Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2016 N Ф08-6268/2016 по делу N А32-42817/2015
Требование: О признании права собственности на здания.
Обстоятельства: Общество полагало, что нахождение в собственности оборудования трансформаторных подстанций означает наличие прав собственности и на помещения, в которых оборудование размещено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, они не вошли в состав имущества, которое не подлежало приватизации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. по делу в„– А32-42817/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Раковского Р.В. (доверенность от 16.12.2015), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: администрации муниципального образования Лабинский район, администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района, администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, администрации Мостовского района, администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района, администрации Губского сельского поселения Мостовского района, администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района, администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района, администрации Ярославского сельского поселения Мостовского района, администрации Курганинского городского поселения Курганинского района, Васильева Николая Ивановича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2016 (судья Николаев А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина ОА.) по делу в„– А32-42817/2015, установил следующее.
ПАО энергетики и электрификации Кубани (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании права собственности.
Решением суда от 24.03.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2016, требования общества удовлетворены, признано право собственности общества на следующие объекты:
1) здание ЗТП А-ЗТПП-ВЛ-3-6 площадью 36,2 кв. м, с инвентарным номером 30494, кадастровым номером 23:46:0402012:569, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, Южная промзона, между ГИБДД и ООО "Даурия-Юг";
2) здание ЗТП В-2-252 площадью 30,9 кв. м с инвентарным номером 29402, кадастровым номером 23:18:0407012:478, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская, на пересечении ул. Ленина и ул. Первомайская (парковая зона станицы Вознесенская);
3) здание ЗТП Я-3-674 площадью 32,1 кв. м с инвентарным номером 25252, кадастровым номером 23:20:1301008:726, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Ярославская, ул. Ленина, строение 174;
4) здание ЗТП Я-6-625 площадью 32,1 кв. м с инвентарным номером 9797, кадастровым номером 23:20:1301006:877, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Ярославская, ул. Школьная, строение 20Б;
5) здание ЗТП Ш-9-252 площадью 22,4 кв. м с инвентарным номером 03:233:002:000021610, кадастровым номером 23:20:1201001:3842, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с. Шедок, ул. Советская, строение 56;
6) здание ЗТП П-33-321 площадью 27,7 кв. м с инвентарным номером 03:233:002:000021620, кадастровым номером 23:20:0301001:5379, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Андрюки, ул. Красная, строение 85-а;
7) здание ЗТП Г-3-849 площадью 32,5 кв. м с инвентарным номером 03:233:002:000020240, кадастровым номером 23:20:0704001:1511, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Баракаевская, промзона, МТФ в„– 5;
8) здание ЗТП Ун-1-568 площадью 29,7 кв. м с инвентарным номером 03:233:002:000021660, кадастровым номером 23:20:1102001:669, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, х. Славянский, ул. Дубовая, между домами 95 и 97;
9) здание ЗТП Во-2-120 площадью 24,1 кв. м с инвентарным номером 03:227:002:000010900, кадастровым номером 23:16:0601072:283, расположенное по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск, ул. Островского, строение 93а, база КРРЭС.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что в плане приватизации спорные подстанции отсутствуют. В строке "оборудование" учтена стоимость оборудования, находящегося в зданиях, но не самих зданий. Общество не доказало, что оно на законных основаниях владеет земельными участками, занятыми подстанциями.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
05 октября 2016 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 10 минут 12.10.2016, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество создано в процессе приватизации путем реорганизации в форме преобразования Краснодарэнерго и является его правопреемником.
Краснодарэнерго в период приватизации относилось к федеральному уровню собственности.
План приватизации Краснодарэнерго, зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Между тем, спорные объекты (здания, в которых расположены трансформаторные подстанции), не были включены в план приватизации Краснодарэнерго, их пообъектная расшифровка к плану приватизации не приложена.
Полагая, что нахождение в собственности оборудования трансформаторных подстанций означает наличие прав собственности и на помещения, в которых оборудование размещено, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление в„– 10/22), акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 в„– 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 в„– 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 в„– 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 в„– 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 в„– 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 в„– 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Суды установили, что согласно техническим паспортам спорные объекты введены в эксплуатацию в 1963-1989 годах.
Кроме того, спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.09.2015 в„– 52-17857/15-2119, письмом управления от 28.10.2015 в„– 04/16945, письмом Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район от 31.08.2015 в„– 2149/20.01-14, письмом администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 26.08.2015 в„– 834/02-12, письмом администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 31.08.2015 в„– 3060/02-18, письмами администрации муниципального образования Мостовский район от 28.08.2015 в„– 11-714 и 11-715, письмом администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района от 21.10.2015 в„– 01-650, письмом администрации Губского сельского поселения Мостовского района от 07.09.2015 в„– 920, письмом администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района от 04.09.2015 в„– 545, письмом администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района от 20.11.2015 в„– 02-626, письмами администрации Ярославского сельского поселения Мостовского района от 16.09.2015 в„– 1653 и 1654, письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Курганинский район от 01.09.2015 в„– 1986, письмом администрации Курганинского городского поселения Курганинского района от 07.09.2015 в„– 2127.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера от 20.10.2015 в„– 01/201015, 02/201015, 03/201015, 04/201015, 05/201015, 06/201015, 07/201015, 08/201015 и 09/201015.
Факт принадлежности истцу спорного имущества также подтверждается совпадением величины уставного капитала общества в момент его создания и оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992: согласно разделу II плана приватизации уставный капитал приватизируемого общества на момент приватизации составил 1 191 296 тыс. рублей, согласно приложению в„– 9 к плану приватизации "Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01 июля 1992 года" начальная цена предприятия составила 1 191 296 тыс. рублей.
При рассмотрении дел в„– А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Из материалов дела следует, что спорное имущество не вошло в состав имущества, которое не подлежало приватизации.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к верному выводу о наличии правовых основания для удовлетворения требований общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств установленных судами и фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А32-42817/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН

Судьи
Е.И.АФОНИНА
О.Л.РАССКАЗОВ


------------------------------------------------------------------