По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 N Ф08-1177/2016 по делу N А32-2399/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании его предоставить.
Обстоятельства: Предприниматель ссылался на то, что участок сельскохозяйственного назначения надлежащим образом им используется на праве аренды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку право предпринимателя на приватизацию земельного участка не может быть реализовано на основании п. 4 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с включением данного участка в границы населенного пункта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу в„– А32-2399/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Косенко Владимира Викторовича (ИНН 235208982769, ОГРНИП 305235213700032), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) и третьего лица - администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района (ИНН 2352037969, ОГРН 10523299075700), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Косенко Владимира Викторовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-2399/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Косенко В.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении предпринимателю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3, выраженного в письме от 08.12.2014 в„– 52-18891/14-32.20;
- обязать департамент предоставить в собственность предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 по его кадастровой стоимости, направив проект договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы следующим. Участок сельскохозяйственного назначения надлежащим образом используются предпринимателем на праве аренды, поэтому на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) заявитель имеет право на приобретение участка в собственность. Отказ департамента в приватизации земельного участка не только не соответствует Закону Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 29.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Фонталовского сельского поселения Темрюкского района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что предпринимателю по договору от 21.07.2006 в„– 00000001592 в аренду предоставлен земельный участок площадью 20,0002 га с кадастровым номером 23:30:0201010:0003, расположенный в Краснодарском крае, Темрюкском районе в границах ОАО АФ "Голубая бухта". Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства на срок до 21.07.2016. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. Департамент отказал предпринимателю в приватизации участка со ссылкой на его включение в границы поселка Кучугуры (письмо от 08.12.2014 в„– 52-18891/14-32.20). При оценке доводов предпринимателя о незаконности отказа уполномоченного органа суды исходили из того, что установленный специальной нормой (пункт 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) правовой механизм применяется в отношении участков из земель сельскохозяйственного назначения. При проверке доводов департамента о включении участка с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 в границы населенного пункта судебные инстанции установили, что испрашиваемый участок включен в границы Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края. Таким образом, с даты включения земельного участка в границы сельского поселения осуществлен его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (статьи 7, 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Генеральный план Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края утвержден решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 в„– 276. Довод предпринимателя о том, что включение спорного участка в границы населенного пункта не изменило автоматически его категорию, судом апелляционной инстанции отклонен со ссылкой на часть 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель). С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о законности отказа департамента в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 (т. 1, л.д. 151; т. 2, л.д. 29).
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суд первой инстанции нарушил положения части 9 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Определением от 08.07.2015 судебное разбирательство было отложено, новое судебное заседание назначено на 24.08.2015. Предприниматель 11.08.2015 направил истребованные судом дополнительные документы, а его представитель прибыл в назначенное время в судебное заседание, которое не состоялось. При этом никакой информации о времени следующего заседания в адрес заявителя (его представителя) не поступало. Вместо направления сведений о времени и месте нового судебного заседания предпринимателю направлен текст решения от 11.11.2015, в котором указано об объявлении резолютивной части судебного акта 24.08.2015. Таким образом, судом первой инстанции нарушены положения пункта 2 части 4 статьи 288 Кодекса (предприниматель надлежаще не извещался о времени и месте судебного разбирательства). Не основан на законе и вывод судебных инстанций о том, что право заявителя на приватизацию земельного участка не может быть реализовано в связи с включением его в границы населенного пункта. Включение испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта не изменило автоматически его категорию, а также не повлекло за собой прекращение права аренды. Данные обстоятельства признаны представителем департамента в судебном заседании, состоявшемся 08.07.2015, на котором присутствовали представители сторон.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании приказа департамента от 21.07.2006 в„– 150-з (т. 1, л.д. 22) по договору от 21.07.2006 в„– 00000001592 предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок площадью 20,0002 га с кадастровым номером 23:30:0201010:0003, расположенный в Краснодарском крае, Темрюкском районе в границах ОАО АФ "Голубая бухта". Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства на срок до 21.07.2016 (т. 1, л.д. 18-21).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), отраженным в кадастровой выписке от 10.10.2014 в„– 23-23-01/468/2014-3250 и кадастровом паспорте от 04.12.2014 в„– 2343/12/14-1140859, земельному участку площадью 200 002 кв. м, расположенному по адресу: Краснодарский край, ОАО А/Ф "Голубая бухта", присвоен кадастровый номер 23:30:0201010:3. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства". Земельный участок внесен в ГКН 07.03.2006 (т. 1, л.д. 55-60).
В деле имеется также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.01.2015, согласно которой участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (т. 1, л.д. 27).
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 14, 15).
Департамент в письме от 08.12.2014 в„– 52-18891/14-32.20 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 относится к категории земель населенных пунктов и входит в границы поселка Кучугуры в соответствии с решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 в„– 276. Правовые основания для предоставления в собственность за плату испрашиваемого участка в соответствии с приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" отсутствуют (т. 1, л.д. 16).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента, нарушающего его права, предприниматель оспорил его в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 1 указанной нормы (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
В пункте 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей спорный период) указано следующее. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в действующей на момент возникновения спорных отношений редакции) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм заинтересованным лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По целевому назначению земли подразделяются на категории. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса одним из оснований для установления (изменения) границ населенных пунктов является утверждение (изменение) генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением (изменением) черты населенных пунктов.
Статьей 8 Закона о переводе предусмотрено, что установление (изменение) границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в ГКН.
Уполномоченный орган, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение ГКН, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (статья 5 Закона о переводе земель).
Испрашиваемый земельный участок по сведениям государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что также подтверждается сведениями из ЕГРП.
При этом согласно части 5 статьи 14 Закона о переводе земель участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В силу приведенных норм включение земельного участка в черту населенного пункта означает перевод его из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, на которые положения пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяются.
Исследовав представленные в дело документы (т. 1, л.д. 93, 94, 102-127), оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что Генеральный план Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края утвержден решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 в„– 276. Из содержания указанного документа (его графической и текстовой частей) следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 входит в границы Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции признали, что право заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3 не может быть реализовано на основании пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в связи с включением данного участка в границы населенного пункта.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы предпринимателя о ненадлежащем извещении его судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства, что в силу пункта 2 части 4 статьи 288 Кодекса, является основанием для отмены судебных актов в любом случае, окружным судом отклоняется.
Материалы дела подтверждают, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2015 судебное разбирательство по делу было отложено, новое судебное заседание назначено на 24.08.2015. В судебном заседании, состоявшемся 08.07.2015, присутствовали представители сторон, при этом предпринимателю предложено представить документы, подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 129-131). Истребованные у заявителя документы получены судом 14.08.2015 (т. 1, л.д. 134-143), однако в судебное заседание, состоявшееся 24.08.2015, представители сторон не явились (протокол судебного заседания от 24.08.2015; т. 1, л.д. 148). Следовательно, предприниматель (представитель заявителя) знали об отложении судебного заседания на 24.08.2015, однако в состоявшееся судебное заседание не явились. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Иные доводы жалобы подлежат отклонению как не основанные на законе (статьи 7, 77, 83 и 84 Земельного кодекса, статьи 7, 8 и 14 Закона о переводе земель), а также не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Правильность судебных выводов предпринимателем не опровергнута, несогласие с ними не может служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют материалам дела и обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 22.01.2016).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу в„– А32-2399/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА
------------------------------------------------------------------