Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2016 N Ф08-10378/2015 по делу N А53-15049/2014
Требование: О признании недействительными предписаний управления.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами предписано устранить нарушения путем осуществления процедуры по направлению организациям обязательного предложения о приобретении ценных бумаг и предоставления документов, свидетельствующих об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку приобретение акций осуществлено обществом до внесения изменений в ГК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. по делу в„– А53-15049/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) - Колмозева Ю.Д. (доверенность от 05.10.2015 в„– 01-04-04-702д), от заинтересованного лица - Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) - Паршиной Н.П. (доверенность от 18.09.2015 в„– 15), от третьего лица - открытого акционерного общества "Роснефтегаз" - Жильцовой Е.С. (доверенность от 25.12.2015 в„– ЛК-15/55/Д), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе, третьих лиц - открытого акционерного общества "Астраханьоблгаз", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Майкоп", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар", открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Элиста", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу в„– А53-15049/2014, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Газпром" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе (далее - Управление) о признании недействительными предписаний от 20.05.2014 в„– С-59-6/1380, С-59-6/1381, С-59-6/1382, С-59-6/1383, С-59-6/1384, С-59-6/1385, С-59-6/1386.
Решением суда от 02.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемые предписания признаны недействительными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2015 указанное решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших обращений ОАО "Волгоградоблгаз", ОАО "Ростовоблгаз", ОАО "Ставрополькрайгаз", ОАО "Астраханьоблгаз", ОАО "Адыггаз", ОАО "Краснодаркрайгаз", ОАО "Калмгаз" (в настоящее время - ОАО "Газпром газораспределение Волгоград", ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", ОАО "Газпром газораспределение Ставрополь", ОАО "Астраханьоблгаз", ОАО "Газпром газораспределение Майкоп", ОАО "Газпром газораспределение Краснодар", ОАО "Газпром газораспределение Элиста" соответственно) на действия общества, связанные с нарушением процедуры приобретении им акций указанных организаций, Управлением проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Общество и ОАО "Газпром газораспределение" являются аффилированными лицами.
ОАО "Газпром газораспределение" и общество совместно владеют более 75% общего количества акций: ОАО "Газпром газораспределение Волгоград (83,77%), ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (86,65%), ОАО "Газпром газораспределение Ставрополь" (81%), ОАО "Астраханьоблгаз" (84,73%), ОАО "Газпром газораспределение Майкоп" (76,8%), ОАО "Газпром газораспределение Краснодар" (82,6%), ОАО "Газпром газораспределение Элиста" (76,5%).
Согласно пояснениям указанных юридических лиц (далее - организации) предусмотренное действующим на момент совершения сделок законодательством обязательное предложение о приобретении акций от общества данные организации не получали.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу предписаний от 20.05.2014 в„– С-59-6/1380, С-59-6/1381, С-59-6/1382, С-59-6/1383, С-59-6/1384, С-59-6/1385, С-59-6/1386 об обязании в течение двадцати рабочих дней с даты их получения устранить нарушения путем осуществления процедуры по направлению организациям обязательного предложения о приобретении ценных бумаг и предоставлением в Управление документов, свидетельствующих об устранении нарушений.
Общество, не согласившись с вынесенными предписаниями, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон в„– 208-ФЗ) в редакции, действовавшей до 30.06.2015, лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона в„– 208-ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 в„– 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами юридического лица являются, в том числе, лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица, либо юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Согласно пункту 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 09.08.2012 в„– 12-71/пз-н и действовавшего до 21.09.2015 (далее - Административный регламент), при исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) обыкновенных и привилегированных акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона в„– 208-ФЗ.
В силу пункта 8 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется, в том числе, в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Федерального закона в„– 208-ФЗ.
Пунктом 45 Административного регламента установлено, что основанием для начала процедуры является выявление факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом в„– 208-ФЗ.
В случае выявления факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В связи с передачей контрольных функций от ФСФР России оспариваемые предписания вынесены уполномоченным подразделением ЦБ России (Федеральный закон от 23.07.2013 в„– 251-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у общества имеется обязанность направить предложение о приобретении ценных бумаг, однако указанная обязанность обществом не исполнена.
Довод общества о том, что в силу изменений главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, акции которых приобретались, в настоящее время признаются непубличными акционерными обществами, поэтому к ним не применяются положения Федерального закона в„– 208-ФЗ о направлении обязательного предложения, неправомерен по следующим основаниям.
Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2014.
Письмом Банка России от 01.12.2014 в„– 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснены отдельные положения переходного периода, в том числе относительно обязанности направления предложения о выкупе ценных бумаг акционерных обществ.
Однако в данном случае обществом не учтено, что приобретение акций осуществлено обществом в 2013-2014 годах, то есть до внесения изменений в Кодекс и вступления их в законную силу (01.09.2014). Оспариваемые в рамках настоящего дела предписания Управления вынесены 20.05.2014, срок их исполнения - 20 дней.
Таким образом, обязанность общества по направлению обязательного предложения в адреса организаций о приобретении акций, а также обязанность по исполнению требований оспариваемых предписаний возникли до 01.09.2014. Срок исполнения предписаний также истек до внесения изменений в Кодекс.
Исходя из этого, предписания контролирующего органа являются законными, содержащиеся в них требования соответствуют действовавшему в спорный период законодательству и подлежали исполнению обществом в установленный данными предписаниями срок (20 дней).
Учитывая изложенное, основания для признания их недействительными отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу в„– А53-15049/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО


------------------------------------------------------------------