Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2016 N Ф08-723/2016 по делу N А63-4831/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельных участков, обязании предоставить участки главе хозяйства.
Обстоятельства: Глава хозяйства считал нарушенным право на приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности участков, предусмотренное п. 5.1 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в силу п. 5 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" выкуп арендуемого участка в собственность не допускается.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу в„– А63-4831/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 1042600393274) - Тимофеева А.В. (доверенность от 10.03.2015), в отсутствие заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майстренко Олега Анатольевича (ИНН 262000725036, ОГРНИП 310264124600021), ответчика - администрации муниципального образования Иргаклинского сельсовета Степновского района (ИНН 2620004270, ОГРН 1022602226470), третьего лица - Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Степновского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2015 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу в„– А63-4831/2015, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Майстренко О.А. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) о признании незаконным выраженного в письме от 04.03.2015 в„– 20-64/143 отказа администрации района в предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 26:28:020310:87, 26:28:020310:88, 26:28:020310:89 и 26:28:020308:9, а также о возложении на администрацию района обязанности предоставить главе хозяйства в собственность указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (т. 1, л. д. 1, 2).
Суд также привлек к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, администрацию муниципального образования Иргаклинского сельсовета Степновского района (далее - администрация поселения; т. 1, л. д. 110-112).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015, требования к администрации района удовлетворены. Признан незаконным отказ, содержащийся в письме администрации района от 04.03.2015 в„– 20-64/143, в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:28:020310:87, 26:28:020310:88, 26:28:020310:89 и 26:28:020308:9. Суд возложил на администрацию района обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении главе хозяйства в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 26:28:020310:87, 26:28:020310:88, 26:28:020310:89 и 26:28:020308:9 в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). В удовлетворении требования к администрации поселения отказано. Суды установили, что испрашиваемые главой хозяйства в собственность земельные участки сформированы из невостребованных земельных долей, принадлежащих физическим лицам. Факт пользования Майстренко О.А. испрашиваемыми в собственность земельными участками до момента государственной регистрации на них права муниципальной собственности подтвержден договором аренды земельных участков от 27.08.2009, заключенным плодоовощеводческим колхозом "Юбилейный" и гр. Майстренко О.А., а также договором аренды от 07.09.2010, заключенным собственниками земельных долей и гр. Майстренко О.А. (т. 2, л. д. 132 - 134). Тот факт, что право муниципальной собственности на участки признано решением Степновского районного суда Ставропольского края от 26.11.2010, а до этого на стороне арендодателя выступали иные лица, не является препятствием в реализации крестьянским хозяйством преимущественного права на выкуп в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, поскольку условием возникновения данного права является формирование участков в счет земельных долей и их использование сельхозтоваропроизводителем, претендующим на выкуп. Довод администрации района о том, что обращение главы хозяйства о выкупе земельных участков имело место по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, суды отклонили как препятствующий реализации заявителем преимущественного права на выкуп земельных участков. Доказательства, свидетельствующие о том, что администрация района обеспечила публикацию в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместила на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не представлены. Поскольку глава хозяйства доказал наличие необходимых условий для возникновения права на приобретение в собственность спорных земельных участков на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, суды удовлетворили требования к администрации района. В удовлетворении требований к администрации поселения отказано, так как она не вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые зарегистрировано на основании решения суда от 26.11.2010 за Степновским муниципальным районом.
В кассационной жалобе администрация района, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 14.08.2015 и постановление от 19.11.2015. По мнению подателя жалобы, суды без достаточных оснований приняли в качестве доказательств, подтверждающих преимущественное право главы хозяйства на получение в собственность спорных земельных участков, договоры аренды от 27.08.2009 и от 07.09.2010. Судебные инстанции не учли, что в заявлениях от 09.02.2015, поданных главой хозяйства в администрацию района о предоставлении в собственность за плату земельных участков, в качестве основания преимущественного права на получение участков указаны договоры аренды от 18.03.2014. Сведения об использовании земельных участков заявителем на момент государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в администрацию района не представлены.
В отзыве глава хозяйства просил оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты. Заявитель указывает, что иные претенденты на приобретение спорных земельных участков отсутствуют. Наличие у главы хозяйства права аренды на спорные земельные участки, возникшего на основании договоров от 18.03.2014, подтверждает факт отсутствия иных лиц, заинтересованных в приобретении участков в собственность.
В судебном заседании представитель администрации района поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации района, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Степновского районного суда Ставропольского края от 26.11.2010 признано право собственности Степновского муниципального района Ставропольского края на земельные участки площадью 299 986 кв. м (кадастровый номер 26:28:020308:9), пашни, на северо-запад 2,20 км от конторы; площадью 108 781 кв. м (кадастровый номер 26:28:020310:87), пашни, на северо-запад 0,43 км от конторы; площадью 181 583 кв. м (кадастровый номер 26:28:020310:88), пашни, на северо-запад 0,96 км от конторы; площадью 194 338 кв. м (кадастровый номер 26:28:020310:89) пашни, на северо-запад 1,59 км от конторы (далее - земельные участки; т. л. д. 147 - 165).
Право собственности Степновского муниципального района Ставропольского края на спорные земельные участки зарегистрировано в ЕГРП 19.12.2011 и 23.12.2011 (свидетельства о государственной регистрации прав серии 26-АИ в„– 628200, серии 26-АИ в„– 628201, серии 26-АИ в„– 628199 и серии 26-АИ в„– 628197; т. 1, л. д. 143 - 146).
Глава хозяйства 06.02.2015 обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении данных участков в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (т. 1, л. д. 30 - 33).
В письме от 04.03.2015 в„– 20-64/143 администрация района сообщила главе хозяйства об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи земельных участков, поскольку с момента государственной регистрации права собственности на них прошло более шести месяцев (т. 1, л. д. 34).
Глава хозяйства, полагая нарушенным право на приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, предусмотренное пунктом 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, обратился с заявлением в арбитражный суд.
С 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29.12.2010 в„– 435-ФЗ в Закон в„– 101-ФЗ введена статья 12.1 "Невостребованные земельные доли". Пунктом 8 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, также введенному в действие Федеральным законом от 29.12.2010 в„– 435-ФЗ и вступившему в силу с 1 июля 2011 года, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришли к выводу о наличии оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности принять решение о предоставлении в собственность главе хозяйства спорных участков в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ.
В то же время из вступившего в законную силу решения Степновского районного суда Ставропольского края от 26.11.2010 следует, что спорные земельные участки сформированы из невостребованных земельных долей, принадлежащих физическим лицам, а не муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 13 Закона в„– 101-ФЗ до внесения в него изменений Федеральным законом от 29.12.2010 в„– 435-ФЗ, до включения Законом в„– 435-ФЗ в статью 10 Закона в„– 101-ФЗ пункта 5.1.
Реализация процедур по признанию органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом в„– 101-ФЗ порядке невостребованными, и по отчуждению земельных долей, на которые возникло право муниципальной собственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 и статьей 12.1 Закона в„– 101-ФЗ, предшествующих выделу земельного участка в счет находящихся в муниципальной собственности земельной доли или земельных долей, материалами дела не подтверждена.
Судебные инстанции, ссылаясь на неисполнение администрацией района требований пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (в части публикации сведений и размещения информации), не учли отсутствие в данной норме указания на конкретного субъекта информирования, то есть установление данной обязанности органа местного самоуправления в интересах неопределенного круга лиц. Способом устранения нарушения, состоящего в неисполнении органом, осуществляющим публичные полномочия, какой-либо обязанности может быть только понуждение к исполнению такой обязанности.
Кроме того, в заявлениях от 06.02.2015 глава хозяйства указал на наличие у него прав арендатора спорных участков на основании договоров аренды от 18.03.2014 (т. 1, л. д. 30 - 33).
В 2014 году земельные участки с кадастровым номером 26:28:020308:9, 26:28:020310:87, 26:28:020310:89, 26:28:020310:88 администрация района предоставила в аренду Степновскому станичному казачьему обществу в соответствии с правилами пункта 5 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (т. 1, л. д. 36 - 46, 50 - 60, 64 - 74, 78 - 88).
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Глава хозяйства приобрел права и обязанности арендатора данных участков на основании договоров уступки прав и обязанностей, заключенных с казачьим обществом (т. 1, л. д. 47 - 49, 61 - 63, 75 - 77, 89 - 91, 213 - 236). В силу требований пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса на нового арендатора (заявителя) распространяются ограничения, установленные пунктом 5 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (пункт 5.1.3 договоров аренды от 18.03.2014 в первоначальной редакции). О наличии иных, предусмотренных действующим законодательством, оснований для приобретения в собственность спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения, в рамках настоящего дела глава хозяйства не заявлял.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поскольку у администрации района отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении в собственность спорных земельных участков в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, заявление главы хозяйства не подлежало удовлетворению (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, но положения Закона в„– 101-ФЗ применены неправильно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение и постановление - отменить, в удовлетворении требований главы хозяйства - отказать в полном объеме.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация района (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу в„– А63-4831/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА


------------------------------------------------------------------