Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2016 N Ф08-6992/2016 по делу N А22-3437/2015
Требование: О признании недействительным договора на возмездное оказание услуг по подаче воды для нужд орошения сельскохозяйственных культур водопотребителям.
Обстоятельства: Кооператив ссылался на отсутствие у управления полномочий на заключение договора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договор заключен по взаимному согласию сторон. Доказательства того, что кто-либо понуждал кооператив заключить оспариваемый договор, что договор заключен под влиянием заблуждения, насилия, угрозы или обмана, не представлены. Договор не противоречит закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу в„– А22-3437/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Гашун" (ИНН 0813900544, ОГРН 1020800733073) - Убушиева Б.Б. (доверенность от 26.10.2015) и Манжиева Э.Н. (доверенность от 27.04.2016), от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" (ИНН 0814041687, ОГРН 1030800745744) - Очировой Ю.В. (доверенность от 18.01.2016) и Убушиевой Д.О. (доверенность от 15.12.2015), в отсутствие третьего лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Гашун" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу в„– А22-3437/2015 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.М., Годило Н.Н.), установил следующее.
СПК "Гашун" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" (далее - управление) о признании недействительным (ничтожным) договора от 15.05.2013 в„– 32 на возмездное оказание услуг по подаче воды для нужд орошения сельскохозяйственных культур водопотребителям.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - министерство).
Решением от 11.02.2016 (судья Джамбинова Л.Б.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что управление не является органом власти и субъектом правоотношений водопользования, действующее законодательство не предусматривает согласование использования водных объектов с управлением; услуга по подаче воды не относится к государственным услугам.
Постановлением апелляционного суда от 12.07.2016 решение от 11.02.2016 отменено, в иске отказано. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что договор на возмездное оказание услуг по подаче воды для нужд орошения сельскохозяйственных культур водопотребителям заключен по взаимному согласию сторон. Доказательства того, что кто-либо понуждал кооператив заключить оспариваемый договор либо что договор заключен под влиянием заблуждения, насилия, угрозы или обмана, не представлены. Договор не противоречит закону.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить постановление апелляционного суда от 12.07.2016 и оставить в силе решение от 11.02.2016. По мнению заявителя жалобы, заключая оспариваемый договор, управление превысило свои полномочия и разрешило вопросы, относящиеся к исключительной компетенции министерства. Апелляционный суд применил к спорным правоотношениям нормы права, не подлежащие применению (статью 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу после заключения оспариваемого договора), не принял во внимание отсутствие у управления полномочий на заключение договоров на поставку воды. В материалах дела отсутствуют доказательства осведомленности кооператива при заключении договора об основаниях его недействительности. Непосредственно сам водный ресурс управление получает на безвозмездной основе. Затраты на эксплуатацию оросительных систем включены в государственное задание управления. Следовательно, управление не вправе взимать плату за предоставление кооперативу спорной услуги. Указанная в качестве предмета договора услуга не является государственной услугой.
В отзыве управление отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что 15.05.2013 кооператив (водопотребитель) и управление (исполнитель) заключили договор в„– 32 на возмездное оказание услуг по подаче воды для нужд орошения сельскохозяйственных культур на площади 157 га в количестве 558 куб. м, расположенной в зоне канала "Гашуевский распределитель". Сумма оплаты по договору рассчитывается в зависимости от площади полива, составляет 100 670 рублей и может быть изменена в зависимости от фактической площади полива. В пункте 3.1 договора цена услуг указана 641 рубль 21 копейка за 1 га площади.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора кооператив самостоятельно обеспечивает прием, распределение воды и проведение полива, рациональное расходование воды и соблюдение природоохранных мероприятий, проводит необходимые согласования.
Согласно пунктам 4.2.1 и 4.2.2 управление оказывает услуги по подаче воды водопотребителю, проводит техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию и пусконаладочные работы насосных станций, каналов и ГТС.
Кооператив, ссылаясь на отсутствие у управления полномочий на заключение названного договора, обратился в суд с иском о признании его недействительным.
Одним из принципов водного законодательства является регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (пункт 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водопотребление представляет собой потребление воды из систем водоснабжения; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов (часть 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (статья 12 Водного кодекса Российской Федерации).
Предметом рассматриваемого договора являются услуги по передаче управлением кооперативу воды для целей орошения сельскохозяйственных площадей, а не забор воды из водного объекта.
Поэтому довод кооператива об отсутствии у управления полномочий на заключение спорного договора как договора водопользования несостоятелен.
Апелляционный суд, оценив условия договора и поведение сторон в процессе его исполнения, пришел к обоснованному выводу о заключении договора по взаимному согласию сторон и отсутствии доказательств понуждения кооператива к заключению договора либо того, что договор заключен под влиянием заблуждения, насилия, угрозы или обмана. При заключении договора и в процессе правоотношений кооператив не заявлял о наличии препятствий для его исполнения, без возражений принимал оказываемые услуги.
Согласно пункту 3.3 Устава управления, утвержденного приказом Минсельхоза России от 28.10.2013 в„– 63-у, к видам приносящей доход деятельности учреждения, осуществляемым по договорам на возмездной основе, относится, в том числе, оказание услуг по водоотведению, подаче воды водопотребителям, сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.
Приказом названного министерства от 18.02.2013 в„– 79 (зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2013 в„– 28220) утвержден Порядок определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения.
Названным Порядком установлено, что учреждение утверждает плату за оказание услуг (выполнение работ) по согласованию с Минсельхозом России. Размер платы за оказание услуг (выполнение работ) определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат (далее - затраты) на их оказание (выполнение), с учетом бюджетного финансирования. Методика расчета изложена в данном документе. Пунктами 14, 15 Порядка прямо предусмотрена возможность оказания платных услуг по подаче (отводу) воды в зоне действия оросительных, оросительно-обводнительных систем, в том числе установление погектарной платы на орошаемых (осушаемых) площадях.
Вместе с тем сам по себе размер платы и соблюдение процедуры ее определения не являются предметом настоящего спора.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания договора ничтожной сделкой.
Ссылка апелляционного суда на статью 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу после заключения оспариваемого договора, не повлияла на правильность решения по существу спора.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу в„– А22-3437/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
О.В.БАБАЕВА
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------