Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 N Ф08-288/2016 по делу N А32-9811/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик не оплатил ущерб добровольно.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка предоставленным истцом документам о нарушении природоохранного законодательства, в том числе акту натурного обследования территории .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2016 г. по делу в„– А32-9811/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии от истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Шахназарян Н.А. (доверенность от 25.09.2015), от ответчика - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560) - Ярковой В.А. (доверенность от 12.03.2015), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-9811/2015, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление), обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) о взыскании 47 034 тыс. рублей ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением от 28.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2015, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что постановлением по делу об административном правонарушении от 17.06.2014 в„– 14-50-37-ФР-4 администрация привлечена к административной ответственности не за размещение отходов производства и потребления, а за бездействие в рамках своей компетенции, как орган, осуществляющий полномочия в сфере регулирования земельных отношений. Ответчик, заключив договор аренды части земельного участка, на котором находится свалка, подтвердил, что земли в кадастровом квартале в„– 23:30:0401006 относятся к муниципальной собственности района. Свалка не может находиться в собственности поселения. Администрацией не осуществлен должный контроль за соблюдением природоохранного законодательства Российской Федерации на вверенной ей территории, что привело к образованию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Администрация является надлежащим ответчиком по взысканию ущерба, причиненного окружающей среде.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы.
В судебном заседании представитель управления поддержал жалобу, представитель администрации изложил возражения на нее.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, в результате натурного обследования управление установило следующее: на земельном участке северо-западнее г. Темрюка налево на расстоянии 30 м от дороги по направлению к станице Голубицкой в районе аэродрома в пределах кадастрового квартала в„– 23:30:0401006 расположена свалка бытовых отходов.
Специалистами ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" отобраны пробы почвы на свалке.
Согласно протоколам испытания (измерения) проб почвы от 17.04.2014 в„– 94-96 и от 22.04.2014 в„– 217 концентрация ряда загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктов, цинка, никеля, марганца, меди, многократно превышает фоновый показатель и превышает действующие допустимые концентрации.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17.06.2014 в„– 14-50-37-ФР-4 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), и подвергнута наказанию в виде штрафа в сумме 30 тыс. рублей. Постановление не обжаловано, административный штраф оплачен в полном объеме, о чем свидетельствует платежное поручение от 01.10.2014 в„– 14491.
Управление рассчитало сумму вреда почве (47 034 тыс. рублей) в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 в„– 238, и направило в адрес ответчика требование о добровольной его оплате. Отказ администрации оплатить ущерб послужил основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, суды пришли к выводу, что ответчик не является причинителем вреда; к ведению администрации района не относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, данные функции возложены на другое публично-правовое образование - городское, сельское поселение.
Вместе с тем суды не учли следующего.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон в„– 89-ФЗ) предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона в„– 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьями 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон в„– 131-ФЗ) также предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон в„– 7-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относит: к вопросам местного значения городских, сельских поселений - организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района - организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования Темрюкский район, принятом решением Совета муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 26.04.2013 в„– 509, а также в новом тексте Устава, принятого решением Совета муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 22.04.2015 в„– 804.
Таким образом, в рассматриваемый период на городские, сельские поселения были возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на муниципальный район - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из этого следует, что поселение ответственно за сбор и вывоз отходов, а муниципальный район - за определение места, куда надлежит вывозить отходы (места расположения свалки), и осуществление соответствующей утилизации и переработки.
Спорная несанкционированная свалка, на которой управление обнаружило порчу почвы в результате загрязнениями отходами, расположена на территории Темрюкского городского поселения, входящего в муниципальное образование Темрюкский район (статья 2 Закона в„– 131-ФЗ).
Свалка существует длительное время, расположена в непосредственной близости к оживленной автомобильной трассе, ее наличие очевидно для органов местного самоуправления названных публично-правовых образований, поэтому вывод судов об отсутствии доказательств бездействия ответчика, повлекшего загрязнение почв, является необоснованным.
Суды не выяснили, определила ли администрация место, куда должны были вывозиться мусор и отходы, и могло ли в связи с этим Темрюкское городское поселение обеспечить их вывоз не на спорную несанкционированную свалку, а в место, соответствующее требованиям природоохранного законодательства, в котором организованы надлежащие утилизация и переработка.
Ссылка администрации на отсутствие у Темрюкского района права собственности на спорный земельный участок отклоняется. Во-первых, участок не находится в частной собственности и отсутствуют доказательства его нахождения в собственности Краснодарского края либо Российской Федерации, тогда как поселение и район являются ответственными за указанные выше вопросы местного значения. Во-вторых, из земель соответствующего кадастрового квартала (в„– 23:30:0401006) часть земельного участка передана в аренду ООО "Эко Групп" (договор аренды от 21.11.2013) именно администрацией и не представлены доказательства отсутствия у нее компетенции по такому распоряжению земельным участком. В-третьих, предметом спора является не принадлежность земельного участка на праве собственности Темрюкскому городскому поселению или муниципальному образованию Темрюкский район, а ответственность соответствующих органов местного самоуправления за действия (бездействие), которые привели к порче почв на их территории.
Кроме того, суды сделали вывод об ответственности за загрязнение городского поселения без привлечения его к участию в деле.
Суд первой инстанции в обоснование вывода о том, что муниципальное образование Темрюкский район в лице администрации не является надлежащим ответчиком, сослался также на то, что в соответствии с договором аренды от 21.11.2013 администрация передала ООО "Эко-Групп" земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401006:35 общей площадью 37 143 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в северо-западной части г. Темрюка (район аэропорта), с целью размещения площадки для рекультивации спорной свалки.
Вместе с тем суды не дали оценку представленным управлением документам о нарушении природоохранного законодательства, в том числе акту натурного обследования территории (объекта) от 04.04.2014, составленному управлением, и протоколу об административном правонарушении от 09.06.2014 в„– 14-50-37-ФР-3, согласно которым отборы проб осуществлены управлением за пределами границ участка, эксплуатируемого ООО "Эко-Групп", и нарушения обнаружены за пределами данного участка.
В силу статьи 77 Закона в„– 7-ФЗ лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Поскольку суды не исследовали приведенные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение для исследования этих обстоятельств. Суду необходимо также обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Темрюкского городского поселения в лице соответствующего органа, проверить обоснованность размера предъявленного к взысканию ущерба.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А32-9811/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------