Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2016 N Ф08-1571/2016 по делу N А77-1406/2013
Требование: Об устранении препятствий в пользовании участком путем сноса погрузочно-разгрузочной площадки.
Обстоятельства: Истец полагал, что участок находится в полосе отвода железной дороги, а расположенная на нем погрузочно-разгрузочная площадка не может эксплуатироваться ответчиком без согласования и заключения договора субаренды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку границы участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах точек изменения описания границ и деления их на части.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чеченской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. по делу в„– А77-1406/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога - Белой А.Н. (доверенность от 11.03.2015), в отсутствие представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая агропромышленная фирма "Седа" (ИНН 2020002987, ОГРН 1032001204840), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, мэрии города Аргун, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Луговая Ю.Б.) по делу в„– А77-1406/2013, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - акционерное общество) подало в Арбитражный суд Чеченской Республики иск к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая агропромышленная фирма "Седа" (далее - общество) об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 7500 кв. м с кадастровым номером 20:16:0101001:1 (20:16:0000010:0003), расположенным по адресу: Чеченская Республика, город Аргун, ул. Станционная, 4а, (далее - земельный участок с кадастровым номером 20:16:0101001:1) путем сноса погрузочно-разгрузочной площадки (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, мэрия города Аргуна (далее - управление Росимущества, управление Росреестра, администрация).
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 иск удовлетворен со следующей мотивировкой. Земельный участок с кадастровым номером 20:16:0101001:1 находится в пределах земельного участка площадью 28 607 612,04 кв. м с кадастровым номером 20:00:0000000:3, расположенного на территории Чеченской Республики в городе Аргуне под полосой отвода железной дороги, необходимого для эксплуатации производственно-технического комплекса железной дороги (далее - земельный участок с кадастровым номером 20:00:0000000:3). Расположенная на земельном участке с кадастровым номером 20:16:0101001:1 принадлежащая обществу погрузочно-разгрузочная площадка не относится к объектам железнодорожного транспорта. Ее расположение в полосе отвода железнодорожной дороги противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы акционерного общества, лишает последнего возможности использования по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.11.2015 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции привел следующие мотивы. При предоставлении в аренду акционерному обществу земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3 его границы не были согласованы с пользователем земельного участка с кадастровым номером 20:16:0101001:1 и собственником находящейся на нем погрузочно-разгрузочной площадки. Границы названных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах точек изменения описания границ и деления их на части (характерных точек их границ). Судебные эксперты признали невозможным определение наложения границ земельных участков.
Акционерное общество обжаловало постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 20:16:0101001:1 является частью земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3, а расположенная на нем погрузочно-разгрузочная площадка не может эксплуатироваться обществом без согласования с акционерным обществом и заключения договора субаренды земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя акционерного общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3, занятого объектами железнодорожного транспорта (свидетельство о государственной регистрации права от 23.07.2004 серии 20 АА в„– 001465). Управление Росимущества (арендодатель) и акционерное общество (арендатор) заключили договор от 19.03.2007 в„– 002 аренды земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3 на 49 лет для обеспечения деятельности организаций, размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (далее - договор аренды).
Решением исполнительного комитета Аргунского городского Совета народных депутатов от 15.11.1990 в„– 285 был выделен земельный участок площадью 7500 кв. м, расположенный по адресу: Чеченская Республика, г. Аргун, ул. Станционная, 4-а, с разрешением строительства грузовой механизированной площадки. На основании протокола заседания административной комиссии от 20.10.2000 в„– 35 со ссылкой на решение исполнительного комитета Аргунского городского Совета народных депутатов от 15.11.1990 в„– 285 администрацией издано распоряжение от 21.10.2000 в„– 710-р о перерегистрации земельного участка площадью 7500 кв. м под погрузочно-разгрузочной механизированной площадкой. Обществу выдано временное свидетельство от 24.10.2000 в„– 34Б о праве постоянного пользования земельным участком площадью 7500 кв. м под погрузочно-разгрузочной площадкой. Кадастровый учет земельного участка площадью 7500 кв. м осуществлен 21.10.2000 под кадастровым номером 20:16:0000010:0003, позднее измененным на 20:16:0101001:1 (кадастровый паспорт от 31.01.2011). Право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 20:16:0101001:1 (20:16:0000010:0003) зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись от 14.11.2005 с номером регистрации 20-20-01/005/2005-385; свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2005 серии 20 АА в„– 002468).
На предоставленном в пользование в 1990 году земельном участке с кадастровым номером 20:16:0101001:1 по согласованию в 1991 году с начальником Грозненской дистанции пути и начальником станции Аргун обществом осуществлено строительство железнодорожных путей с примыканием к 7-му пути у сигнала М-7 в четной горловине станции Аргун и погрузочно-разгрузочной механизированной площадки, принятых в эксплуатацию с участием представителей Грозненской дистанции пути и станции Аргун Министерства путей сообщений Российской Федерации.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 20:16:0101001:1 находится в полосе отвода железной дороги, а расположенная на нем погрузочно-разгрузочная площадка не может эксплуатироваться обществом без согласования с акционерным обществом и заключения договора субаренды земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3, акционерное общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Самовольной постройкой, в силу применимой к рассматриваемым отношениям редакции статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 304, 305 Гражданского кодекса). Иск о сносе самовольной постройки, предъявленный в защиту своего права на земельный участок лицом, которое не лишено владения этим участком, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения.
В пунктах 22, 23 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление пленумов в„– 10/22) разъяснено, что правом на обращение в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки обладает не только собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, но и его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Наличие государственной регистрации права на недвижимое имущество, имеющее признаки самовольной постройки, не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания признания имущества самовольной постройкой.
Статьей 5 Федерального закона от 25.08.1995 в„– 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в применимой к рассматриваемым отношениям редакции; далее - Закон в„– 153-ФЗ) к землям железнодорожного транспорта отнесены земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог было утверждено приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 в„– 26Ц (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 в„– 1848). До утверждения положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предоставление во временное пользование земельных участков в пределах этой полосы отвода физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РСФСР осуществлялось на основании Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 в„– 24, и статьи 13 Устава железных дорог СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 в„– 270 (письмо Госкомзема Российской Федерации от 17.10.1997 в„– 2-30/1934, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 в„– М-8429). Железные дороги Российской Федерации из закрепленных за ними в постоянное (бессрочное) пользование земель в пределах полосы отвода вправе были предоставлять во временное пользование земельные участки физическим и юридическим лицам, в том числе для иных объектов, не препятствующих бесперебойному функционированию железных дорог при безусловном их соответствии требованиям безопасности движения. Такое предоставление производилось по решению руководства железной дороги по договорам на временное землепользование, заключаемым железными дорогами или входящими в их состав предприятиями.
Землями транспорта, в соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе железнодорожного транспорта. Деятельность организаций и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта обеспечивается предоставлением земельных участков для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Земли железнодорожного транспорта, в силу пункта 1 статьи 9 Закона в„– 17-ФЗ, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон в„– 29-ФЗ) Правительство Российской Федерации уполномочено на установление порядка и условий пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и закрепленными за акционерным обществом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 в„– 611 утвержден порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, пунктом 2 которого в обязанности заинтересованных лиц (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельца железнодорожного пути не общего пользования, организации, осуществляющей строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, иным) в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ вменено обеспечение проведения кадастровых работ. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 в„– 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, которыми предписано учитывать сложившееся землепользование при определении ширины полосы отвода железной дороги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 в„– 264 с учетом особенностей управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными акционерному обществу (далее - Правила). Пунктами 2, 4 Правил в действовавшей до 25.04.2011 редакции устанавливалось, что пользование земельными участками осуществляется на основании заключаемого управлением Росимущества с акционерным обществом договора аренды земельного участка, за исключением случая, когда договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения Правил. В договор аренды земельного участка императивно предписано включать обязательство арендатора по передаче части арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, сооружения, по их заявлению в пределах срока действия договора аренды. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2007 в„– ГКПИ06-1020 пункт 2 Правил признан недействующим в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил". Высшая судебная инстанция исходила из того, что ни Земельный кодекс, ни Закон в„– 17-ФЗ, ни Закон в„– 29-ФЗ не содержат запрета на заключение договора аренды земельного участка, находящегося на полосе отвода железной дороги, с собственником расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Пункт 2 Правил в оспариваемой части с момента утверждения Правил препятствует собственнику расположенного на земельном участке здания, сооружения заключить договор аренды данного участка, допускает возможность заключения такого договора управлением Росимущества только с акционерным обществом. Названный пункт в прежней редакции не соответствовал пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса, поскольку ограничивал исключительное право собственников зданий, сооружений, расположенных на являющихся федеральной собственностью земельных участках, на приобретение данных участков в аренду, подменяя его правом на заключение с акционерным обществом договора субаренды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 в„– 239 в пункт 2 правил внесены соответствующие изменения.
Вышеприведенные нормативные положения не могут быть истолкованы таким образом, что право собственников правомерно возведенных в пределах полосы отвода объектов недвижимости на использование земли прекращается в связи с заключением Росимуществом (его территориальным органом) с акционерным обществом договора аренды. Собственникам здания, сооружения, расположенных на находящемся в полосе отвода железной дороги земельном участке, предоставляется право на заключение как договора аренды этого участка с Росимуществом (его территориальным органом), так и договора субаренды с акционерным обществом. Заключенный управлением Росимущества и акционерным обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3 не препятствует обществу в реализации его права на заключение договора аренды или субаренды земельного участка с кадастровым номером 20:16:0101001:1. С учетом наличия у общества оформленного права на использование земельного участка с кадастровым номером 20:16:0101001:1, возведения спорного объекта с предварительным получением необходимых разрешений и согласований, его ввода в эксплуатацию, отсутствия с его стороны препятствий в бесперебойном функционировании железных дорог и соответствие требованиям безопасности движения такой объект (погрузочно-разгрузочная площадка) не мог быть признан самовольной постройкой. При формировании земельного участка с кадастровым номером 20:00:0000000:3 и заключении управлением Росимущества и акционерным обществом договора аренды не учтено ранее сложившееся пользование земельным участком с кадастровым номером 20:16:0101001:1. Основания для удовлетворения иска акционерного общества у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А77-1406/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------