Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2016 N Ф08-1051/2016 по делу N А61-1833/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельных участков, обязании его зарегистрировать.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением кооперативом документов, подтверждающих правопреемство и переход права постоянного пользования участками от колхоза.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснены существенные для дела обстоятельства, связанные с отнесением кооператива к лицам, имеющим право на переоформление права постоянного пользования участками на право аренды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А61-1833/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - колхоза (сельскохозяйственного кооператива) им. Карла Маркса (ИНН 1506000261, ОГРН 102150058796) - Кундуховой Э.Т. (доверенность от 18.06.2015) Хаблиевой М.Р. (доверенность от 24.06.2015), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674) и третьих лиц: администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России в„– 4 по Республике Северная Осетия-Алания, управления земельных и имущественных отношений при администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания по вопросам сельского хозяйства, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2015 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Жуков Е.В.) по делу в„– А61-1833/2015, установил следующее.
Колхоз (сельскохозяйственный кооператив) им. Карла Маркса (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ управления Росреестра от 28.05.2015 в„– 15/006/055/2015-111 в государственной регистрации договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020101:25; 15:06:0020101:22; 15:06:0020101:23; 15:06:0020101:16; 15:06:0020101:24; 15:06:0020101:1; 15:06:0020101:4; 15:06:0020101:25; 15:06:0020103:96; 15:06:0020102:91;
- обязать управления Росреестра зарегистрировать договор аренды от 14.04.2015 в„– 34 (требования уточнены).
Заявление мотивировано следующим. Кооператив является правопреемником колхоза им. К. Маркса (далее - колхоз), за которым в постоянное (бессрочное) пользование в 1984 году закреплялось 3071,64 га сельскохозяйственных земель. Отказ в государственной регистрации договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не соответствует статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) и нарушает права кооператива в имущественной сфере.
Определением от 03.07.2015 (л. д. 1-3) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация), межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России в„– 4 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - налоговая служба), управление земельных и имущественных отношений при администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания по вопросам сельского хозяйства (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 требования удовлетворены. Отказ управления Росреестра от 28.05.2015 в„– 15/006/055/2015-111 в государственной регистрации договора аренды земельных участков от 14.04.2015 в„– 34 признан незаконным. Суд обязал управление Росреестра осуществить государственную регистрацию договора аренды от 14.04.2015 в„– 34.
Судебные инстанции установили, что на основании постановления от 10.04.2015 в„– 153 администрация и кооператив заключили договор аренды от 14.04.2015 в„– 34 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:06:0020101:25, 15:06:0020101:22, 15:06:0020101:23, 15:06:0020101:16, 15:06:0020101:24, 15:06:0020101:1, 15:06:0020101:4, 15:06:0020101:25, 15:06:0020103:96, 15:06:0020102:91 для сельскохозяйственного использования. Уведомлением от 28.05.2015 в„– 15/006/055/2015-111 управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды, мотивировав его непредоставлением документов, подтверждающих, что кооператив является правопреемником колхоза. Следовательно, у кооператива отсутствует право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (на заключение договора аренды) без проведения публичных процедур (торгов). При проверке доводов о неправомерности отказа регистрирующего органа суды исходили из наличия у заявителя обязанности по переоформлению существующего титула (пункт 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 в„– 11). Судебные инстанции признали, что от колхоза к кооперативу право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в том числе перечисленными в договоре аренды от 14.04.2015 в„– 34, перешло в порядке универсального правопреемства (пункт 1 статьи 129, пункт 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Кроме того, кооператив непрерывно пользуется спорными земельными участками, ранее переданными колхозу. Довод управления Росреестра о том, что передаточный акт является основным документом при определении наличия правопреемства, отсутствие которого является основанием для отказа в государственной регистрации, отклонен апелляционным судом. Передаточный акт не может рассматриваться в качестве единственного и достаточного правоустанавливающего документа, свидетельствующего о реорганизации юридического лица и наличия у него статуса правопреемника. Поскольку кооператив представил для регистрации договора от 14.04.2015 в„– 34 все документы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В порядке устранения нарушенных прав кооператива суд, со ссылкой на пункт 4 постановления от 24.03.2005 в„– 11, возложил на управление Росреестра обязанность по государственной регистрации договор аренды от 14.04.2015 в„– 34.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Регистрирующий орган просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивированна следующим. Кооперативу отказано в государственной регистрации договора аренды в связи с непредставлением документов, предусмотренных для государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации. Из содержания представленного кооперативом государственного акта на право пользования землей от 01.12.1984 серии А-Г в„– 930503 следует, что земельный участок площадью 3071,64 га предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование колхозу из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Поданные на государственную регистрацию документы не подтверждают правопреемство и переход права постоянного (бессрочного) пользования от колхоза к кооперативу. Поэтому в адрес налоговой службы направлены межведомственные запросы о представлении информации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о реорганизации колхоза в кооператив, а также о предоставлении копии утвержденного передаточного акта, содержащего положения о правопреемстве по правам и обязательствам реорганизованного кооператива (пункт 3 статьи 8 Закона о регистрации). Из ответа налоговой службы от 12.05.2015 следует, что в деле кооператива передаточные акты отсутствуют, представлены быть не могут. Из письма администрации следует, что кооператив не является правопреемником ранее существовавшего колхоза (реорганизованного в 1993 году в союз крестьянских и фермерских хозяйств "Коста"; далее - СКФХ "Коста"). Кооперативу рекомендовано обратиться в суд для установления правопреемства и дальнейшего оформления земельных участков в соответствии с государственным актом на пользование землей А-Г в„– 390503. Вступившим в законную силу решением от 16.05.2013 по делу в„– А61-3405/2012 в удовлетворении иска кооператива к администрации о понуждении заключить договор аренды земельного участка площадью 3071,64 га отказано. В судебном акте отражено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Из материалов дела, в том числе протоколов общих собраний, не усматривается, что в повестку данных собраний, среди иных вопросов, входили вопросы об утверждении передаточного акта. С учетом представленных заявителем (полученных из налоговой службы) документов и по результатам проведения их правовой экспертизы принято решение об отказе в проведении государственной регистрации договора аренды земельных участков.
Кооператив в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители кооператива возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылались на соответствие выводов судебных инстанций нормам гражданского и земельного законодательства, а также представленным в дело документам. Представили на обозрение судебной коллегии имеющиеся у кооператива подлинные документы о реорганизации колхоза в СКФХ "Коста" и о реорганизации последнего в кооператив.
От налоговой службы поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей кооператив, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает необходимым отменить обжалуемые судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, государственным актом серии А-1 в„– 930503, выданным Исполнительным комитетом Ардонского районного Совета депутатов трудящихся в декабре 1984 года, колхозу в постоянное (бессрочное) пользование выделен земельный участок площадью 3071,64 га для сельскохозяйственного производства. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей в„– 40 (т. 1, л.д. 44-47).
В связи с обращением кооператива (правопреемника колхоза) о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, закрепленным в соответствии с государственным актом серии А-1 в„– 930503, администрацией на основании статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ издано постановление от 10.04.2015 в„– 153. Кооперативу предоставлены в аренду земельные участки для сельскохозяйственного производства: площадью 1 175 000 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:25, площадью 259 370 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:22, площадью 510 000 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:23, площадью 1 924 300 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:16, площадью 852 300 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:24, площадью 210 079 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:1; площадью 200 тыс. кв. м с кадастровым номером 15:06:0020101:4; площадью 5868 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020103:87; площадью 3 555 035 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020103:96; площадью 4 634 224 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:91 (т. 1, л.д. 55).
Во исполнение постановления от 10.04.2015 в„– 153 администрация (арендодатель) и кооператив (арендатор) подписали договор аренды от 14.04.2015 в„– 34 указанных земельных участков общей площадью 10 126 176 кв. м (т. 1, л.д. 31-35).
17 апреля 2015 года кооператив обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14.04.2015 в„– 34 (т. 1, л.д. 118-123).
Уведомлением от 28.04.2015 государственная регистрация приостановлена по причине отсутствия в приложенных к заявлению документах сведений о правопреемстве кооператива. В налоговую службу направлен запрос от 05.05.2015 (т. 1, л.д. 112, 113) о предоставлении копии утвержденного передаточного акта, содержащего положения о правопреемстве по правилам и обязательствам реорганизации колхоза в кооператив по правилам статей 58, 59 Гражданского кодекса (т. 1, л.д. 107-109).
Сообщением от 28.05.2015 в„– 15-006/055/2015-111 кооперативу отказано в государственной регистрации договора аренды. Отказ мотивирован непредставлением заявителем документов, подтверждающих правопреемство и переход права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от колхоза к кооперативу. В отсутствие указанных документов в рамках земельного законодательства у кооператива отсутствует право переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды без проведения торгов (т. 1, л.д. 115-117).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 28.05.2015 в„– 15-006/055/2015-111 не соответствует требованиям гражданского и земельного законодательства, а также нарушает его права (законные интересы) в сфере предпринимательской деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации перечислены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (пункт 1); к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2).
Из пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Спор возник в связи с отказом управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды земельных участков от 14.04.2015 в„– 34, заключенного с администрацией в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования кооператива земельными участками сельскохозяйственного назначения. При обращении с заявлением в суд общество указало, что данное право перешло к нему от колхоза в результате нескольких реорганизаций (колхоз реорганизован в СКФХ "Коста", реорганизованный впоследствии в кооператив).
В пункте 3 статьи 20 Земельного кодекса закреплено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Пунктом 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Удовлетворяя требования кооператива, судебные инстанции исходили из того, что колхозу в 1984 году на праве бессрочного (постоянного) пользования выделялся земельный массив площадью 3071,64 га в целях ведения сельскохозяйственного производства на основании государственного акта А-1 в„– 930503, выданного исполнительным комитетом Ардонского районного Совета депутатов трудящихся в декабре 1984 года. Постановлением общего собрания колхозников от 04.12.1991 колхоз реорганизован в СКФХ "Коста" с передачей последнему во владение, пользование и распоряжение земельного фонда. Из архивной выписки Ардонского районного муниципального архива от 11.12.2014 в„– 250 следует, что решением Малого Совета Ардонского районного Совета народных депутатов от 22.11.1993 в„– 35-211 "О замене государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей колхоза им. К. Маркса" утверждены границы землепользования колхоза. Колхозу на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 2139,71 га (в границах землепользования - 3127,01 га). Кооператив является правопреемником СКФХ "Коста" (постановление администрации от 02.04.2001 в„– 81, пункт 1 Устава кооператива), следовательно, обладает правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования части земельного участка, ранее предоставленного колхозу (статьи 20, 36 Земельного кодекса, пункт 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ). Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности решения управления Росреестра от 28.05.2015 в„– 15-006/055/2015-111 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 14.04.2015 в„– 34, нарушающего права и законные интересы кооператива.
Данный вывод сделан судебными инстанциями без учета норм законодательства, действовавшего в период реорганизации колхоза в СКФХ "Коста" (1991-1993 годы).
Реорганизация колхоза производилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 в„– 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которыми колхозам и совхоз предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Коллективам колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, необходимо принять решения о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении, владелец которого обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из форм использования пая. На местные администрации возложена обязанность по обеспечению выдачи гражданам, ставшим собственниками земли, свидетельств на право собственности, имеющих законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий в рассматриваемый период были установлены Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 в„– 708 (в редакции постановления от 11.12.1992 в„– 969; далее - Положение).
В пунктах 8 и 9 Положения закреплено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 в„– 213.
При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий. Исключение составляют земли, переданные в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов; занятые сенокосами и пастбищами общественного пользование; включенные в фонд перераспределения земель; используемые сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданные хозяйству в аренду (пункт 10 Положения).
При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (пункт 5 Положения).
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14.01.1992 разработаны Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, в соответствии с которыми основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями, одним из которых является раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы. Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе (пункт 5 раздела 1).
Независимо от избранного направления реорганизации до 01.03.1992 трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения о форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 6.3 раздела 1).
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли. Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство собственности (пункт 6.4 раздела 1).
Решение о ликвидации колхоза или совхоза и разделе его на частные предприятия с дальнейшим их объединением в ассоциацию предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей. Комиссия по реорганизации хозяйства в этом случае наделяется функциями ликвидационной (пункт 1 раздела 3).
Для сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, совместного выполнения некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение индивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или обслуживающих кооперативов. Вхождение предпринимателей в ассоциацию строго добровольно. Ассоциация регистрируется в соответствии с действующим законодательством и функционирует на основе своего устава (пункт 6 раздела 3).
Активы ассоциаций формируются за счет: вступительных паевых взносов членов (как денежных, так и имущественных); ежегодных взносов членов; имущества и земельных участков реорганизованного хозяйства, оставшихся нераспределенными; отчислений от прибыли от коммерческой деятельности; других законных источников. Основной целью ассоциации является создание условий для хозяйственной деятельности своих членов (пункты 8 и 9 раздела 3).
Из приведенных правовых норм следует, что реорганизация колхоза предполагает прекращение права постоянного (бессрочного) пользования колхозов на закрепленные ранее за ними земли (сельскохозяйственные угодья) и приватизацию этих земель членами колхозов с определением земельных долей (паев) работников, составляющих их общую долевую собственность. Одной из форм реорганизация являлся раздел колхоза на крестьянские хозяйства с последующим их добровольным объединением в ассоциацию. Соответствующее решение принимается на общем собрании членов колхоза, являющихся владельцами имущественных и земельных долей.
В деле имеется постановление общего собрания членов колхоза от 04.12.1991, которым принято решение о реорганизации колхоза в СКФХ "Коста". Также утверждены устав СКФХ "Коста", Положение о паевых отношениях собственности в союзе и Положение о Совете пайщиков (т. 1, л.д. 48). Однако материалы дела не подтверждают, что при реорганизации колхоза к созданному СКФХ "Коста" перешло право постоянного (бессрочного) пользование на землю (на часть массива общей площадью 10 126 176 кв. м). Напротив, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.905.2013 по делу в„– А61-3405/2012, которым кооперативу отказано в иске к администрации о понуждении заключить договор аренды земельного участка площадью 3071,64 га (в границах государственного акта А-1 в„– 930503), проанализированы отсутствующие в настоящем деле документы и установлено следующее. Члены колхоза произвели раздел находящейся в его пользовании земли на доли (паи). Между 229 лицами, имеющими право на пай, было распределено 1260 га пашни. Нераспределенными остались 310 га пашни, которые были отнесены в резерв СКФХ "Коста". Кроме того, 80 га пашни были переданы в фонд сельского Совета. В Исполком Ардонского районного Совета поступило письмо о том, что общее собрание глав крестьянских и фермерских хозяйств, организованных на базе бывшего колхоза просит поддержать их решение об объединении в СКФХ "Коста" с имеющимися у них земельными и имущественными паями и просит зарегистрировать подготовленные документы. В письме содержался список владельцев имущественных и земельных паев, включающий 229 человек, с подписями этих лиц, с указанием размера паев. Согласно учетной карточке налогового инспекции учредителями СКФХ "Коста" являлись 229 человек. В пункте 3 Устава СКФХ "Коста" закреплено, что крестьянские и фермерские хозяйства добровольно объединяются и вступают в союз. Имущество СКФХ "Коста" составляет земельный фонд, жилье, хозяйственные постройки, сооружения, скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование (пункт 6.1). Имущество СКФХ "Коста" принадлежит его членам на правах общей долевой собственности (пункт 6.3). Установив, что собранием трудового коллектива решение о сохранении прежней формы хозяйствования не принималось, а земельные участки распределены в коллективно-долевую собственность, суд пришел к выводу о том, что пашни (площадью 1260 га) является собственностью членов СКФХ "Коста".
Обстоятельства, связанные с передачей земельных долей (паев) при реорганизации колхоза в СКФХ "Коста" (последующем создании кооператива) имеют существенное значение для правильного разрешения данного спора. Однако в деле отсутствуют (судебными инстанциями не исследовались и не оценивались) учредительные и иные документы, которые позволили бы с достоверностью утверждать, что за СКФХ "Коста" (а в последующем - за кооперативом), сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков общей площадью 10 126 176 кв. м.
Судебные инстанции при разрешении спора сослались также на архивную выписку Ардонского районного муниципального архива от 11.12.2014 в„– 250 (сам документ в дело не представлен и судами не исследовался). В ней указано, что решением Малого Совета Ардонского районного Совета народных депутатов от 22.11.1993 в„– 35-211 "О замене государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей колхоза им. К. Маркса" утверждены границы землепользования колхоза, которому на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 2139,71 га (т. 1, л.д. 57). По мнению заявителя (поддержанному судебными инстанциями), данное решение подтверждает новое закрепление (сохранение) за колхозом части ранее предоставленной ему (по государственному акту) земли на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кооператив полагает, что эти земли не вошли в массив, распределенный между членами СКФХ "Коста" в процессе реорганизации колхоза.
Однако суды не учли имеющиеся в деле письма налоговой службы от 23.04.2015 в„– 04-21/02089 и от 12.05.2015 в„– 04-21/02332 (ответы на межведомственные запросы управления Росреестра в рамках проводимой им правовой экспертизы). В них содержится информация о том, что регистрация реорганизации колхоза в СКФХ "Коста" осуществлена 26.03.1993 по решению регистрирующего органа - Малого Совета Ардонского районного Совета народных депутатов (т. 1, л.д. 110, 114). С учетом полученных из налоговой службы сведений о дате создания СКФХ "Коста" (26.03.1993), суды не выяснили, могло ли приниматься Малым Советом решение о закреплении за колхозом земли в постоянное (бессрочное) пользование 22.11.1993. Кроме того, в деле отсутствует (кооперативом судам не представлен) государственный акт (либо иной документ), удостоверяющий права колхоза (либо СКФХ "Коста") на земельный участок площадью 2139,71 га, выданный до введения в действие Закона о регистрации (пункт 9 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ).
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в дело доказательства и устанавливать обстоятельства дела, отличные от тех, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса. Вместе с тем, основанием для отмены кассационной инстанцией судебных актов и направления дела на новое рассмотрение является несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении (постановлении), установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций не выяснили существенные для дела обстоятельства, связанные с отнесением кооператива к лицам, имеющим право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. Поскольку вывод судебных инстанций о незаконности отказа управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды не основан на законе и не соответствует имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить, относится ли кооператив к лицам, подпадающим под правовое регулирование, закрепленное в статье 20 Земельного кодекса и пункте 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ. Необходимо исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. При отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А61-1833/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------