Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2016 N Ф08-3643/2016 по делу N А63-4398/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 статьи 7.3 КоАП РФ за непредставление в установленные сроки технического проекта разработки и рекультивации лицензионного участка.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка сведениям, содержащимся в служебной записке начальника отдела лицензионно-разрешительной деятельности, о том, что согласно представленной обществом министерству государственной статистической отчетности, добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке не производилась. Не выяснено, осуществляло ли министерство выезд проверяющих на территорию месторождения для подтверждения представленной обществом информации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу в„– А63-4398/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (ИНН 2631033675, ОГРН 1082648001810) - Сучкова А.М. (доверенность от 05.02.2016), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - Старенковой О.В. (доверенность от 26.05.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-4398/2015, установил следующее.
ООО "КубаньАгроСервис" (далее - общество, лицензиат) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2015 в„– 35 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 450 тыс. рублей штрафа.
Решением от 01.12.2015, суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Постановлением от 18.02.2016, суд апелляционной инстанции решение суда от 01.12.2015 изменил в части назначения обществу наказания, уменьшив штраф до 300 тыс. рублей. Суд апелляционной инстанции, указав, что общество приступило к пользованию недрами в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта разработки и рекультивации месторождения, сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса. При этом, установив наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств, суд апелляционной инстанции уменьшил размер назначенного обществу штрафа, определив его в размере 300 тыс. рублей.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что общество приняло все зависящие от него меры к выполнению условий лицензионного соглашения. Административный орган поставил в вину обществу бездействие министерства, поскольку ответственный исполнитель за подготовку проектной документации (ООО НПП "Кавказпроект") длительное время не мог согласовать проектную документацию в лицензионно-разрешительном отделе министерства. Соответствующая комиссия не создавалась до официального утверждения Положения о деятельности комиссии, утвержденного приказом министерства от 03.04.2015 в„– 99. Кроме того, 28.03.2015 общество представило проектную документацию на согласование в министерство, которая до настоящего момента комиссией не рассмотрена, что не учтено управлением при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления. В материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке при отсутствии согласованной проектно-технической документации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании протокола аукциона от 22.07.2011 и приказа министерства от 29.07.2011 в„– 276 обществу предоставлена лицензия на право пользования недрами от 01.08.2011 СТВ в„– 00171 ТЭ. Предмет лицензионного соглашения - разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр месторождения Барсуковского-2 в Кочубеевском районе Ставропольского края. Согласно условиям лицензионного соглашения до 01.08.2012 общество должно провести геолого-разведочные работы, составить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки и рекультивации лицензионного участка (раздел 4 лицензионного соглашения). Согласно пункту 5.2 лицензионного соглашения, добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна проводиться в соответствии с проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном законом порядке.
В силу пункта 7.14 лицензионного соглашения, на общество возложена обязанность предоставлять в установленном порядке статистическую и иную отчетность по вопросам использования недр, в том числе ежегодно в установленные законодательством сроки - статистическую отчетность по формам 5-ГР и 2-ЛС в министерство, в Ставропольский филиал ФГУ "территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" и в Средне-Кавказское управление Ростехнадзора.
На основании служебной записки начальника отдела лицензионно-разрешительной документации от 23.03.2015 о непредставлении обществом в установленные сроки технического проекта разработки и рекультивации, должностное лицо министерства вынесло определение от 23.03.2015 в„– 240315-В1 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса и проведении административного расследования.
Определением от 23.03.2015 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении обществу предложено представить копии утвержденных проектов разработки и рекультивации отрабатываемого месторождения, горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами, правоустанавливающих документов на земельный участок, выделенный для целей недропользования, протоколов согласования планов развития горных работ за прошедший и текущий годы, документов, подтверждающих уплату регулярных платежей и НДПИ. В определении также указано о необходимости выезда на территорию Барсуковского-2 месторождения для подтверждения информации, представленной пользователем недр.
09 апреля 2015 года министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса, в котором указано, что "по состоянию на 23.03.2015 утвержденный в установленном законодательством порядке технический проект разработки и рекультивации у общества отсутствует, в чем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта".
09 апреля 2015 года министерство выдало обществу предписание о необходимости разработки и утверждения в установленном порядке технического проекта до 09.10.2015.
Постановлением от 16.04.2015 в„– 35 по делу об административном правонарушении административный орган признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, указав, что по состоянию на 23.03.2015 у общества отсутствует утвержденный в установленном законодательством порядке технический проект разработки и рекультивации лицензионного участка, и назначил ему наказание в виде 450 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, образуют виновные действия лиц, осуществляющих пользование недрами, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с положениями статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Требования по подготовке проектной документации определены Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118 (далее - Положение).
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что общество приступило к добыче валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта разработки и рекультивации лицензионного участка. Такой вывод суды сделали со ссылкой на налоговые декларации за первый и второй отчетные периоды 2015 года, в которых общество показало добычу полезных ископаемых по лицензии СТВ в„– 00171 ТЭ, подлежащих налогообложению и обозначаемых кодом 1001 в количестве 945 куб. м и 485 тыс. куб. м.
При этом судебные инстанции не дали оценку сведениям, содержащимся в служебной записке от 23.03.2015 начальника отдела лицензионно-разрешительной деятельности, о том, что согласно представленной обществом министерству 19.12.2014 государственной статистической отчетности по форме 5-ГР за 2011-2014 годы, добыча на Барсуковском-2 месторождении в рамках лицензии СТВ в„– 00171 ТЭ на право пользования недрами не производилась. Суды не выяснили, осуществляло ли министерство в соответствии с определением от 23.03.2015 в„– 240315-И1 выезд проверяющих на территорию Барсуковского-2 месторождения для подтверждения представленной обществом информации с целью проверки осуществления обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке.
Согласно статье 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 09.04.2015, в качестве события административного правонарушения министерство указало отсутствие у общества по состоянию на 23.03.2015 утвержденного в установленном законодательством порядке технического проекта разработки и рекультивации лицензионного участка. Данному обстоятельству суды оценку не дали. Кроме того, суды не оценили довод общества о поданном им 27.03.2015 (до вынесения оспариваемого постановления) заявлении министерству о согласовании проектно-технической документации, что подтверждается министерством, в частности, в отзыве от 29.05.2015 на заявление общества.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, является преждевременным.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как недостаточно обоснованные, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Кроме того, судьей первой инстанции не подписаны протокол судебного заседания от 07-13.10.2015 (согласно данным протокола в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.10.2015) и определение от 07.10.2015 об отложении судебного заседания на 27.10.2015 (л. д. 220-223, том 1). Судебный акт от 13.10.2015 в материалах дела отсутствует.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу в„– А63-4398/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------