Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2016 N Ф08-4107/2016 по делу N А32-33643/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и пени за нарушение сроков строительства инвестиционного объекта.
Обстоятельства: Департамент ссылался на ненадлежащее исполнение обществом обязанностей по внесению арендной платы и соблюдению сроков строительства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано ненадлежащее исполнение обществом обязанностей по внесению арендной платы и нарушение сроков строительства объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу в„– А32-33643/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" (ИНН 7843000293, ОГРН 1037871000914) - Маякова М.Н. (доверенность от 01.11.2015), в отсутствие представителя истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу в„– А32-33643/2015, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Фаворит" (далее - общество) о взыскании 289 913 рублей 38 копеек задолженности за период с 01.07.2015 по 30.09.2015, пени в размере 6537 рублей 55 копеек за период с 11.07.2015 по 30.09.2015, а также пени за нарушение сроков строительства инвестиционного объекта в размере 785 011 рублей 50 копеек за период с 01.01.2015 по 30.09.2015.
Решением от 18.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.02.2016, иск удовлетворен по мотивам ненадлежащего исполнения обществом обязанностей по внесению арендной платы и нарушения сроков строительства объекта.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить в части взыскания пени за нарушение сроков строительства инвестиционного объекта, принять в этой части новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что использование спорного земельного участка является целевым, его правовой режим установлен исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, с учетом положений Федерального закона от 29.12.2006 в„– 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 244-ФЗ). Границы игорной зоны на территории Краснодарского края определяются Правительством Российской Федерации в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения. Спорный участок не находится в границах указанных земельных участков, в связи с чем деятельность по организации и проведению азартных игр на нем стала юридически невозможна с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2014 в„– 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 278-ФЗ). Договор аренды от 25.12.2008 в„– 17 прекращен 23.07.2014 - с момента вступления в силу Закона в„– 278-ФЗ, что является основанием для прекращения обязательств по статье 417 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, что Законом в„– 278-ФЗ Краснодарский край не исключен из числа субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны. Названным законом не установлены сроки, в течение которых должна быть создана игорная зона в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов. На даты состоявшихся судебных актов Правительство Российской Федерации решение о ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" в существующих границах не приняло, границы игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, не установлены. На дату принятия обжалуемых судебных актов рассматриваемый договор не был ни изменен, ни расторгнут, общество не обращалось с предложением об изменении или расторжении договора аренды, ввиду чего у департамента отсутствовали правовые основании для не исполнения договорных обязательств, включая начисление неустойки.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола заседания конкурсной комиссии по продаже прав на заключение договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков в целях реализации инвестиционных проектов в игорной зоне "Азов-Сити" от 19.12.2008 в„– 56, департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Сатурниус" (арендатор) 25.12.2008 заключили договор аренды земельного участка в„– 17, в соответствии с которым арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор - принял земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения общей площадью 23 716 кв. м с кадастровым номером 23:36:0101000:410, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 23:36:0101000, предназначенный для строительства комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания. Срок действия договора 10 лет (пункт 7.2 договора).
По условиям пункта 1.4 договора, он является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с 19.12.2008.
В соответствии с соглашением о перенайме в„– 1 (передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка) от 29.06.2010 ООО "Сатурниус" уступило, а общество приняло все права и обязанности арендатора по договору от 25.12.2008 в„– 17.
Договор и соглашение о перенайме зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается оттиском штампа о государственной регистрации.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 в„– 748 "О министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края" департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края переименован в министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2015 в„– 19 "О внесении в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.04.2007 в„– 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" функции министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края, с 01.04.2015 переданы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 2.1 договора в течение 12 месяцев со дня его государственной регистрации размер ежегодной арендной платы за участок составляет 292 981 рубль. В дальнейшем размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края. Государственная регистрация договора произведена 02.03.2009.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 в„– 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" утверждены Правила определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, а также ставка арендной платы в размере 15% от рыночной стоимости за земельные участки, расположенные в игорной зоне.
В связи с принятием уполномоченным органом нормативно-правового акта, устанавливающего или изменяющего ставки арендной платы, общество как арендатор земельного участка, находящегося в собственности Краснодарского края, обязано вносить арендную плату в размере, определенном с учетом установленных уполномоченным органом Правил.
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендная плата исчисляется за каждый день использования земельного участка и вносится арендатором в виде авансового платежа до 10-го числа первого месяца каждого квартала.
Ненадлежащее исполнение обществом обязанностей по внесению арендной платы и соблюдению сроков строительства послужили основанием обращения департамента в арбитражный суд с иском.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (статьи 606, 611, 614 Гражданского кодекса).
Статьями 329, 330, 331 Гражданского кодекса закреплено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой в виде штрафа или пени, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Суды первой и апелляционной инстанций признали приложенный к иску расчет верным, общество не представило контррасчет, а также доказательства внесения арендной платы за спорный период и соблюдения сроков реализации инвестиционного соглашения, поэтому основания для отказа в удовлетворении иска у судов отсутствовали.
Заявитель указывает, что требование о взыскании пени не подлежит удовлетворению, поскольку обязательства, возникшие из договора аренды земельного участка, прекращены с момента вступления в силу Закона в„– 278-ФЗ.
Статьями 4, 5, 9 Закона в„– 244-ФЗ игорная зона определена как часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с данным Законом. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов. На территории Российской Федерации создается пять игорных зон, одна из них на территории Краснодарского края. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. Порядок создания и ликвидации игорных зон определяется, а соответствующие решения принимаются Правительством Российской Федерации. Срок действия игорных зон не может быть ограничен.
Законом в„– 278-ФЗ в Закон в„– 244-ФЗ внесены изменения, согласно которым допускается создание игорной зоны в границах населенных пунктов на земельных участках, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, а границы игорной зоны на территории Краснодарского края определяются Правительством Российской Федерации в границах таких земельных участков.Законом в„– 278-ФЗ Краснодарский край не исключен из числа субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны. В данном случае возникла необходимость изменения места нахождения игорной зоны в пределах Краснодарского края, причем определение конкретных границ игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов, а также принятие решения о создании и ликвидации игорной зоны отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (части 4, 4.1 Закона в„– 244-ФЗ). Законом в„– 278-ФЗ не установлены сроки, в течение которых должна быть создана игорная зона в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов. До настоящего времени решение Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" в существующих границах не принято, границы игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, не установлены.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края письмом от 18.12.2014 в„– 201-5911/1401-03/13 проинформировало заинтересованных субъектов о необходимости выполнения процедуры ликвидации игорной зоны по поручению Правительства Российской Федерации, основанному на измененных положениях Закона в„– 244-ФЗ, что влечет прекращение действия ранее выданных разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и изменение целевого назначения переданных в аренду земельных участков. В спорный период Правительство Российской Федерации не принимало решение о ликвидации игорной зоны в той части, в пределах которой расположен арендуемый обществом земельный участок.
На дату принятия судебных актов рассмотренный договор не был, ни расторгнут, ни изменен. Общество не обращалось с предложением об изменении или расторжении договора аренды в установленном порядке. В материалах дела отсутствуют доказательства внесения в договор аренды изменений, связанных с приведенными изменениями законодательства, Правительство Российской Федерации не принимало решение о ликвидации игорной зоны в той части, в пределах которой расположен спорный объект аренды. Общество не обосновало невозможность реализации до 01.07.2011 инвестиционного соглашения и использования в этих целях земельного участка по не зависящим от него причинам. У департамента отсутствуют правовые основания для его неисполнения, включая начисление пени за нарушение сроков строительства.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по делу в„– А32-33643/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА


------------------------------------------------------------------