация прав - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав проводится в порядке, закрепленном в главе III Закона в„– 122-ФЗ. Отказ в регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2, пункт 3 статьи 20 названного Закона).
По смыслу указанных норм признание права собственности на недвижимое имущество является исключительным способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения (государственной регистрации) права в ином порядке.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Суды правомерно указали, что для удовлетворения исковых требований необходимо наличие спора о праве, нарушение прав истца или их оспаривание ответчиком и доказательства права собственности истца на данный объект.
Суды установили, что департамент заявил требование о признании права собственности к управлению, однако, ответчик не претендует на спорное имущество и не оспаривает прав истца. При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии между истцом и ответчиком спора о праве является верным.
Поскольку из материалов дела следует, что департамент не обращался к управлению за регистрацией права собственности в установленном законом порядке, суды пришли к верному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Создание видимости спора для получения формальных оснований регистрации права на недвижимое имущество влечет подмену законных функций государственных органов по регистрации прав на недвижимое имущество и противоречит публичному порядку.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, выяснили фактические обстоятельства и правильно применили нормы права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном понимании норм права, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по переоценке установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А32-183/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН

Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Е.И.АФОНИНА


------------------------------------------------------------------