Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2016 N Ф08-2016/2016 по делу N А63-6078/2015
Требование: О признании незаконными действий государственного органа, обязании восстановить регистрацию транспортного средства.
Обстоятельства: Предприятие ссылалось на то, что сертификат соответствия признан прекращенным, а регистрационные действия с автокраном недействительными.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при совершении регистрационных действий были предоставлены все необходимые документы, в том числе ПТС и сертификат соответствия. Действие сертификата прекращено не в связи с противоправными или незаконными действиями предприятия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу в„– А63-6078/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ИНН 2632019360, ОГРН 1022601630567) - Доценко И.И. (доверенность от 18.04.2016, в отсутствие заинтересованного лица - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Лермонтову (ИНН 2629000369, ОГРН 1022603425657) и третьего лица - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2634050372, ОГРН 1022601954913), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2015 (судья Филатов В.Е.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-6078/2015, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Лермонтову (далее - отдел) о признании незаконным действий по аннулированию (прекращению) регистрации транспортного средства (далее - ТС) ZOOMLIOв„– ZU5322JQZ30, тип транспортного средства - автокран, VIв„– L5E5H3D3XCA035265, модель, в„– двигателя WP1D.270 1611K236481, шасси (рама) L5E5H3D3XCA035265, цвет бело-красный, год выпуска 2012, экологический класс - четвертый, обязании восстановить регистрацию транспортного средства и взыскании 3 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины.
Определением от 06.07.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением суда от 09.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2016, требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для восстановления регистрационного учета спорного транспортного средства. Возложение на заявителя как добросовестного приобретателя рисков, связанных с полномочиями соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, не предусмотрено действующим законодательством и является чрезмерным обременением.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, действия регистрирующего органа правомерны, осуществлены в рамках имеющихся полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствовали. Поскольку сертификат соответствия спорного ТС экологическому классу С-CN.АВ23.А.09019 прекращен (аннулирован), подтверждение соответствия автокрана техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, отсутствует, ТС не может быть допущено к участию в дорожном движении и, как следствие, регистрирующий орган обязан снять ТС с регистрационного учета (отказать в производстве регистрационных действий в отношении ТС). Собственник (законный владелец) вправе обратиться к регистрирующему органу с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта ТС, предоставив доказательства устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации. В случае невозможности устранения этих причин предприятие должно представить доказательства соответствия ТС требованиям безопасности дорожного движения. Процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к ТС, находящимся в эксплуатации, установлена действующим техническим регламентом ТР ТС 018/2011.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предприятия, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятием на основании договора купли-продажи от 11.03.2012 в„– А/012/2012, заключенным с ООО "АВ Техснаб", приобретено в собственность для производственных нужд транспортное средство - ZOOMLIOв„– ZU5322JQZ30, тип транспортного средства - автокран, VIв„– L5E5H3D3XCA035265, модель, в„– двигателя WP1D.270 1611K236481, шасси (рама) L5E5H3D3XCA035265, цвет бело-красный, год выпуска 2012, экологический класс - четвертый. В соответствии с установленными в Российской Федерации правовыми предписаниями, 15.05.2012 автокран ZOOMLIOв„– ZU5322JQZ30 поставлен на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД, г. Лермонтов.
16 мая 2012 года заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.
17 апреля 2015 года начальником МРЭО ГИБДД г. Лермонтов в адрес предприятия направлено уведомление в„– 1145, в котором сообщается, что сертификат соответствия (C-CN.AB23.A.09019) на основании которого произведены регистрационные действия транспортного средства ZOOMLIOв„– ZU5322JQZ30 признан прекращенным, в связи с чем регистрационные действия с автокраном ZOOMLIOв„– ZU5322JQZ30, VIв„– L5E5H3D3XCA035265, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак В248ХО 26 регион и ПТС 28ТХ826595, признаны недействительными.
Не согласившись с указанными действиями, предприятие обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 в„– 711, в редакции Указов Президента Российской Федерации по состоянию на 27.10.2011 (далее - Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция, ГАИ) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в редакции по состоянию на 13.07.2015 (далее - Закон в„– 196-ФЗ), допуск ТС, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением ТС, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. Регистрация ТС без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации ТС и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 указанного Закона в„– 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных ТС, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", в редакции приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации по состоянию на 13.02.2015 (далее - Правила регистрации), не подлежат регистрации в ГАИ и не принимаются к производству регистрационных действий ТС, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном данными Правилами; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета ТС и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований Правил регистрации и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация ТС прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, ПТС, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, ПТС, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации ТС с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также ПТС.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил регистрации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 в„– 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008. Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 в„– 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска ТС к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Суды установили, что при совершении регистрационных действий по постановке на учет спорного ТС регистрирующему органу были предоставлены все необходимые документы, в том числе ПТС и сертификат соответствия, что подтверждено фактом постановки ТС на учет.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение Специального регламента, обществом "СПЕЦ-ПАУЭР" таможенному органу, в том числе был представлен сертификат соответствия. ПТС выдан Дальне-Восточным таможенным управлением Благовещенской таможни на основании информации, содержащейся в сертификате соответствия, выданном органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке - ООО "Магадан-Тест".
Сертификат соответствия, выданный в отношении спорного автокрана аннулирован, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации "Росаккредитация" (http://fsa.gov.ru), действие сертификата соответствия в„– C-CN.AB23.A.09019 прекращено 17.12.2012.
Судебные инстанции отклонили довод управления о том, что признание сертификата соответствия недействительным является согласно пункту 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" основанием для аннулирования регистрации ТС. При этом суды сослались на то, что ПТС выдан на основании действовавшего сертификата соответствия, отсутствие оснований, по которым впоследствии его действие прекращено.
Суды также указали на непредставление управлением доказательств наличия предусмотренных пунктом 3 Правил регистрации ТС, пунктами 3, 8, 10 Специального регламента оснований для аннулирования регистрационных действий.
Суды сослались на отсутствие в деле документов, подтверждающих несоответствие спорного автокрана требования по безопасности дорожного движения и экологическому классу 4, на то, что сертификат соответствия отозван по причине несоответствия ТС указанному классу экологической безопасности.
Суды установили, что действия сертификата прекращено не в связи с противоправными или незаконными действиями предприятия, что в конструкцию ТС не вносились изменения, сведения о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на ТС, подделке регистрационных знаков, представленных документов, несоответствие ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным, не представлены.
Суды выяснили, что доказательства того, что в результате проведенных техосмотров или иных экспертиз запрещено использование ТС или его использование представляет угрозу жизни, здоровью людей или безопасности дорожного движения, отсутствуют.
При таких установленных по данному делу обстоятельствах суды учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 22.04.2011 в„– 5-П) и сделали правильный вывод о том, что действия управления по аннулированию регистрации спорного ТС не соразмерны преследуемой цели, указанной в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.03.2016 удовлетворено ходатайство управления о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов по настоящему делу до окончания рассмотрения кассационной жалобы.
На основании статьи 97, части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обеспечительные меры подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу в„– А63-6078/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.03.2016 по делу в„– А63-6078/2015, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------