Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 N Ф08-9064/2015 по делу N А32-42700/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять соответствующее решение, подготовить проект договора купли-продажи участка и направить его.
Обстоятельства: Истец ссылался на положения ст. 36 Земельного кодекса РФ и наличие на участке объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, полагал, что оспариваемый отказ противоречит нормам земельного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истцом соблюдены правила обращения с заявлением о предоставлении в собственность участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему недвижимого имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу в„– А32-42700/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавказ М" (ИНН 2310180692, ОГРН 1142312014382) - Елисеевой Л.В. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) и третьего лица - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу в„– А32-42700/2014, установил следующее.
ООО "АМАС" обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение от 23.10.2014 в„– 42630 об отказе администрации в предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 29 560 кв. м с кадастровым номером 23:43:0302010:904, расположенного по адресу: Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, ул. Путевая, 5/4, для эксплуатации принадлежащих ООО "АМАС" на праве собственности объектов недвижимости;
- обязать администрацию принять решение о предоставлении ООО "АМАС" указанного земельного участка в собственность;
- обязать администрацию подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес ООО "АМАС".
Заявление обосновано ссылками на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано наличием на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302010:904 объектов недвижимости, принадлежащих ООО "АМАС" на праве собственности. Отказ в предоставлении данного участка в собственность заявителя противоречит нормам земельного законодательства, а также нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 21.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Определением от 20.01.2015 (т. 1, л.д. 31-303) произведена замена ООО "АМАС" на процессуального правопреемника - ООО "Кавказ М" (далее - общество). Замена произведена на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с реорганизацией ООО "АМАС" в форме выделения из него общества, к которому перешли в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:904 и расположенные на нем объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 (с учетом дополнительного решения от 01.07.2015), оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, требования общества удовлетворены. Отказ администрации от 23.10.2014 в„– 42630 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 признан незаконным как не соответствующий статьям 36, 85 Земельного кодекса. Суд обязал администрацию в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904; в течение месяца с даты принятия решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 - подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного участка с предложением о его заключении. С администрации в пользу общества на основании норм статьи 110 Кодекса взыскано 2 тыс. рублей судебных расходов.
Судебные инстанции установили, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 29 560 кв. м с кадастровым номером 23:43:0302010:904 по адресу: Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, ул. Путевая, 5/4. Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему недвижимого имущества. Отказ администрации (письмо от 23.10.2014 в„– 42630) со ссылкой на расположение части участка за красными линиями застройки (в пределах территории общего пользования) послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд. При проверке законности решения органов, осуществляющих публичные полномочия, суды учли установленный пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса запрет приватизации земельных участков, относящихся к территориям общего пользования. Расположение части спорного участка (площадью 4393 кв. м) за красными линиями застройки, установленными постановлением администрации от 18.03.2009 в„– 815 (далее - постановление в„– 815) подтверждено документально (межевое дело, постановление администрации от 22.05.2014 в„– 3247 об утверждении схемы расположения земельного участка). Вместе с тем, данная территория ранее предоставлялась заводу "Октябрь" для строительства подсобных цехов и складских помещений (типовой акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства от 05.04.1954, протоколы заседания Исполнительного комитета Краснодарского совета депутатов трудящихся от 22.07.1949 в„– 16 и от 01.12.1950 в„– 48). Впоследствии имущественный комплекс ликвидируемого завода "Октябрь" приватизирован в соответствии с планом продажи, утвержденным директором Территориального агентства Федерального Управления по делам несостоятельности Краснодарского края от 18.11.1996 (продан Фондом государственного имущества Краснодарского края в собственность ООО предприятие производственного обеспечения "Кнесид"). В настоящее время все объекты недвижимости (здания), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302010:904, переданы обществу, право собственности заявителя на данные объекты зарегистрировано 17.12.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП). Таким образом, расположенные на испрашиваемом участке объекты недвижимости были построены задолго до установления постановлением в„– 815 красных линий. Установив, что красные линии проходят через несколько объектов недвижимости общества, а также через территорию, необходимую для эксплуатации недвижимости заявителя, суды пришли к выводу о том, что такое расположение красных линий приводит к нарушению прав общества. Прохождение красных линий через объекты недвижимости заявителя, существовавшие задолго до их установления, не должно приводить к ограничению прав общества на приватизацию земельного участка, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса (в настоящее время - статья 39.20 Земельного кодекса). Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, органом местного самоуправления не оспаривалась. Поэтому отказ администрации в предоставлении испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка, мотивированный прохождением по территории участка красных линий, признан судебными инстанциями не соответствующим нормам земельного законодательства и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности (т. 1, л.д. 420; т. 2, л.д. 43).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) красные линии - линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. Факт наличия красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 подтверждается материалами дела (постановление в„– 815, постановление от 22.05.2014 в„– 3247, материалы межевания, кадастровый паспорт земельного участка). Из содержания представленных доказательств следует, что часть испрашиваемого обществом в собственность участка (площадью 4393 кв. м) расположена за красными линиями застройки (то есть отнесена к территории общего пользования). Действующим законодательством не предусмотрен порядок приобретения в собственность (приватизации) земельных участков, расположенных за красными линиями застройки, при этом заявитель праве на основании статьи 36 Земельного кодекса обратиться в уполномоченный муниципальный орган с заявлением о предоставлении такого участка в аренду. Следовательно, обжалуемый обществом отказ органа принят уполномоченным на то органом местного самоуправления (администрацией), он соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства, а также не нарушает прав (законных интересов) общества в сфере предпринимательской деятельности.
Общество в отзыве (дополнении к ней) указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Материалы дела подтверждают, что спорный земельный участок ранее предоставлялся заводу "Октябрь" в постоянное бессрочное пользование для строительства (эксплуатации) цехов и складских помещений. На участке возведены объекты недвижимости, собственником которых в настоящее время является общество. При этом судами установлено и материалами дела подтверждено, что в зону планируемых территорий общего пользования (границы красных линий), утвержденных постановлением в„– 815, попали 3 объекта недвижимости, принадлежащие заявителю. Прохождение красных линий через несколько объектов недвижимости общества, а также через территорию, необходимую для эксплуатации недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности, приводит к нарушению его прав, поскольку лишает общество исключительного права на приватизацию земельного участка. Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в приватизации земельных участков. Испрашиваемый заявителем участок с кадастровым номером 23:43:0302010:904 не подпадает ни под одно из оснований, приведенных в данной норме. При этом Градостроительный кодекс разграничивает понятия территорий общего пользования (пункт 12 статьи 1) и красных линий (пункт 1 статьи 1). Установление уполномоченным публичным органом красных линий (в связи с планируемым строительством объектов, относящихся к территориям общего пользования) само по себе не препятствует собственнику недвижимости приватизировать земельный участок, необходимый для ее эксплуатации, за исключением случая резервирования такого участка для государственных (муниципальных) нужд. Однако испрашиваемый обществом земельный участок не зарезервирован, что подтверждается представленными в дело сведениями государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН). Доказательств, свидетельствующих о фактическом размещении в границах спорного земельного участка объектов, относящихся к территориям общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов и т.п.), материалы дела не содержат. Кроме того, вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28.09.2015 по делу в„– 2-17079/15 удовлетворено заявление общества о признании недействующим постановления в„– 815 в части утверждения проекта планировки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 5/4. Таким образом, суд общей юрисдикции подтвердил незаконность установления органом местного самоуправления красных линий. Следовательно, основание, послужившее мотивом отказа администрации в предоставлении в собственность общества испрашиваемого земельного участка, отпало.
От департамента отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам. Дополнительно пояснил, что обжалуемые органом местного самоуправления судебные акты исполнены, представил на обозрение суда кассационной инстанции договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 и свидетельство о государственной регистрации за обществом права собственности на данный участок.
Администрация и департамент, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили.
Изучив материалов дела и доводов кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, за обществом в ЕГРП зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества (здание трансформаторной подстанции ТП-32П литера М, нежилое здание площадью 557,4 кв. м литера Н, н, здание лакокрасочных материалов общей площадью 116,1 кв. м литера Л, здание склада фенолоспирта литера К, здание центрального материального склада литера Ж, здание центрального материального склада литера Е, е, здание склада кокса и песка литера Д, здание котельной литера Г, г, г1, здание душевой литера В, здание ремонтной стройгруппы литера Б, здание конторы и буфета, помола угля и очистки литья литера А, а). Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 29 560 кв. м с кадастровым номером 23:43:0302010:904 по адресу: Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, ул. Путевая, 5/4. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 17.12.2014, от 18.12.2014 и от 19.12.2014 (т. 1, л.д. 356-366).
Данная территория ранее предоставлялась заводу "Октябрь" для строительства подсобных цехов и складских помещений. В подтверждение данного обстоятельства заявителем представлены решения (протоколы заседания) Исполнительного комитета Краснодарского совета депутатов трудящихся от 22.07.1949 в„– 16 (земельный участок площадью 20 170 кв. м) и от 01.12.1950 в„– 48 (участок площадью 6 038 кв. м), а также типовой акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства от 05.04.1954 (т. 1, л.д. 194-198, 394-399).
Имущественный комплекс ликвидируемого завода "Октябрь" приватизирован в соответствии с планом продажи, утвержденным директором Территориального агентства Федерального Управления по делам несостоятельности Краснодарского края от 18.11.1996 (т. 1, л.д. 370-404). Данное имущество передано Фондом государственного имущества Краснодарского края в собственность ООО "Предприятие производственного обеспечения "Кнесид" (т. 1, л.д. 405-408).
Право собственности ООО "АМАС" (правопредшественник общества) на объекты недвижимого имущества зарегистрировано в ЕГРП 11.12.2013 на основании договора купли-продажи от 22.11.2013 в„– 540-13 (т. 1, л.д. 114-135, 137-168).
В результате реорганизации ООО "АМАС" в форме выделения (в процессе разрешения спора судом первой инстанции) создано общество, о чем 01.12.2014 внесена регистрационная запись в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1, л. д. 260-264). Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302010:904, переданы обществу (правопреемнику), право собственности которого на данные объекты зарегистрировано в ЕГРП 17.12.2014.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2015 удовлетворено заявление ООО "АМАС" о процессуальной замене на правопреемника - общество на основании статьи 48 Кодекса. Следовательно, правом требовать предоставления земельного участка, расположенного под указанными объектами, в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса (в настоящее время - статьи 39.20 Земельного кодекса) обладает общество.
Постановлением администрации от 22.05.2014 в„– 3247 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 на кадастровом плане территории площадью 29 560 кв. м, по адресу: Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, ул. Путевая, 5/4 для эксплуатации зданий производственного назначения. В постановлении (схеме расположения) отражено, что часть земельного участка (площадью 4393 кв. м) находится за красными линиями застройки (т. 1, л.д. 320, 329).
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории также следует, что площадь 29 560 кв. м является допустимой, соответствует расчетным нормативам и включает: 21 432 кв. м - площадь застройки, 7923 кв. м - площадь автостоянки, 205 кв. м - площадь для благоустройства территории (т. 1, л.д. 322-326). Данная площадь земельного участка, формируемого для эксплуатации объектов недвижимости, подтверждается также отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границ земельного участка (т. 1, л.д. 337-341).
Согласно межевому плану от 27.05.2014 часть земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 (площадью 4393 кв. м) расположена за красными линиями застройки (находится в границах территории общего пользования), прохождение красных линий отражено на схеме геодезических построений участка (т. 1, л.д. 304-318).
По сведениям ГКН (кадастровая выписка от 26.01.2015), земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:904 поставлен на кадастровый учет 28.05.2014, площадь участка - 29 560 кв. м, разрешенное использование - для эксплуатации зданий производственного назначения. Сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения временного характера сведений - 29.05.2019. Кадастровая выписка содержит также план земельного участка (т. 1, л.д. 342-355).
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар следует, что красные линии квартала, ограниченного улицами Одесская - им. Коммунаров - Путевая в Центральном внутригородском округе, вблизи запрашиваемого земельного участка утверждена постановлением в„– 815 (т. 1, л.д. 335, 336).
Прохождение красных линий, утвержденных постановлением в„– 815, через земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:904 и расположенные на нем объекты недвижимости подтверждается также схемой границ земельного участка на топографической основе М 1:1000. Данная схема согласована исполняющим обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 06.02.2014 (т. 1, л.д. 367, 368).
16 октября 2014 года ООО "АМАС" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 29 560 кв. м с кадастровым номером 23:43:0302010:904, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Путевая, 5/4 (т. 1, л.д. 96, 97). К заявлению ООО "АМАС" приложило регистрационные документы, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и объекты недвижимости, что администрацией не оспаривается.
23 октября 2014 года администрация (письмо от 23.10.2014 в„– 42630) информировала ООО "АМАС" о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 в собственность за плату. Отказ органа местного самоуправления мотивирован тем, что часть испрашиваемого земельного участка (площадью 4393 кв. м) расположена за красными линиями застройки (в границах территории общего пользования). Обществу предложено использовать земельный участок на праве аренды (т. 1, л.д. 99, 100).
Полагая, что отказ органа местного самоуправления в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:904 противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "АМАС" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что такое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом решения, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 в„– 11) указано следующее. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Пункт 4 постановления от 24.03.2005 в„– 11 содержит следующие разъяснения. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества мотивирован органом местного самоуправления тем, что часть этого участка (площадью 4393 кв. м) расположена за красными линиями застройки (находится в границах территории общего пользования).
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 в„– 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 в„– 18-30. Из содержания названного постановления следует, что установление красных линий должно осуществляться с учетом существующей застройки территорий. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно иметь место обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302010:904 объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, возведены задолго до установления красных линий в соответствии с постановлением в„– 815. Утвержденные названным муниципальным нормативным актом красные линии проходят через несколько объектов недвижимости (здания), принадлежащих обществу на праве собственности, а также через территорию, сформированную (необходимую для эксплуатации) указанных объектов. Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса, на испрашиваемом земельном участке (либо в границах объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности), администрацией в материалы дела не представлено.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 в„– 2438/10, если красные линии были установлены (изменены) после начала строительства объекта недвижимости и этот объект выходит за пределы измененных красных линий, то такое изменение противоречит действующему законодательству.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ органа местного самоуправления не соответствует нормам Земельного кодекса и нарушает право общества на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы администрации окружным судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к противоположным выводам. Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу в„– А32-42700/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------