Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2016 N Ф08-10085/2015 по делу N А32-212/2015
Требование: Об отмене результатов конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Обстоятельства: Истцы полагали, что конкурс проведен с нарушениями действующего законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отказ в допуске к конкурсу соответствует требованиям законодательства; при проведении конкурса существенных нарушений закона, влекущих отмену результатов конкурса, не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. по делу в„– А32-212/2015А32-212/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании истца - индивидуального предпринимателя Патрихалко Анатолия Владимировича (ИНН 231400714729, ОГРНИП 304231411900271) и его представителя Поезжаева А.В. (доверенность от 25.09.2015), от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (измененное наименование Департамента транспорта Краснодарского края) (ИНН 2308077190, ОГРН 102230129940) - Дудника Е.Н. (доверенность от 27.01.2016), от третьих лиц: индивидуальных предпринимателей Уханева Владислава Анатольевича и Шаповалова Олега Николаевича - Андреева Ю.И. (доверенность от 27.01.2016), в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Злобина Ильи Александровича (ИНН 231400138803, ОГРНИП 304231423300242), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Ространсавто", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Патрихалко Анатолия Владимировича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу в„– А32-212/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Патрихалко А.В. (далее - ИП Патрихалко А.В.) и индивидуальный предприниматель Злобин И.А. (далее - ИП Злобин И.А.) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене результатов конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом Краснодарского края по лотам в„– 13, 16, 17, 18, оформленных протоколом от 25.12.2015 в„– 2/2014 конкурсной комиссии департамента.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальные предприниматели (далее - ИП) Уханев В.А., Шаповалов О.Н., ООО "Ространсавто".
Решением суда от 21.05.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2015, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отказ в допуску к конкурсу по лотам в„– 13 и 17 соответствует требованиям законодательства, при проведении конкурса по лотам в„– 16 и 18 существенных нарушений закона, влекущих отмену результатов конкурса, не установлено.
В кассационной жалобе ИП Патрихалко А.В. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт. В жалобе приведены следующие доводы:
- протокол рассмотрения заявок на право участия в конкурсе от 19.12.2014 составлен в отсутствие членов конкурсной комиссии (оценка заявок проводилась должностными лицами департамента);
- суд первой инстанции не проверил полномочия представителя департамента, который действовал на основании доверенности от 27.12.2014, подписанной исполняющим обязанности руководителя департамента Язловецким А.Г., однако функции по исполнению обязанностей руководителя департамента возложены на Язловецкого А.Г. только 27.01.2015 (распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 27.01.2015 в„– 25/1-рл);
- приказ департамента от 28.11.2014 в„– 593, которым внесены изменения в состав конкурсной комиссии, подписан неправомочным лицом Язловецким А.Г., в связи с чем оценка конкурса конкурсной комиссией в новом составе является незаконной.
В отзыве на жалобу министерство просит ее отклонить, судебные акта оставить в силе, сообщает о замене наименования департамента на Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, прилагает документы, подтверждающие процедуру изменения наименования, и доказательства внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц.
В судебном заседании представитель ИП Патрихалко А.В. поддержал доводы жалобы. Представители ответчика и третьих лиц обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.12.2014 организатор торгов в лице должностных лиц департамента по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие подавших такие заявки перевозчиков требованиям, установленным пунктом 4.2 Положения о конкурсе, составили протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородным маршрутам регулярного сообщения в Краснодарском крае.
Оценивая по лоту в„– 14 поступившие 4 заявки на участие в конкурсе, комиссия признала заявку ИП Напреева А.Н. соответствующей установленным требованиям и не допустила к участию в конкурсе простое товарищество в лице ИП Патрихалко А.В. ввиду несоответствия поданных им документов требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным пунктом 4.2 Положения о конкурсе.
По лоту в„– 17 к участию в конкурсе допущено простое товарищество в лице ИП Шаповалова О.Н. и не допущено к участию в конкурсе простое товарищество в лице ИП Патрихалко А.В. ввиду наличия предусмотренных пунктом 4.3 Положения о конкурсе оснований для отказа ему в допуске к конкурсу.
25.12.2014 состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае. По результатам заседания решением конкурсной комиссии простое товарищество в лице ИП Патрихалко А.В. не было допущено к участию в конкурсе по лотам в„– 13 и 17; по лотам в„– 16 и 18 победителями конкурсов определены простое товарищество в лице ИП Шаповалова О.Н. и ИП в лице Уханева В.А., что нашло свое отражение в протоколе от 25.12.2015 в„– 2/2014.
Полагая, что конкурс проведен с нарушениями, истцы обратились в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу статьи 4.3 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 в„– 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон в„– 193-КЗ) конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Организатором конкурса является специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения или специально уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с их компетенцией.
Объектом конкурса является лот, включающий в себя необходимое количество маршрутных графиков, выполняемых на одном маршруте регулярного сообщения.
Согласно пункту 5 статьи 4.3 Закона в„– 193-КЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса) в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они:
1) имеют в наличии:
а) лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации, и лицензионные карточки установленного образца, оформленные на каждое транспортное средство, претендующее на участие в конкурсе;
б) транспортные средства (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута (установленного количества рейсов);
в) водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование;
г) работников необходимой квалификации, а также помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей;
2) не находятся в процессе ликвидации (реорганизации);
3) не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства;
4) не имеют задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Согласно пункту 6 статьи 4.3 Закона в„– 193-КЗ (в редакции, действующей на момент проведения конкурса) для оценки заявок на право участия в конкурсе и выбора победителя конкурса создается конкурсная комиссия.
Конкурсная заявка рассматривается конкурсной комиссией в присутствии лица, подавшего данную заявку, либо его представителя на основании письменной доверенности.
При определении перевозчика, способного осуществлять пассажирские перевозки на межмуниципальном маршруте регулярного сообщения, на заседании конкурсной комиссии (при рассмотрении конкурсной заявки) могут присутствовать представители органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых определены остановочные пункты маршрута.
Оспаривая результаты конкурса в исковом заявлении, апелляционной жалобе истец ссылался на следующие нарушения, допущенные комиссией при оценке конкурсных заявок. По лотам в„– 13 и 17 простому товариществу в лице ИП Патрихалко А.В. незаконно отказано в участии в конкурсе в связи с отсутствием необходимого стажа работы у водителей Павлюкова Ю.В. и Султанова Б.Б., так как по факту они имеет стаж работы более 3-х лет. По лоту в„– 16 простое товарищество в лице ИП Патрихалко А.В. представило на конкурс транспортные средства, имеющие сертификацию на территории Российской Федерации и более поздний год выпуска, чем транспортные средства ИП Шаповалова О.Н., не имеющие такой сертификации. Кроме того, комиссией не принято во внимание, что простое товарищество осуществляло пассажирские перевозки по заявленному автобусному маршруту в течение 5 лет. По лоту в„– 18 при определении победителя конкурса, обеспечившего наиболее безопасные условия оказания услуг перевозки, комиссия не приняла во внимание, что по заявленному маршруту в течение длительного срока (5 лет) перевозки осуществлялись только членами простого товарищества ИП Патрихалко А.В.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции исследовал и оценил указанные доводы заявителя и пришел к выводу об отказе в иске в связи с их необоснованностью. Стаж работы водителей Павлюкова Ю.В. и Султанова Б.Б. суд определил с учетом записей, имеющихся в трудовых книжках, и установил, что оба водителя согласно этим сведениям работают менее 3-х лет. В части обеспечения режима труда и отдыха водителей принято во внимание, что маршрутный график расписания движения автобусов не позволяет провести контроль технического и санитарного состояния транспортных средств. При оценке доводов заявителя о нарушении его прав при определении победителя по лотам в„– 16 и 18 суд сослался на то, что члены комиссии помимо состояния транспортных средств приняли во внимание и другие критерии конкурсной документации. Доказательств, указывающих на неверное принятие решения членов конкурсной комиссии по другим конкурсным критериям, заявитель не представил. Из представленной конкурсной документации следует, что ИП Уханев В.А. имеет более продолжительный опыт работы на заявленном конкурсном маршруте.
В апелляционной жалобе ИП Патрихалко А.В. в обоснование отмены решения суда ссылался на то, что не имелось оснований для допуска к конкурсу ИП Шаповалова О.Н. ввиду нарушений, имеющихся в его конкурсной документации; простое товарищество в лице ИП Уханева В.А. также представило на конкурс недостоверную документацию. Суд апелляционной инстанции исследовал доводы ИП Патрихалко А.В. и отклонил их, решение суда оставил в силе.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы, которые не были заявлены им в судах первой и апелляционной инстанций и не были предметом судебного исследования. Между тем в силу полномочий суда кассационной инстанции окружной суд не вправе устанавливать новые обстоятельства по делу, так как проверяет законность принятых судебных актов по доказательствам, имеющимся в материалах дела, которые были предметом исследования судебных инстанций с учетом заявленных доводов сторон.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает необходимым указать на следующее. Суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что согласно пункту 5 статьи 4.3 Закона в„– 193-КЗ допуск перевозчиков к конкурсу производится организатором конкурса, т.е. на момент проведения конкурса департаментом, в настоящее время - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Условия допуска к участию в конкурсе определены в Положении о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае (утверждено приказом департамента от 25.02.2013 в„– 32). Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 19.12.2014 составлен организатором конкурса в пределах его полномочий в соответствии с пунктом 5 статьи 4.3 Закона в„– 193-КЗ и разделом 4 названного Положения. Вместе с тем из материалов дела видно, что оценка заявок на право участия в конкурсе была предметом рассмотрения на заседании конкурсной комиссии от 25.12.2014.
Довод заявителя жалобы о том, что доверенность, выданная представителю департамента на участие в данном деле, так же как и приказ от 28.11.2014 в„– 593 о внесении изменений в состав конкурсной комиссии, подписаны неправомочным лицом Язловецким Г.А., судом кассационной инстанции отклоняется. В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2011 в„– 168 "О департаменте транспорта Краснодарского края" руководитель департамента имеет первого заместителя и заместителя. Обязанности руководителя департамента в период временного отсутствия исполняет первый заместитель руководителя департамента, а в случае временного отсутствия одновременно руководителя департамента и первого заместителя руководителя департамента - заместитель руководителя департамента (пункты 5.3 и 5.4). Поскольку в период проведения оспариваемого конкурса в департаменте отсутствовал руководитель и первый заместитель руководителя, полномочия департамента исполнял Язловецкий А.Г. Вновь назначенный руководитель министерства - министр Вороновский А.В. - полномочия Язловецкого А.Г. не оспаривал. Кроме того, полномочия руководителя департамента сами по себе не затрагивают прав участников конкурса, которые могут быть нарушены при проведении конкурса. При таких обстоятельствах надлежащим способом защиты являются требования о признании недействительными результатов конкурса вследствие неправомерных действий членов конкурсной комиссии.
Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу в„– А32-212/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------