По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2016 N Ф08-8314/2016 по делу N А53-5364/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Оспариваемым актом фонду предписано выполнить все виды работ многоквартирного дома, предусмотренные региональной программой капитального ремонта и в объемах, указанных сметной документацией.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание выдано уполномоченным лицом надлежащему субъекту, ответственному за проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Фонд не доказал и не привел объективные причины, свидетельствующие о невозможности исполнения предписания на период его выдачи и действия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А53-5364/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Колесник И.В., секретарь судебного заседания Могаева Р.Х.) от заявителя - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (ИНН 6167111598, ОГРН 1136100005579) - Крикуновой Т.Л. (доверенность от 11.01.2016), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Василькив Е.Е. (доверенность от 07.12.2015) и Бородиной Т.А. (доверенность от 08.11.2016), рассмотрев кассационную жалобу Некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 (судья Колесник И.В.) постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-5364/2016, установил следующее.
НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - фонд, организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 03.12.2015 в„– 3244.
Решением от 22.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2016, суд отказал в удовлетворении заявленного организацией требования.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащему субъекту, ответственному за проведение капитального ремонта многоквартирного дома в„– 10 по бульвару Петровский в г. Азов Ростовской области. Организация не представила доказательства и не привела объективные причины, свидетельствующие о невозможности исполнения предписания на период его выдачи и действия. Судебные инстанции установили, что названный многоквартирный дом указан в региональной программе капитального ремонта без разделения на литеры; собственнику помещения в„– 8 (литер "Б") выставлялись платежные документы на уплату взносов на проведение капитального ремонта и им уплачены.
В кассационной жалобе организация просит отменить указанные судебные акты и новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют представленным доказательствам и обстоятельствам дела. Фонд полагает, что суды не указали нормы права, устанавливающие наличие полномочий инспекции на совершение такого рода проверок и выдачу фонду предписаний о выполнении работ по капитальному ремонту. Протокол обследования от 24.11.2015 содержит неточности в части указания на литеры, поскольку по адресу бульвар Петровский, 10 в г. Азов Ростовской области, расположены два строения (литеры "А" и "Б"), которые не имеют общих конструктивных элементов и несущих конструкций, не имеют общих точек подключения; одноэтажное здание (литер "Б") не относится к многоквартирному дому (литер "А"); подвальное помещение в жилом доме (литер "А") отсутствует. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что подвал принадлежит жильцам многоквартирного жилого дома на праве общей долевой собственности. В связи с тем, что подвал в жилом доме (литер "А") отсутствует, акт проверки от 03.12.2015 в„– 10026 является незаконным, а выданное инспекцией предписание от 03.12.2015 в„– 3244 - неисполнимым. Фонд, как региональный оператор, не относится к лицам, ответственным за мониторинг, а является исполнителем Региональной программы капитального ремонта. Подтверждением того, что ремонт подвала ошибочно включен в Региональную программу капитального ремонта, является его исключение из программы постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 в„– 447 на основании акта технического состояния МКД от 27.05.2016, составленного Администрацией г. Азов и Управляющей компанией ООО "ЖКХ Дом 5". После получения фондом письма Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области от 25.03.2016 в„– 417 о подтверждении разделения строений по адресу: г. Азов, бульвар Петровский, 10 (литеры "А" и "Б") на отдельные здания, фонд прекратил начисление взносов на капитальный ремонт и направление платежных документов собственнику помещения в„– 8 в здании литер "Б" дома в„– 10 по бульвару Петровский в г. Азов, Ростовской области.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 в„– 603, заказчиком в лице НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" и подрядной организацией ООО "Союз Архстрой" заключен договор от 16.07.2015 в„– 253-2015 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, бульвар Петровский, 10.
По условиям договора от 16.07.2015 в„– 253-2015 подрядчик обязан выполнить работы в установленные договором сроки и передать заказчику комплект исполнительной документации, который включает уточненные сметы, перечни фактически выполненных работ, исполнительные чертежи, акты приемки работ, акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций.
На основании поступивших заявлений жильцов инспекция провела внеплановую выездную проверку выполнения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в„– 10 по бульвару Петровский г. Азов Ростовской области, по результатам которой составила акт от 03.12.2015 в„– 10026, в котором зафиксировала выявленные нарушения в части некачественного исполнения отдельных видов работ, предусмотренных сметной документацией, а именно: невыполнение ремонта подвала в соответствии с программой в срок.
03 декабря 2015 года с целью устранения выявленных нарушений, инспекция вынесла предписание в„– 3244 о проведении НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" всех видов работ многоквартирного дома, предусмотренных Региональной программой и в объемах, предусмотренных сметной документацией.
Не согласившись с предписанием инспекции, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного организацией требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 в„– 125 (далее - положение в„– 125), Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области.В соответствии с пунктом 6 положения в„– 125, должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 в„– 493 "О государственном жилищном надзоре".
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 3.3.1 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2013 в„– 609 (далее - порядок в„– 609), предметом проверок Государственной жилищной инспекции Ростовской области в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора является соблюдение специализированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обязательных требований жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно пунктам 7.1. и 7.2 порядка в„– 609 к отношениям, связанным с осуществлением жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых государственными жилищными инспекторами, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Кодекса, а также положения порядка в„– 609 и Административного регламента исполнения инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области (далее - административный регламент).В силу 3 статьи 20 Кодекса к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 статьи 20 Кодекса.
В соответствии части 4.2 статьи 20 Кодекса основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения в области порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
На основании части 4.3 статьи 20 Кодекса проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 167 Кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законы, принятые субъектом Российской Федерации во исполнение Кодекса, относятся к жилищному законодательству и могут содержать обязательные требования, которые должны соблюдаться участниками жилищных правоотношений.
На территории Ростовской области принят Областной закон от 11.06.2013 в„– 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" (далее - Закон в„– 1101-ЗС).
Согласно части 1 статьи 8 Закона в„– 1101-ЗС региональная программа утверждается в целях планирования и организации проведения на территории Ростовской области капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 1 статьи 9 Закона в„– 1101-ЗС в целях реализации региональной программы капитального ремонта Правительство Ростовской области обязано утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком от одного года до трех лет.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2014 в„– 894 "Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы на 2015 год" (далее - краткосрочный план) единственным участником краткосрочного плана определен региональный оператор.
Учитывая изложенное, а также то, что проверка проведена инспекцией на основании обращения жительницы многоквартирного дома в„– 10 по бульвару Перовский в г. Азов Ростовской области по вопросам организации и проведения капитального ремонта указанного дома, вывод судов о том, что инспекция является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и выдачу предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, является правильным.
Суды установили, что Таблицей в„– 1 краткосрочного плана утвержден перечень многоквартирных домов на территории Ростовской области, в которых планируется выполнить капитальный ремонт общего имущества в 2015 году. При этом спорный многоквартирный дом, включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 в„– 803 без детализации на литеры, из которых он состоит.
Суды установили, что спорный многоквартирный дом является объектом культурного наследия (1884 год ввода объекта в эксплуатацию) и состоит из двух отдельно стоящих литеров "А" и "Б", имеющих один адрес (бульвар Петровский, 10). Литер "А" дома является многоквартирным, а в литере "Б" находится одна квартира в„– 8, которая впоследствии переведена в нежилое помещение; в литере "Б" имеется подвал, который разделен на отдельные помещения, находящиеся в пользовании жильцов обоих литеров; в Региональную программу по капитальному ремонту многоквартирный дом по бульвару Петровскому, 10 в г. Азов внесен без разделения на литеры "А" и "Б".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе письма Администрации города Азов от 14.10.2015 в„– 50/04-3/2405, 24.09.2015 в„– 50/04-3/2245, решение Департамента имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азов Ростовской области от 20.09.2007 в„– 309, квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт, выставленные собственнику помещения в„– 8, расположенного в литере "Б", договор подряда от 16.07.2015 в„– 253-2015 со сметной документацией, и установив, что здания литеров "А" и "Б" спорного многоквартирного дома расположены на одном земельном участке, имеют один адрес, являются одним многоквартирным домом, собственнику помещения в„– 8 литера "Б" выставлялись платежные документы на уплату взносов на проведение капитального ремонта, а также, что спорный многоквартирный дом указан в региональной программе без разделения на литеры, суды сделали правильный вывод о том, что предписание инспекции от 03.12.2015 в„– 3244 является законным и обоснованным.
Суды установили, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об исключении литера "Б" из программы капитального ремонта в 2015 году отсутствует, такое решение собственниками помещений не принималось. В соответствии со сметной документацией, являющейся приложением к договору от 16.07.2015 в„– 253-2015, объем работ по установке лесов для ремонта фасада составил 457 м кв., что соответствует площади проекции литеров, площадь работ по окраске фасада составила 370 м кв., что примерно соответствует площади фасада с вычетом проемов литеров. При этом одна из смет составлена на ремонтные работы подвала. Квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт ежемесячно выставлялись собственнику помещения в„– 8, расположенного в литере "Б" дома в„– 10 по бульвару Петровскому в г. Азов. Аванс в общем размере 40 602 рубля выплачен за ремонт подвала. Размер суммы уплаченного аванса за фасад и кровлю соответствует 30% от сметной стоимости, включающей в себя оба литера "А" и "Б". Однако ремонтные работы выполнены с отступлением от видов и объемов работ, предусмотренных сметной документацией, ремонт подвала не выполнен. Документально данный вывод судебных инстанций фонд не опроверг.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае, именно организация является субъектом проверки, поскольку именно она осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в то время как ООО "Союз Архстрой" является только подрядчиком по выполнению отдельных видов работ. Фонд является региональным оператором, который обязан контролировать и выявлять отступления от краткосрочного плана на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, то есть, до их окончания и до оплаты, нести ответственность за качество, своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Доказательства того, что оспариваемое предписание с учетом его содержания, срока исполнения и даты выдачи являлось неисполнимым, фонд не представил, а также не привел объективных причин невозможности исполнения предписания в установленный в нем срок.
Суды проверили довод фонда об отсутствии оснований для отнесения подвального помещения к общему имуществу собственников многоквартирного дома литер "А" и обосновано отклонили его, как противоречащий статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 36, статьям 135 и 138 Кодекса, положениям правил в„– 491.
Довод фонда об исключении работ по ремонту подвала из Региональной программы капитального ремонта постановлением Правительства Ростовской области от 29.06.2016 в„– 447 был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу в„– А53-5364/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
------------------------------------------------------------------