Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2016 N Ф08-5983/2016 по делу N А32-33333/2015
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган отказал обществу в выпуске товаров ввиду несоблюдения им условий выпуска, требований запретов и ограничений, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом свидетельства подтверждают только соответствие ввозимых товаров установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям в области безопасности продукции, соблюдение которых обязательно, однако не отменяют запрет на ввоз товаров на территорию РФ, не могут разрешать их ввоз в обход существующего запрета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу в„– А32-33333/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сантурия" (ИНН 7703733526, ОГРН 1107746991472) - Зайцевой Н.В. (доверенность от 02.10.2015), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Ананьева Ю.Е. (доверенность от 11.03.2016), Зудова О.Б. (доверенность от 15.04.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сантурия" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу в„– А32-33333/2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
ООО "Сантурия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения от 04.08.2015 об отказе в выпуске товаров, задекларированных обществом по ДТ в„– 10309130/200715/001129 (далее - спорная ДТ).
Решением суда от 27.11.2015 (судья Сумина О.С.) заявленные требования удовлетворены, с таможни в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей в счет возмещения судебных расходов на уплату госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что ввезенные обществом и оформленные по спорной ДТ товары в„– 2 и в„– 3 ("Секонд Сердж (Sekond Surge Gel)", "Аксель гель (Accel Gel)") необходимо рассматривать как комплексные пищевые добавки, а Эндурокс Р4 (Endurox R4) как витаминно-минеральный комплекс. Указанные продукты попадают по наименованию товара в список исключений для кодов 2106909809, 2106909200 ТН ВЭД ТС из перечня продукции, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 в„– 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2014 в„– 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 в„– 625) (далее - постановление в„– 778).
Постановлением от 25.05.2016 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 27.11.2015 и отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения таможни об отказе в выпуске товаров в„– 2, 3, оформленных по спорной ДТ. В части признания незаконным решения таможни об отказе в выпуске товара в„– 1, оформленного по спорной ДТ, прекращено производство по жалобе в связи с отказом таможни от апелляционной жалобы в этой части.
Судебный акт мотивирован тем, что товар в„– 2, часть товара в„– 3 (1) и 3 (2) являются специализированной пищевой продукцией для питания спортсменов, которая соответствует наименованию "Пищевые или готовые продукты", установленному Перечнем в отношении товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 2106 90 920 0, 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС, ввоз которых запрещен на территорию Российской Федерации. В отношении товара в„– 3 (3) суд указал, что отказ в его выпуске обусловлен несоблюдением обществом условий выпуска товара, установленных пунктом 2 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 25.05.2016, оставить в силе решение суда от 27.11.2015. Заявитель жалобы считает, что при вынесении оспариваемого постановления суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу таможня считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители таможни в судебном заседании просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, по контракту от 18.05.2015 в„– 10, заключенному с компанией "PacificHealth Laboratories, Inc." (США), общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары:
в„– 1 - "готовые пищевые продукты, содержащие какао, без начинки, с добавкой плодов, в брикетах: батончик Аксель рекавер (Accel recover bars), со вкусом шоколадно-арахисовый, является специализированным пищевым продуктом, предназначен для питания спортсменов в период интенсивных тренировок, в дополнение к основному рациону. Ингредиентный состав: нектар растительный сахарный, мальтодекстрин, сироп коричневого риса, декстроза, сахар, концентрат молочной сыворотки, гороховый изолят, пальмовое масло, какао порошок, соевый изолят, ореховое масло (арахис, соль), кальция козеинат, жидкий шоколад, натуральные ароматизаторы, пектин, соль, лимонная кислота, натуральные альфа, бета, гамма, дельта токоферолы. Без содержания спирта, без ГМО, не является лекарственным средством или медицинским препаратом. Поставляется упакованным в порционные упаковки из полимерного материала, маркировка ar24cpb072, артикул 24500-360 упаковок по 54 г, в 5 картонных коробках. Изготовитель: Tsudis chocolate company and kind healthy snacks, США...". Код 1806 32 100 0 ТН ВЭД ТС;
в„– 2 - "смеси витаминов и минеральных веществ, предназначенных для сбалансированного дополнения к питанию: Эндурокс Р4 (Endurox R4) - специализированный пищевой продукт, с заданным химическим составом, предназначен для питания спортсменов в период интенсивных тренировок, в дополнение к основному рациону, в качестве источника витамина С, витамина Е, кальция, магния. Ингредиентный состав: глюкоза, концентрат молочной сыворотки, мальтодекстрин, фруктоза, сахароза, лимонная кислота, ароматизаторы идентичные натуральным, лецитин, магния карбонат, калия фосфат, аскорбиновая кислота, витамин Е, ацетат, л-глутамин. Без содержания спирта, без ГМО, не является лекарственным средством или медицинским препаратом, форма выпуска - порошок, подлежит растворению в воде. Поставляется упакованным в банки из полимерного материала по 1196 г, уложенные в картонные коробки: маркировка en050006, артикул 71700-72 банки, 12 коробок; маркировка en05t006, артикул 71800-72 банки, 12 коробок; маркировка en05ll006, артикул 72100-72 банки, 12 коробок; всего 216 банок, 36 картонных коробок; в порционные полимерные пакетики по 80 г, уложенные в картонные коробки: маркировка en05ssto036, артикул 71836-288 пакетиков, 8 коробок, маркировка en05ssfp036, артикул 71736-288 пакетиков, 8 коробок, всего 576 пакетиков, 16 картонных коробок (итого 52 грузовых места). Изготовитель PacificHealth Laboratories, Inc., США, товарный знак отсутствует". Код 2106 90 9803 ТН ВЭД ТС;
в„– 3 - "сахарные сиропы со вкусоароматическими и красящими добавками, специализированный пищевой продукт, предназначен для питания спортсменов в период интенсивных тренировок, в дополнение к основному рациону, форма выпуска сиропообразная ароматизированная жидкость, подлежит разбавлению водой для приготовления энергетического коктейля. Без содержания спирта, без ГМО, не является лекарственным средством или медицинским препаратом, расфасовано в штучные порционные пакетики из полимерного материала: Аксель гель (Accel gel) - ингредиентный состав: вода, фруктоза, сахароза, изолят и гидролизат молочной сыворотки, мальтодекстрин, глицерин, соль, витамин Е, ацетат, соевый лецитин, натуральные вкусовые добавки, лимонная кислота, яблочная кислота, аскорбиновая кислота, овощной краситель, кофеин безводный, поставляется упакованным в порционные пакетики из полимерного материала по 40 г, уложенные картонные коробки: маркировка ag11ch024, артикул 11500-672 пакетика, 7 коробок; маркировка ag110r024, артикул 11100-480 пакетиков, 5 коробок; маркировка ag11kl024, артикул 11400-480 пакетиков, 5 коробок; маркировка ag11rc024, артикул 11700-672 пакетика, 7 коробок, маркировка ag11sk024, артикул 11000-576 пакетиков, 6 коробок всего 2880 пакетиков, 30 картонных коробок; Секонд сердж (second surge gel) - ингредиентный состав: сироп сахарный растительный, рисовый сироп, тростниковый сахар, вода, изолят молочной сыворотки, глицерин, изготовитель: Innovative flexpak, США, товарный знак отсутствует; гороховый изолят, кофе или какао, вкусовые добавки, экстракт зеленого чая (источник кофеина), альфа токоферол ацетат, соль, натуральные экстракты ягодно-фруктовые граната, мангустина, годжи ягоды, голубики, черноплодной рябины, клюквы, яблока и черники, поставляется упакованным в порционные пакетики из полимерного материала по 32 г, уложенные картонные коробки: маркировка ss25de048, артикул 25800-672 пакетика, 14 коробок; маркировка ss25ch048, артикул 25500-672 пакетика, 14 коробок, всего 1344 пакетика, 28 картонных коробок (итого 58 грузовых мест)". Код 2106 90 590 0 ТН ВЭД ТС.
В рамках таможенного контроля таможня приняла решение о назначении таможенной экспертизы от 21.07.2016 в„– 10309130/210715/ДВ/000305, по результатам которой приняла решения от 04.08.2015 по классификации товаров:
- в„– РКТ-10309130-15/000019 о классификации в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС товара в„– 2, идентифицированного экспертом как "Специализированный продукт для питания спортсменов в виде порошка, содержащего в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки), с содержанием в своем составе сыворотки молочной, обогащенной лактозой, с содержанием D-глюкозы 20-25%".
В обоснование принятого решения таможня указала, что в составе образцов товара в„– 2 не обнаружено наличие спирта этилового, крахмалосодержащих продуктов (крахмала, муки, высокомолекулярных декстринов), какао. Данное описание состава продуктов не соответствует описанию заявленной подсубпозиции 2106 90 9803 ТН ВЭД ТС "Смеси витаминов и минеральных веществ, предназначенные для сбалансированного дополнения к питанию", так как основными компонентами данных продуктов являются углеводы и протеины (белки). Учитывая содержание D-глюкозы 20-25% в рассматриваемых продуктах, их следует классифицировать в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС "Прочие";
- в„– РКТ-10309130-15/000021 о классификации в подсубпозиции 2106 90 920 0 ТН ВЭД ТС товара в„– 3 (1): "Сахарный сироп ACCEL GEL key lime", "Сахарный сироп ACCEL GEL citrus orange", "Сахарный сироп ACCEL GEL strawberry kiwi", "Сахарный сироп ACCEL GEL raspberry cream", идентифицированный экспертом как "Специализированный продукт для питания спортсменов в виде гелеобразной массы, содержащей в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки) с содержанием белка (протеина) в пересчете на сухое вещество 21,7%.".
В обоснование принятого решения таможня указала, что описание сиропов не соответствует описанию заявленной подсубпозиции 2106 90 590 0 ТН ВЭД ТС "Сахарные сиропы со вкусоароматическими или красящими добавками, прочие" ТН ВЭД ТС, поскольку наличие значительного количества протеинов не позволяет отнести данные товары к сиропам. Учитывая содержание D-глюкозы 1,7% в рассматриваемых сиропах их следует классифицировать в подсубпозиции 2106 90 920 0 ТН ВЭД ТС "Не содержащие молочных жиров, сахарозы, изоглюкозы, глюкозы или крахмала или содержащие менее 1,5 масс.% молочного жира, 5 масс.% сахарозы или изоглюкозы, 5 масс.% глюкозы или крахмала";
- в„– РКТ-10309130-15/000022 о классификации в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС товара в„– 3 (2): "Сахарный сироп 2ND SURGE double expresso", идентифицированного экспертом как "Специализированный продукт для питания спортсменов в виде гелеобразной массы, содержащей в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки) с содержанием белка (протеина) в пересчете на сухое вещество 23,2%".
В обоснование принятого решения таможня указала, что описание сиропа не соответствует описанию заявленной подсубпозиции 2106 90 590 0 ТН ВЭД ТС "Сахарные сиропы со вкусоароматическими или красящими добавками, прочие", так как наличие значительного количества протеинов не позволяет отнести данный товар к сиропам. Учитывая содержание D-глюкозы 7,7% в рассматриваемом сиропе, его следует классифицировать в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС "Прочие";
- в„– РКТ-10309130-15/000020 о классификации в подсубпозиции 1806 90 900 0 ТН ВЭД ТС части товара в„– 3 (3): "Сахарный сироп 2ND SURGE CHOKOLATE" и "Сахарный сироп ACCEL GEL chokolate", идентифицированного экспертом как "Специализированный продукт для питания спортсменов в виде гелеобразной массы, содержащей в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки), с содержанием какао".
Согласно пояснениям таможни к решению в товарную позицию 1806 включаются кондитерские изделия из сахара, содержащие какао, и, при условии соблюдения положений примечания 1 к данной группе, прочие пищевые продукты с добавлением какао. Поскольку данные компоненты присутствуют в составе сиропов, заявленные товары следует классифицировать в подсубпозиции 1806 90 900 0 ТН ВЭД ТС.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС таможня отказала обществу в выпуске товаров ввиду несоблюдения им условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, требований запретов и ограничений, установленных пунктом 1 статьи 152 ТК ТС, и приняла решение от 04.08.2015 об отказе в выпуске товаров по спорной ДТ.
В порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции правильно применил статьи 195, 198, 201, 210 ТК ТС, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделал правильный вывод о наличии у таможни оснований для отказа в выпуске товаров в„– 2 и 3.
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения.
На период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара, указанного в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда такие документы в соответствии со статьей 219 Закона в„– 311-ФЗ могут быть представлены после выпуска товара (пункт 11 статьи 106 Закона в„– 311-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 198 ТК ТС выпуск товаров не производится в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.
В соответствии с частью 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Частью 1 статьей 195 ТК ТС определено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС; в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Согласно статье 210 ТК ТС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдение запретов и ограничений; представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона в„– 211-ФЗ в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением в„– 778 введены специальные экономические меры, направленные на запрет или ограничение осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Правительство Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2014 в„– 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 в„– 281-ФЗ постановлением в„– 778 утвердило Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее - Перечень), определив запрещенные к ввозу в Российской Федерации в пределах года виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2014 в„– 560. Перечень утвержден высшим органом исполнительной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий и не противоречит нормативным правовым актам, в развитие и на основании которых он принят, что подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2014 в„– АКПИ14-1124.
Согласно Перечню (в редакции на момент подачи декларации на спорный товар) запрещены к ввозу "пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных)" под кодами 2106 90 920 0, 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, на дату спорных правоотношений из общего правила о запрете ввоза пищевых и готовых продуктов под соответствующими кодами предусмотрен закрытый перечень исключений:
- биологически активных добавок;
- витаминно-минеральных комплексов;
- вкусоароматических добавок;
- концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей;
- пищевых волокон;
- пищевых добавок (в том числе комплексных).
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции указал, что ввезенные обществом и оформленные по спорной ДТ товары в„– 3 Секонд Сердж (Sekond Surge Gel), Аксель гель (Accel Gel) необходимо рассматривать как комплексные пищевые добавки, а товар в„– 2 Эндурокс Р4 (Endurox R4) - как витаминно-минеральный комплекс. Указанные продукты попадают по наименованию в список исключений из Перечня.
Отменяя решение суда в данной части и отказывая обществу в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции руководствовался заключением эксперта от 04.08.2015 в„– 02-01-2015/1980/023831, содержащего выводы о составе товаров в„– 2 Эндурокс Р4 (основные компоненты: углеводы, (моно и дисахариды: D-глюкоза и D-фруктоза, лактоза) и белки (протеины), дополнительные ингредиенты: минеральные компоненты на основе калия, кальция, натрия, хлора, фосфора, серы, железа (макроэлементы) и растительные жиры, что не соответствует требованиям к составу витаминно-минеральных комплексов) и 3 (1, 2) Секонд Сердж и Аксель гель (основные компоненты: углеводы (моно и дисахариды: D-глюкоза и D-фруктоза, лактоза) и белки (протеины), дополнительные ингредиенты: минеральные компоненты на основе калия, кальция, натрия, хлора, фосфора, серы, железа (макроэлементы), эмульгаторы, что не соответствует требованиям к пищевым добавкам и комплексным пищевым добавкам). Эти товары идентифицируются как "Специализированный продукт для питания спортсменов".
В соответствии с ГОСТом Р 53949-2009 витаминно-минеральный комплекс - однородная смесь витаминов, макро и микроэлементов в наборе и определенном соотношении, предназначенная для внесения ее в пищевой продукт с целью обогащения его витаминами и минеральными веществами, содержащимися в данном комплексе.
Таким образом, ввезенный обществом товар в„– 2 не является витаминно-минеральным комплексом, а идентифицируется как специализированный продукт для питания спортсменов в виде порошка, содержащей в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки), с содержанием в своем составе сыворотки молочной, обогащенной лактозой.
В свидетельстве о регистрации данного пищевого продукта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сделан аналогичный вывод о его отнесении к специализированным пищевым продуктам для питания спортсменов, соответствующим Техническим регламентам Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".
Определение пищевой добавки содержится в статье 4 Технического регламента Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", что соответствует ее определению, содержащемуся в Техническом регламенте Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": пищевая добавка - любое вещество (или смесь веществ), имеющее или не имеющее собственную пищевую ценность, обычно не употребляемое человеком непосредственно в пищу, преднамеренно вводимое в пищевую продукцию с технологической целью (функцией) при ее производстве (изготовлении), перевозке (транспортировании) и хранении, что приводит или может привести к тому, что данное вещество или продукты его превращений становятся компонентами пищевой продукции; пищевая добавка может выполнять одну или несколько технологических функций.
Комплексная пищевая добавка - смесь пищевой(ых) добавки(ок) и (или) пищевого сырья и (или) ароматизатора(ов), предназначенная для выпуска в обращение; в которой как минимум одна из пищевых добавок, входящая в состав комплексной пищевой добавки, должна оказывать в конечной пищевой продукции функциональное действие.
В свою очередь специализированная пищевая продукция - пищевая продукция, для которой установлены требования к содержанию и (или) соотношению отдельных веществ или всех веществ и компонентов и (или) изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания в такой пищевой продукции и (или) в состав включены не присутствующие изначально вещества или компоненты (кроме пищевых добавок и ароматизаторов) и (или) изготовитель заявляет об их лечебных и (или) профилактических свойствах, и которая предназначена для целей безопасного употребления этой пищевой продукции отдельными категориями людей (статья 4 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
Пункт 1 статьи 24 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" относит пищевую продукцию для питания спортсменов к специализированной пищевой продукции.
Пищевая продукция для питания спортсменов - специализированная пищевая продукция заданного химического состава, повышенной пищевой ценности и (или) направленной эффективности, состоящая из комплекса продуктов или представленная их отдельными видами, которая оказывает специфическое влияние на повышение адаптивных возможностей человека к физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам (статья 4 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", статья 4 Технического регламента Таможенного союза 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания").
Таким образом, специализированная пищевая продукция для питания спортсменов и пищевая добавка (комплексная пищевая добавка) имеют различные предназначение, состав и гигиенические характеристики, не связаны между собой ни функционально, ни технологически, не являются взаимозаменяемыми.
Ввезенный обществом товар в„– 3 (1, 2) не является пищевой (комплексной пищевой) добавкой, а идентифицируется как специализированный продукт для питания спортсменов в виде геля, содержащей в своем составе комплекс продуктов, основными компонентами которого являются углеводы и протеины (белки).
В свидетельстве о регистрации данных пищевых продуктов Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сделан аналогичный вывод о их отнесении к специализированным пищевым продуктам для питания спортсменов, соответствующим Техническим регламентам Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", а не Техническому регламенту Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Кроме того, общество самостоятельно заявило в ДТ наименование товаров в„– 2 и 3 (1, 2) как специализированные пищевые продукты для питания спортсменов, что соответствует представленным к таможенному оформлению документам.
Страной происхождения ввезенных обществом товаров 2, 3 (1, 2) являются Соединенные Штаты Америки, указанная продукция не соответствует исключениям из утвержденного постановлением Правительства в„– 778 Перечня запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров.
На основании экспертного заключения таможня приняла решения о классификации товара в„– 2 и товара в„– 3 (1) в подсубпозиции 2106 90 920 0 ТН ВЭД ЕАЭС, товара в„– 3 (2) в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Общество не оспорило в установленным порядке решения таможни о классификации товаров от 04.08.2016 в„– РКТ-10309130-15/000019, РКТ-10309130-15/000021, РКТ-10309130-15/000022, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило возражения относительно правомерности названных решений.
Суд апелляционной инстанции также учел, что в представленном обществом контракте от 18.05.2015 в„– 10, заключенном с компанией "PacificHealth Laboratories" (США), указаны следующие наименования поставляемого товара: "Эндурокс Р4" "Фруктовый пунш", "Лимон-Лайм", "Апельсин", "Секонд Сердж гель", "Двойной экспрессо", "Шоколад", "Аксель гель", "Шоколад", "Лайм", "Сливочная ежевика", "Клубника киви", что также дает основание полагать, что указанные обществом описательные признаки товаров (с учетом представленных в материалы дела доказательств) соответствуют наименованию "Пищевые или готовые продукты", установленному Перечнем в отношении товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 2106 90 920 0, 2106 90 980 9 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, таможня не вправе производить выпуск товаров, если имеются признаки, указывающие на то, что к этим товарам могут применяться запреты на ввоз на территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае таким признаком являлась неверная классификация товаров самим обществом. В связи с тем, что обществом не соблюдены условия выпуска товара в„– 2 и 3 (1, 2) по спорной ДТ, таможня правомерно приняла решение об отказе в их выпуске.
Проверив правомерность действий таможни по отказу выпуске товара в„– 3 (3), суд апелляционной инстанции установил, что действия таможни соответствуют пункту 1 статьи 191 ТК ТС. В целях выпуска указанного товара общество подало новую ДТ в„– 10309130/270815/0001376, заполнив графы ДТ 31, 33, 47 в соответствии с решением таможни от 04.08.2015 в„– РКТ-10309130-15/000020 о классификации товара в„– 3 (3) в подсубпозиции 1806 90 900 0 ТН ВЭД ТС, тем самым выполнило требования таможни, после чего товар в„– 3 (3) выпущен в свободное обращение на территории Российской Федерации.
Довод общества о подтверждении права на ввоз товаров 2 и 3 (1, 2) на территорию Российской Федерации свидетельствами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о государственной регистрации в„– RU.77.99.19.007.E.003210.02.15, RU.77.99.19.007.Е.007112.08.13, RU.77.99.19.007.Е.007113.08.13, RU.77.99.19.007.Е.007114.08.13 не обоснован на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ (далее - Закон в„– 29-ФЗ) государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя: экспертизу документов, которые представляются изготовителем, поставщиком пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждают их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок пищевых продуктов, материалов и изделий, а также результатов проводимых в случае необходимости их испытаний; внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации; выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.
Согласно статье 1 Закона в„– 29-ФЗ нормативные документы - это документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
Пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение в„– 9 договора от 29.05.2014 "О Евразийском экономическом союзе") установлено, что свидетельство о регистрации (государственной регистрации) - это документ, подтверждающий соответствие объекта технического регулирования требованиям технических регламентов Союза.
Из изложенного следует, что свидетельство о государственной регистрации является документом, подтверждающим соответствие ввозимых в Российскую Федерацию товаров требованиям технического регламента, то есть в рассматриваемом случае, безопасность ввозимых товаров.
Регистрация в Государственном реестре пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации, не свидетельствует о том, что данный товар может быть ввезен на территорию Российской Федерации при наличии введенного Президентом и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации запрета на ввоз в Российскую Федерацию продовольственных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки.
Представленные обществом свидетельства подтверждают только соответствие ввозимых товаров установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям, в рассматриваемом случае в области безопасности продукции, соблюдение которых обязательно, однако не отменяют запрет на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не могут разрешать их ввоз в обход существующего запрета.
Кроме того, в соответствии с Постановлением в„– 778 контроль за выполнение введенных запретов на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются определенные страны, возложен на Федеральную таможенную службу, а не на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии со статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте отражены доказательства, на которых основаны выводы судебной инстанции об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого судебного акта; мотивы, по которым суд отверг доказательства общества и отклонил приведенные им в обоснование своих требований доводы.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам; основаны на правильном применении норм материального права и отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
В силу норм статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для иной оценки указанных выводов суда по существу спора, как и для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта, у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу в„– А32-33333/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------