По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2016 N Ф08-9521/2015 по делу N А32-10927/2015
Требование: О признании недействительным протокола заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок; недействительным соответствующего договора; обязании повторно рассмотреть заявки на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание городского маршрута.
Обстоятельства: Общество полагало, что нарушены его интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество незаконно отстранено от участия в конкурсе. Договор заключен в нарушение положений действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу в„– А32-10927/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "СВП" (ИНН 2308136470, ОГРН 1072308010730) - Клочко В.А. (доверенность от 09.04.2015), от ответчиков: Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580) - Абдуллаева И.Р. (доверенность от 22.01.2016), общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" (ИНН 2311109741, ОГРН 1082311004764) - Куматренко Р.В. (доверенность от 28.09.2015), в отсутствие другого ответчика -администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2015 (судьи Ломидзе О.Г., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу в„– А32-10927/2015, установил следующее.
ООО "СВП" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования города Краснодар (далее - департамент), ООО "Русавтопром-Кубаньтранс" (далее - общество) со следующими требованиями: признать недействительным протокол от 24.03.2015 в„– 3-3/2014 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения в части лота в„– 7 (конкурс на заключение договора на обслуживание городского маршрута в„– 65 "ул. Яна Полуяна - ул. им. Дмитрия Благоева"); признать недействительным договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения от 03.04.2015 в„– 120-1/2015, подписанный между администрацией и обществом; обязать департамент повторно рассмотреть заявки на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание городского маршрута в„– 65 "ул. Яна Полуяна - ул. им. Дмитрия Благоева", по лоту в„– 7, указанному в извещении в„– 3/2014 и конкурсной документации в„– 3/2014 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных пригородных и муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения (уточненные требования).
Решением от 07.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что ООО "СВП" незаконно отстранено от участия в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения. Договор в„– 120-1/2015, подписанный администрацией и обществом, заключен в нарушение положений действующего законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что содержащиеся в предостережении прокурора города Краснодара сведения являются доказательствами нарушения истцом постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2010 в„– 2305 "О порядке организации регулярных пассажирских перевозок в муниципальном образовании город Краснодар", которым утверждено Положение о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Краснодар (далее - Положение о конкурсе). Предостережение прокурора явилось поводом для повторной проверки заявки ООО "СВП" на участие в конкурсе, в результате которой все выявленные прокурором нарушения подтвердились, в связи с чем и было принято решение об отстранении заявителя от участия в конкурсе. Суд первой инстанции не оценил представленные ответчиком доказательства и не рассмотрел его доводы о наличии иных нарушений, выявленных при рассмотрении заявки ООО "СВП". Светокопии документов, представленных истцом, являются нечитаемыми, что не позволяет с достоверностью установить их содержание о стаже водителей перевозчика, о сроках действия их водительских удостоверений. Документация в отношении 5 заявленных водителей не читаема, часть автобусов не оборудована кондиционерами, отсутствует акт приема-передачи помещения, используемого в качестве административного здания. Не подтверждено документально, что договор в„– 120-1/2015 повлек для истца неблагоприятные последствия, однако наличие указанных обстоятельств является обязательным условием для оспаривания сделки. Выводы суда о том, что оспариваемый договор будет препятствовать законному праву ООО "СВП", не обоснованы и противоречат закону, так как носят предположительный характер. Суд первой инстанции, обязывая ответчика повторно рассмотреть заявки на участие в конкурсе, срок совершения действий в резолютивной части не указал, что является нарушением норм процессуального права.
В отзывах истец отклонил доводы жалобы, департамент просил ее удовлетворить.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Управления транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар от 16.12.2014 в„– 73 проведен открытый конкурс на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения. Объектами данного конкурса являлся лот в„– 6 (маршрут в„– 50 Комсомольский микрорайон - поселок 1-е отделение учхоза "Кубань) и лот в„– 7 (маршрут в„– 50 ул. им. Яна Полуяна - ул. им. Дмитрия Благоева).
ООО "СВП" подало заявку на участие в конкурсе по лоту в„– 7 на право обслуживания городского маршрута в„– 65 ул. им. Яна Полуяна - ул. им. Дмитрия Благоева.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17.03.2015 в„– 2-3/2014 ООО "СВП" допущено к участию в конкурсе и признано его участником.
19 марта 2015 года по результатам рассмотрения заявок составлен акт осмотра транспортных средств ООО "СВП", поданных в конкурсной заявке на лот в„– 7 конкурса 3/2014 (далее - акт от 19.03.2015). Из акта от 19.03.2015 следует, что VIN-код на кузовах транспортных средств, принадлежащих истцу, совпадает с VIN-кодом, указанным в копиях свидетельств о регистрации, представленных в конкурсной заявке. Замечаний к внешнему состоянию кузова, внутреннему состоянию салона не выявлено. Транспортные средства, принадлежащие обществу, соответствуют требованиям, предъявляемым к пассажирскому подвижному составу, оборудованы системой кондиционирования воздуха и системой, препятствующей движению при открытых дверях.
23 марта 2015 года в конкурсную комиссию поступило предостережение прокуратуры города Краснодара о недопустимости нарушения закона. В предостережении имеется ссылка на акт осмотра места происшествия от 10.03.2015, в котором указано, что на транспортных средствах, принадлежащих ООО "СВП" и заявленных на участие в конкурсе (ПАЗ 320412-10 г/н Е 319 ОС 123, ПАЗ 320412-10 г/н Е 321 ОС 333, ПАЗ 320412-10 г/н Е 345 ОС 123), отсутствуют системы кондиционирования. Кроме того, светокопии документов, представленных истцом на участие в конкурсе, являются нечитаемыми, отсутствует акт приема-передачи помещения, используемого в качестве административного здания.
Протоколом заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения от 24.03.2015 в„– 3-3/2014 ООО "СВП" отстранено от участия в конкурсе со ссылкой на указанное предостережение. В обоснование отстранения указано на пункт 13 Положения о конкурсе (недостоверность в сведениях, содержащихся в документах). В протоколе отражено, что согласно предостережению прокурора участник конкурса ООО "СВП" намеренно осуществило предоставление недостоверной информации с целью искусственного завышения оценки конкурсных критериев. Иные основания для отстранения от конкурса в протоколе не указаны.
По результатам проведения конкурса администрация заключила с обществом, как с единственным перевозчиком, допущенным к участию в конкурсе, договор в„– 120-1/2015.
ООО "СВП", полагая, что указанными действиями нарушаются его интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Пунктом 13 Положения о конкурсе предусмотрено, что в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных перевозчиком в соответствии с пунктами 34, 35 раздела VIII данного Положения, установления факта проведения ликвидации перевозчика - юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании перевозчика - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности такого перевозчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия у такого перевозчика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов такого перевозчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что перевозчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организатор конкурса обязан отстранить такого перевозчика от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В силу пункта 34 Положения о конкурсе заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы о перевозчике, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для индивидуального предпринимателя), номер контактного телефона; б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном интернет-портале извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном интернет-портале извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном интернет-портале извещения о проведении открытого конкурса; в) копию лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
В пункте 35 Положения о конкурсе установлено, что к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы и (или) их копии, на обязательность представления которых прямо указано в конкурсной документации.
Суды установили и из материалов дела видно, что в предостережении прокурора от 23.03.2015 имеется ссылка на акт осмотра места происшествия от 10.03.2015. Однако на дату заседания конкурсной комиссии (24.03.2015) указанные сведения являлись неактуальными, поскольку 19.03.2015 членами конкурсной комиссии: начальником отдела организации перевозов управления транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар Даниловым Д.П. и старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Краснодару Кукленко А.А. составлен акт осмотра транспортных средств ООО "СВП", которым установлено, что транспортные средства истца, участвующие в конкурсе, соответствуют требованиям, предъявляемым к пассажирскому подвижному составу, оборудованы системой кондиционирования воздуха и системой, препятствующей движению при открытых дверях.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у конкурсной комиссии правовых оснований, предусмотренных пунктами 13, 34, 35 Положения о конкурсе, для отстранения ООО "СВП" от участия в конкурсе.
Конкурсная комиссия, приняв во внимание предостережение прокурора, не учла факт отсутствия нарушений к моменту ее проверки 19.03.2015. Заявка, представленная ООО "СВП", департаментом по существу не рассматривалась, а договор был заключен без проведения конкурса с единственным перевозчиком.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что заседание комиссии 24.03.2015, на котором общество было отстранено из состава участников, проведено с нарушением требований действующего законодательства и соответствующих правил проведения торгов.
Ссылка общества на наличие иных нарушений со стороны ООО "СВП" правильно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку все нарушения следовало выявить и проверить конкурсной комиссии. Ответчики не доказали наличие в заявке и документах ООО "СВП" недостоверных сведений. Ссылка на нечитаемость копий отдельных документов в отношении пяти водителей и отсутствие акта приема-передачи административного здания не свидетельствует о представлении истцом недостоверной информации. Администрация и департамент не обосновали невозможность предложить претенденту еще на стадии подачи заявки оперативно устранить названные недостатки, а не снимать его с конкурса после принятия заявки.
Приводя довод о неуказании в резолютивной части судебных актов срока повторного рассмотрения заявки истца на участие в конкурсе, общество не обосновало невозможность исполнения решения в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Положением о конкурсе.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2015 по делу в„– А32-10927/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
В.Ф.КУХАРЬ
------------------------------------------------------------------