Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2016 N Ф08-9115/2016 по делу N А63-4535/2016
Требование: О признании незаконным отказа администрации в организации торгов по предоставлению на праве аренды на длительный срок земельного участка, обязании провести торги.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован наличием судебных разбирательств в отношении испрашиваемого участка.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлено, включен ли спорный участок в границы муниципального образования .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 г. по делу в„– А63-4535/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стребкова Николая Викторовича (ИНН 261804019198, ОГРНИП 307265009300027) - Корзун В.И. (доверенность от 13.09.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (ИНН 2618010975, ОГРН 1022600964066) - Забуги И.А. (доверенность от 19.10.2016), в отсутствие третьих лиц: Тамбуканского хуторского казачьего общества Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2618750151, ОГРН 1122600002216), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шляпникова Александра Александровича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Леонова Руслана Анастасовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу в„– А63-4535/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стребков Н.В. (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в арбитражный суд к администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации от 12.04.2016 в„– 262 в организации торгов по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 697,3 га с кадастровым номером 26:29:000000:11517, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, примерно в 8 км на север от ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир: контора сельсовета (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517);
- обязать администрацию провести торги по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517.
Заявление мотивировано тем, что отказ уполномоченного органа в организации торгов по предоставлению на праве аренды многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 противоречит положениям статей 39.6, 39.16 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 30.05.2016 (т. 1, л.д. 193, 194) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбуканское хуторское казачье общество Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), крестьянское (фермерское) хозяйство Шляпникова А.А., крестьянское (фермерское) хозяйство Леонова Р.А.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации от 12.04.2016 в„– 262 в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517. Суд обязал администрацию организовать проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517. С администрации в пользу предпринимателя взыскано 3300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 образован в результате выделения в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, поставлен на кадастровый учет 26.06.2015, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Собственником участка является муниципальное образование Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (запись регистрации от 28.07.2015 за номером 26-26/035-26/035/043/2015-803/1). Глава хозяйства неоднократно (10.08.2015 и 08.04.2016) обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Письмом от 12.04.2016 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву наличия судебных разбирательств в отношении данного участка. При проверке доводов главы хозяйства о незаконности отказа уполномоченного органа суды руководствовались положениями статей 39.6, 39.16 и 39.18 Земельного кодекса, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ), а также статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон в„– 74-ФЗ). С заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 помимо главы хозяйства в администрацию обратились и иные лица (гражданин Мишин А.О., крестьянские (фермерские) хозяйства Шляпникова А.А. и Леонова Р.А., а также казачье общество). Поэтому судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ администрации в организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлениях обратившихся лиц о его предоставлении, не соответствует требованиям статьи 39.18 Земельного кодекса. Ссылка органа местного самоуправления в обоснование отказа от проведения публичных процедур на наличие судебных разбирательств в отношении земельного участка признана несостоятельной. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права заявителя и иных лиц (претендентов на участие в аукционе), поэтому судебные инстанции на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признали бездействие (уклонение) администрации в организации проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков незаконным. На орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517. Судебные инстанции отклонили довод администрации о наличии у казачьего общества преимущественного права на получение земельного участка в аренду (без проведения торгов) на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Суды признали, что данный довод органа местного самоуправления не соответствует положениям части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 в„– 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в редакции, действовавшей в период рассмотрения администрацией заявлений глав хозяйств и казачьего общества (далее - Закон в„– 36-КЗ).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований главы хозяйства отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судебные инстанции пришли к необоснованному выводу о том, что земельный участок должен предоставляться по результатам торгов (в виде аукциона). Суды при разрешении спора не учли, что один из заявителей (казачье общество) обладает преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка (без проведения торгов). Право на предоставление казачьим обществам земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, закреплено в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения казачьего общества с заявлением в администрацию) предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены без торгов казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края. Вывод судебных инстанций о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 не располагается в границах сельского поселения и сельского населенного пункта, входящих в состав территории городского округа, поэтому не относится к территориям, указанным в статье 21 Закона в„– 36-КЗ, несостоятелен. В соответствии с Законом Ставропольского края от 04.10.2004 в„– 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" муниципальное образование Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края является сельским поселением. Пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ (в развитие подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса) предусмотрена возможность предоставления казачьим обществам земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства без проведения торгов на территории сельских поселений. Предложенное судами толкование пункта 3 части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ ошибочно. Основные термины и понятия организации местного самоуправления определены статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ). Названный закон к поселениям относит не только городские, но и сельские поселения, которые представляют собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом городской округ определен как вид городского поселения; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, сельское поселение является самостоятельным видом муниципального образования (объединением поселений), не относящегося к городскому округу (иному муниципальному образованию). Понятия сельское поселение и городской округ являются взаимоисключающими. По смыслу норм Закона в„– 131-ФЗ сельское поселение не может быть расположено на территории городских округов. При толковании положений статьи 21 Закона в„– 36-КЗ следует исходить из того, что предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов как на территории населенных пунктов, находящихся на территории городских округов так и на территории сельских поселений (без исключений). Спорный участок является собственностью муниципального образования и расположен в границах сельского поселения. Поэтому вывод судов об отсутствии у казачьего общества преимущественного права на получение в аренду спорного земельного участка, находящегося на территории сельского поселения, без проведения торгов (публичных процедур) ошибочен.
Глава хозяйства в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению предпринимателя, администрация неправильно понимает положения Закона в„– 131-ФЗ. По смыслу норм статьи 1 Закона в„– 131-ФЗ один сельский населенный пункт и является сельским поселением. Городское поселение - это город или поселок, к сельским населенным пунктам относятся поселок, село, станица, деревня, хутор, кишлак, аул, либо иной населенный пункт. Следовательно, сельский населенный пункт, являющийся поселком, и представляет собой городское поселение. Такой вид муниципального образования, как сельский населенный пункт фактически дублирует понятия "городское поселение" и "сельское поселение" как разновидностей муниципального образования. Это, в частности, подтверждается и содержанием пункта 3 статьи 27 Закона в„– 131-ФЗ, в котором идет речь о сельском населенном пункте, не являющимся поселением. То, что поселение (как городское, так и сельское) может входить в территорию городского округа подтверждает также и содержание пункта 6.2 статьи 13 Закона в„– 131-ФЗ, регулирующего процедуру присоединения поселения к городскому округу.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие судебных выводов нормам действующего законодательства и представленным в дело документам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Как видно из материалов дела (т. 1, л.д. 84-113) и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 образован в результате выделения в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, поставлен на кадастровый учет 26.06.2015, имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Собственником данного земельного участка является муниципальное образование Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации от 28.07.2015 за номером 26-26/035-26/035/043/2015-803/1.
10 августа 2015 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренды (на 49 лет) земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 (т. 1, л.д. 172).
Письмом от 10.09.2015 в„– 673 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка, мотивировав его тем, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов не предусмотрено. Глава хозяйства вправе обратиться за предоставлением земельного участка в аренду в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (т. 1, л.д. 173).
27 октября 2015 года с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 обратился Мишин А.О. (т. 1, л.д. 174).
В письме от 27.10.2015 в„– 781 администрация сообщила Мишину А.О. о необходимости зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство для решения вопроса о предоставления ему в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 175).
02 декабря 2015 года с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 обратилось казачье общество (т. 1, л.д. 176), внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации за реестровым номером 829140032 (свидетельство от 19.11.2014).
В письме от 22.12.2015 в„– 90 администрация информировала казачье общество о невозможности предоставления ему испрашиваемого участка в аренду ввиду наличия судебных разбирательств в отношении участка (т. 1, л.д. 177).
07 апреля 2016 года казачье общество на основании Закона в„– 36-КЗ повторно просило администрацию выделить земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 для производства сельскохозяйственной продукции (т. 1, л.д. 178).
08 апреля 2016 года глава хозяйства на основании статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса повторно обратился с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 в долгосрочную (на 49 лет) аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л.д. 179).
Письмом от 12.04.2016 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву наличия судебных разбирательств в отношении участка (т. 1, л.д. 180).
Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок испрашивали также главы крестьянских (фермерских) Леонов Р.А. (заявление от 08.04.2016) и Шляпников А.А. (заявление от 06.05.2016), на которые администрация ответила отказами, сославшись на наличие судебного спора (т. 1, л.д. 181-184).
Ссылаясь на незаконность отказа администрации, выраженного в письме от 12.04.2016, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса. Требования основаны на положениях статей 39.6, 39.18 Земельного кодекса и мотивированы необходимостью проведения торгов в отношении спорного участка в связи с поступлением нескольких заявок крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе:
- в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (для осуществления их деятельности), так и казачьими обществами (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса).
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов как крестьянским (фермерским) хозяйствам (но с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса), так и казачьим обществам (по основанию, предусмотренному подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Материалы дела подтверждают и судами установлено, что наряду с заявлениями гражданина Мишина О.А., главы хозяйства, глав крестьянских (фермерских) Леонова Р.А. и Шляпникова А.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 с соответствующим заявлением в администрацию обращалось казачье общество.
Администрация, возражая против требований главы хозяйства, ссылалась на наличие у казачьего общества права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов даже при наличии заявок от иных лиц (т. 1, л.д. 160-163). Данный довод органа местного самоуправления отклонен судами как не соответствующий положениям части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ (в редакции, действовавшей в период рассмотрения администрацией заявлений глав хозяйств и казачьего общества).
Суды при разрешении спора исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 не располагается в границах сельского поселения или сельского населенного пункта, входящих в состав территории городского округа. Следовательно, указанный участок не отнесен Законом в„– 36-КЗ к территории, создаваемой в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ. Поэтому казачье общество не обладает правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства ввиду неприменимости к спорным отношениям положений статьи 21 Закона в„– 36-КЗ, не может быть признан окружным судом законным и обоснованным.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду, в том числе казачьим обществам, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (пункт 5 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ).
Земельным кодексом предусмотрено право казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон в„– 36-КЗ, статья 21 которого регулирует вопросы, связанные с заключением договора аренды земельного участка. По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 названного Закона (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка), договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона в„– 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона в„– 131-ФЗ муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 в„– 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 25.08.2004 в„– 75-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе Ставропольского края" (статья 10). Описание границы муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования, приведены в качестве приложений к названному закону.
Согласно Уставу муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, принятого решением совета депутатов Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 14.08.2006 в„– 277, данное муниципальное образование является сельским поселением (статья 1). Территорию сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: село Этока, хутор Тамбукан, хутор Хорошевский, поселок Джуца, поселок Песковский, хутор МТФ в„– 1 колхоза им. Ленина, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Административным центром поселения является село Этока Предгорного района Ставропольского края (статья 2). Граница сельского поселения установлена Законом Ставропольского края от 25.08.2004 в„– 75-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе Ставропольского края" (статья 3).
Исходя из приведенных норм и содержания Устава муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, указанное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения и имеет определенную территорию в границах, установленных краевым законодательством.
Возражения администрации о невозможности проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 (наличии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению его в аренду казачьему обществу без торгов) отклонены судами со ссылкой на то, что спорный участок не располагается в границах сельского поселения. Между тем, данное обстоятельство (как и обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) у казачьего общества права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов) судебными инстанциями при разрешении спора по существу не выяснялись и не устанавливались. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о нераспространении на правоотношения сторон положений пункта 3 части 1 статьи 21 Закона в„– 36-КЗ не только не следует из содержания приведенных выше норм краевого законодательства, но и не основан на представленных в дело доказательствах.
В силу части 1 статьи 288 Кодекса основаниями для отмены решения и апелляционного постановления являются несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
С учетом изложенного, решение и апелляционное постановление не могут быть признаны окружным судом законными, а также принятыми по результатам полного и всестороннего исследования материалов дела. Поскольку суд кассационной инстанции в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить, включен ли спорный земельный участок в границы муниципального образования (относится ли к территории сельского поселения), дать оценку всем доводам (возражениям) лиц, участвующих в деле, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса. В этой связи необходимо учесть, что заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу в„– А63-4535/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------