По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 N Ф08-9002/2016 по делу N А15-1354/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по причине несоответствия формата, начислил штраф в порядке ст. 119 НК РФ.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку нарушение порядка, формы, либо формата представления налоговой декларации не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. по делу в„– А15-1354/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенных о времени и месте его проведения заявителя - открытого акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ИНН 0541031172, ОГРН 10205620009926) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан (ИНН 0541018936, ОГРН 1030502625823), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2016 (судья Магомедов Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу в„– А15-1354/2016, установил следующее.
ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 28.09.2015 в„– 770 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016, заявленные обществом требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 28.09.2015 в„– 770 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания 148 296 рублей 70 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано. Судебные акты в части удовлетворения заявленных требований мотивированы тем, что нарушение порядка, формы, либо формата представления налоговой декларации не образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 119 Кодекса.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным решения инспекции от 28.09.2015 в„– 770 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса в виде взыскания 148 296 рублей 70 копеек штрафа. Как считает налоговый орган, судебные акты вынесены на основании неполного исследования документов, имеющихся в деле, и неправильной оценки представленных инспекцией доказательств и с нарушением норм права. По мнению инспекции, общество, направив налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и получив отказ в приеме такой декларации по причине несоответствии формата, может быть привлечено к налоговой ответственности по статье 119 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 года. По результатам проверки составлен акт от 12.08.2015 в„– 1453 и принято решение от 28.09.2015 в„– 770 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить 5 931 808 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость, а также 148 296 рублей 70 копеек штрафа по статье 119 Кодекса.
Не согласившись с решением налогового органа от 28.09.2015 в„– 770, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 11.01.2016 в„– 16-08/00026@ решение налогового органа от 28.09.2015 в„– 770 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Считая решение налогового органа от 28.09.2015 в„– 770 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 80 Кодекса налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Пунктом 6 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 в„– 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации. Одним из таких оснований является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
Согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 6 и 7 статьи 6.1 Кодекса).
В соответствии с приказом Минфина России от 02.04.2002 в„– БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Как верно указали суды, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 года должна быть представлена не позднее 25.04.2015. Однако в связи с тем, что 25.04.2015 и 26.04.2015 - выходные дни, сроком представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 года является дата 27.04.2015.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 года направлена обществом в адрес налогового органа посредством телекоммуникационным каналам связи 27.04.2015 в 23 часа 21 минуту. Налоговым органом в связи с выявлением ошибки, препятствующей приему документа по телекоммуникационным каналам связи, отказано в приеме налоговой декларации (расчета), и налогоплательщику направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) 27.04.2015.
28 апреля 2015 года обществом по телекоммуникационным каналам связи повторно направлена налоговая декларация. Однако инспекция отказала обществу в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, направленной в налоговый орган файлом от 27.04.2015 и от 28.04.2015, по причине выявления нарушения с кодом ошибки 0300300000 - "структура файла обмена не соответствует требованиям формата" и множество ошибок с кодом 0300300001 - "Файл не соответствует xsd-схеме".
В материалы дела представлены "подтверждения даты отправки" датированные 27.04.2015 и 28.04.2015 и "уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчета) в электронном виде" датированные соответственно 27.04.2015 и 28.04.2015. В третий раз декларация по ТКС представлена и принята инспекцией 29.04.2015.
При этом управление в своем решении указывает, что "представление налоговой декларации с техническими ошибками" и ошибки "структуры файла обмена не соответствует требованиям формата" (или не представление налоговой декларации по установленному с 2015 года новому формату") - это разные категории ошибок.
Поскольку обществом нарушен формат представления спорной налоговой декларации, она не была принята к обработке, что квалифицировано инспекцией как непредставление декларации в установленные сроки. Суд первой инстанции определил, что форма и формат самой декларации, представленной 27.04.2015 налоговому органу, соответствуют установленным требованиям, а несоответствие относится к формату представления приложения в„– 9 (книги продаж) к декларации.
В соответствии со статьей 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом предусмотрена ответственность.
Пунктом 1 статьи 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей.
Таким образом, данной нормой установлена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правильно отметили, что нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в статье 119 Кодекса.
Ссылка инспекции на правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2012 по делу в„– А56-69736/2011, изучена судами и получила надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу в„– А15-1354/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ТРИФОНОВА
------------------------------------------------------------------