Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2016 N Ф08-203/2016 по делу N А15-2211/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости участка, равной рыночной.
Обстоятельства: Общество полагало, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка контракту на проведение работ по государственной кадастровой оценке участков в составе земель населенных пунктов, отчету об определении кадастровой стоимости участков и экспертному заключению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2016 г. по делу в„– А15-2211/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Буйнакский агрегатный завод" (ИНН 0543001141, ОГРН: 1020502054792) - Руссу Марина Николаевна (доверенность от 01.02.2016), в отсутствие представителя ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, администрации городского округа "город Буйнакск", общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2015 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (судьи Сулейманов З.М., Марченко О.В., Казакова Г.В.) по делу в„– А15-2211/2014, установил следующее.
ОАО "Буйнакский агрегатный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 243 634,65 кв. м с кадастровым номером 05:44:000040:4, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования - "для эксплуатации производственных и административных зданий", расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, ул. Закарьяева, 1, в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 84 365 тыс. рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, и возложении на кадастровую палату обязанности в течение пяти дней с момента вступления в силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной (с учетом изменения предмета заявленных требований).
Иск мотивирован несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Правительство Республики Дагестан, министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрация городского округа "город Буйнакск", ООО "Оценочная компания "Золотая цифра" (далее - соответственно, управление Росреестра, правительство, министерство, администрация, общество).
Решением от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2015, заявленные требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013 в размере 84 365 тыс. рублей. На кадастровую палату возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения внести в ГКН сведения о рыночной стоимости земельного участка; распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы несоответствием содержащейся в ГКН кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка его рыночной стоимости. Отчет об оценке и заключение судебной экспертизы приняты судами в качестве надлежащих доказательств. Доводы правительства о различии дат, по состоянию на которые установлена кадастровая стоимость земельного участка, составлен отчет независимого оценщика и подготовлено заключение судебной экспертизы, отклонены судом апелляционной инстанции. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к конкретному участку.
В кассационной жалобе правительство просит отменить решение от 26.02.2015 и апелляционное постановление от 27.10.2015, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что разница между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в результате представленной истцом оценки, превышает разумные пределы, что вызывает сомнения в объективности оценки. Суды оставили без внимания доводы правительства об обоснованности кадастровой оценки земли в 16 группе вида разрешенного использования. Судебные акты по делу приняты без изучения отчета по определению кадастровой стоимости земельного участка истца, произведенного ООО "Оценочная компания "Золотая цифра", без изучения положительного экспертного заключения от 30.01.2013 в„– ЭК-100113, подготовленного в целях подтверждения результатов кадастровой оценки земли. Отчет ООО "Академия Оценки Бизнеса" от 08.05.2014 по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 243 634,65 кв. м выполнен не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, что нарушает положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), поэтому данный отчет является ненадлежащим доказательством по делу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, подчеркнув, что рыночная стоимость земельного участка общества установлена на 31.01.2013, то есть на дату постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 в„– 13 (далее - постановление от 31.01.2013 в„– 13).
В судебном заседании представитель общества просила оставить судебные акты обеих инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка площадью 243 634,65 кв. м с кадастровым номером 05:44:000040:4, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, пер. Закарьяева, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.05.2010 (т. 1, л.д. 23).
Согласно кадастровому паспорту от 26.05.2014 в„– 005-201/14-10326-4 кадастровая стоимость земельного участка составляет 467 274 204 рубля 27 копеек (т. 1, л.д. 24).
В соответствии с отчетом ООО "Академия оценки Бизнеса" от 08.05.2014 в„– А-0045/14 рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.10.2010 составляет 77 938 724 рубля 54 копейки (т. 1, л.д. 25-55).
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что кадастровая стоимость земельного участка (05:44:000040:4) в размере 467 274 204 рублей 27 копеек внесена в ГКН на основании постановления от 31.01.2013 в„– 13, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований общество представило отчет ООО "Академия оценки бизнеса" от 08.05.2014 в„– А-0045/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:44:000040:4 по состоянию на 01.10.2010 составила 77 938 724 рубля 54 копейки (т. 1, л.д. 25-55).
В силу части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Вследствие существенных расхождений между кадастровой стоимостью земельного участка (467 274 204 рубля 27 копеек) и его рыночной стоимостью (77 938 724 рубля 54 копеек), определенной в отчете, выполненном по заказу общества, по ходатайству истца определением от 02.09.2014 суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Республики Дагестан (т. 2, л.д. 55-58). Согласно заключению эксперта от 01.12.2014 в„– 372 рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка по состоянию на 31.01.2013 составила 84 365 тыс. рублей (т. 2, л.д. 88-104).
Оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что рыночная стоимость земельного участка определена на 31.01.2013, то есть дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость согласно постановлению от 31.01.2013 в„– 13, рыночная стоимость согласно отчету оценщика от 08.05.2014 в„– А-0045/14 определена по состоянию на 01.01.2010.
Согласно статьям 24.12 - 24.18 Закона об оценочной деятельности процедура государственной кадастровой оценки земель включает в себя принятие органом, являющимся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и учтенных в ГКН, определение оценщиками в соответствии с требованиями закона кадастровой стоимости и составление отчета о ее определении, проведение экспертизы отчета саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком соответствующих работ, направление одного экземпляра отчета об определении кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости объектов недвижимости и дате проведения последней государственной кадастровой оценки.
В постановлениях от 28.06.2011 в„– 913/11, от 25.06.2013 в„– 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и внесение ее в ГКН в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Истолковав в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности и подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учтя необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей, а также использования при определении рыночной стоимости показателей и ценообразующих факторов, существовавших на момент определения кадастровой стоимости, высшая судебная инстанция заключила о необходимости доказывания величины рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, и указанную во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика допущена возможность ее установления исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Содержание постановления от 31.01.2013 в„– 13 не позволяет определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, дата издания названного акта таковой не является, пункт 6 постановления, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 10.02.2015 признан не соответствующим статье 50 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, допускает при решении вопросов налогообложения распространение действия данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Установленная Законом об оценочной деятельности процедура государственной кадастровой оценки земель исключает возможность утверждения результатов кадастровой оценки земель в тот день, по состоянию на который такая оценка производилась. Рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 31.01.2013, не могла быть принята в качестве кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель по состоянию на названную дату не проводилась. Обратные выводы судебных инстанций противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, исследовать и оценить государственный контракт от 10.12.2012 в„– 34 (т. 2, л.д. 161-169) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан, подготовленный во исполнение условий контракта отчет от 30.01.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан (т. 2, л.д. 157-160) и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 30.01.2013 в„– ЭК-100113 (т. 3, л.д. 20-28, 91-95), проверить доводы правительства о том, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Дагестан определена независимым оценщиком по состоянию на 01.12.2012, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу в„– А15-2211/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------