Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016 N Ф08-9785/2015 по делу N А53-4633/2015
Требование: О взыскании задолженности по соглашению о порядке расчета за услуги.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик не оплатил спорную сумму по соглашению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку по вине ответчика допущен простой на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих истцу, в связи с чем по условиям заключенного с ответчиком договора об организации расчетов истец вправе требовать с него плату за такой простой.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу в„– А53-4633/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гордейко С.А. (доверенность от 20.05.2015), в отсутствие ответчика - закрытого акционерного общества "Кав-Транс" (ИНН 6167081657, ОГРН 1056167030226), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Транс-Логик Траст" (ИНН 7810260627, ОГРН 102780485696), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Логик Траст" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2015 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу в„– А53-4633/2015, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском к ЗАО "Кав-Транс" (далее - общество) о взыскании 2 447 160 рублей 94 копеек задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Транс-Логик Траст".
Решением от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2015, иск удовлетворен. Суды установили, что по вине общества допущен простой на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в связи с чем по условиям заключенного с ответчиком договора об организации расчетов ОАО "РЖД" вправе требовать с него плату за такой простой по ставкам Тарифного руководства в„– 2 (Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 в„– 35/12, далее - Тарифное руководство в„– 2). При расчете размера платы истец правомерно в соответствии с Тарифным руководством в„– 2 применил повышающий коэффициент 3,159, установленный приказами ФСТ России от 27.11.2012 в„– 301-т/1, от 24.12.2013 в„– 252-т/1.
В кассационной жалобе ООО "Транс-Логик Траст" просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, выводы судов о праве ответчика на взыскание убытков в связи с простоем вагонов с ООО "Транс-Логистик Траст" не обоснованы. Возможность начисления платы за отстой вагонов на путях общего пользования после их ремонта не предусмотрена соглашением. Стороны также не согласовывали возможность начисления истцом платы за пользование вагонами, не принадлежащими ни истцу, ни ответчику. В соответствии с Таблицей в„– 9 Тарифного руководства в„– 2 плата за спорный простой вагонов группы 2 (думпкары) составляет 656 494 рубля 20 копеек. Коэффициент 3,159 применен судом неправомерно. Приказ ФСТ России в„– 252-т/1, которым введен данный коэффициент, начал действовать с 18.03.2014, в то время как истец применил его в расчете за простой с 22.02.2014. Услуга по предоставлению в пользование путей общего пользования является дополнительной услугой (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 в„– 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий"); в Тарифном руководстве в„– 3 ставки платы за предоставление путей общего пользования не установлены. Телеграммой ОАО "РЖД" от 01.04.2011 в„– ЦФТОНИ-23/279 установлена обязанность прекратить взимать плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, при их нахождении на путях общего пользования станций вне перевозочного процесса, т.е. без перевозочных документов, по правилам и ставкам Тарифного руководства в„– 2.
ОАО "РЖД" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ОАО "РЖД", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" (перевозчик), эксплуатационное вагонное депо Лихая - структурное подразделение филиала ОАО "РЖД" (пользователь) и общество (контрагент) заключили соглашение от 15.01.2013 о порядке расчета за услуги, оказываемые обществу при подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь эксплуатационного вагонного депо при станции Лихая. Согласно абзацу 2 пункта 10.3 соглашения за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице в„– 9 Тарифного руководства в„– 2.
В сентябре 2013 года в адрес ответчика на станцию назначения Лихая СКЖД прибывали вагоны для проведения ремонтных работ.
После проведения ремонта вагонов общество направило истцу письмо от 21.02.2014 в„– 23 с просьбой выставить их, в том числе вагоны в„– 34153650, 34153643, 34153635, на станционные пути без оформления перевозочных документов; в письме общество также гарантировало оплату за простой данных вагонов на станционных путях и связанных с ним маневровых работ.
За время нахождения вагонов в„– 34153650, 34153643, 34153635 на путях общего пользования (с 22.02.2014 по 12.01.2015) истец начислил плату за пользование этими вагонами на основании абзаца 2 пункта 10.3 соглашениями от 15.01.2013, которая составила 2 447 160 рублей 94 копейки.
Факт и причина простоя указанных вагонов зафиксированы в актах общей формы в„– 4/6726 и 1/115; в качестве причины указано: "простой из-за отсутствия заготовки на оформление перевозочных документов".
Поскольку ответчик не уплатил указанную сумму, ОАО "РЖД" обратилось в суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
Статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент существования спорных отношений; далее - УЖТ), предусматривала, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства в„– 2 (в редакции, действовавшей в спорный период) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах в„– 9 и 10 Тарифного руководства в„– 2.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 в„– ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ размера данной платы, обозначенной в статье 39 УЖТ как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным, поскольку Федеральный закон от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит железнодорожные перевозки к сферам деятельности субъектов естественных монополий (статья 4) и определяет, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6). Правительством Российской Федерации в Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном постановлением от 05.08.2009 в„– 643, определено, что плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности регулируется государством. Пунктом 5.3.1.21 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 332, данная служба уполномочена на установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита). Следовательно, установив в пункте 12 Тарифного руководства в„– 2 размер платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, ФСТ не вышла за пределы своей компетенции и не допустила нарушения требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Положением пункта 12 Тарифного руководства в„– 2 обеспечивается реализация права заинтересованных лиц оплачивать услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по ценам (тарифам), регулируемым государством.
ФСТ в письме от 30.03.2011 в„– СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве в„– 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства в„– 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
В данном случае суд правомерно исходил из того, что взыскиваемая истцом сумма представляют собой плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
Размер платы за использование инфраструктуры установлен указанным нормативным актом, на который имеется ссылка и в пункте 10.3 соглашения от 15.01.2013.
Соглашением от 15.01.2013 предусмотрена обязанность общества оплачивать простой не принадлежащих истцу вагонов на путях общего пользования, возникший по причинам, зависящим от ответчика.
Суд установил, что после ремонта и размещения ответчиком спорных вагонов на путях общего пользования на них не оформлялись перевозочные документы, в связи с чем и произошел простой данных вагонов.
Суд оценил и отклонил доводы о том, что ответчик не имел полномочий на оформление перевозочных документов на спорные вагоны, так как не являлся их собственником и не владел ими на ином вещном праве. При этом суд правомерно исходил из того, что вагоны на путях общего пользования разместило общество, обязанность которого по внесению спорных платежей за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" предусмотрена соглашением от 15.01.2013 вне зависимости от принадлежности вагонов обществу на каком-либо праве.
Довод о том, что возможность начисления платы за отстой вагонов на путях общего пользования после их ремонта не предусмотрена соглашением сторон, не обоснован. Из буквального толкования пункта 10.3 соглашения от 15.01.2013 не следует, что для взимания установленной им платы имеет значение, простаивали ли вагоны на путях общего пользования после ремонта их ответчиком или при других обстоятельствах.
Заявитель ссылается на необоснованность выводов суда о праве ответчика на взыскание с владельца спорных вагонов ООО "Транс-Логик Траст", своевременно не распорядившегося данными вагонами после ремонта, спорных сумм в качестве убытков. Однако суд указал на право общества требовать с ООО "Транс-Логик Траст" такие убытки, сославшись на заключенный указанными лицами договор от 03.09.2012, и не делал выводов об обязанности ООО "Транс-Логик Траст" эти убытки возместить. Данный вопрос не входит в предмет спорного иска. Оспариваемый вывод суда о праве общества требовать возмещения таких убытков разъясняет обществу способ защиты его прав и не нарушает прав заявителя.
Довод заявителя о неправомерном применении в расчете платы за пользование коэффициента 3,159 правомерно отклонен судом.
Пунктом 22 Тарифного руководства в„– 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении соглашения от 15.01.2013 действовало Тарифное руководство в„– 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам этого документа с применением индексации.
В спорный период простоя (с 22.02.2014 по 12.01.2015) действовал индекс 3,159.
Этот индекс к базовым ставкам платы за пользование вагонами, установленным Тарифным руководством в„– 2, введен на 2014 год приказом ФСТ России от 24.12.2013 в„– 252-т/1, вступившим в силу 18.03.2014.
Такой же индекс ранее был установлен приказом ФСТ России от 27.11.2012 в„– 301-т/1, действующим с 01.01.2013. Данный приказ утратил силу со вступлением в силу приказа ФСТ России от 24.12.2013 в„– 252-т/1. Таким образом, применение в расчете спорного коэффициента за весь период простоя соответствует действующему законодательству.
Доводы о том, что указанный индекс установлен к базовым ставкам за пользование вагонами, а не за пользование инфраструктурой ОАО "РЖД", не обоснованы ввиду того, что в пункте 12 Тарифного руководства в„– 2 плата за пользование инфраструктурой также именовалась платой за пользование вагонами.
Таким образом, контррасчет ООО "Транс-Логик Траст", составленный без учета повышающего коэффициента 3,159, не может быть принят судом во внимание.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск ОАО "РЖД", основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А53-4633/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------