По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2016 N Ф08-8935/2016 по делу N А20-4760/2015
Требование: О признании недействительным соглашения о предоставлении субсидии, обязании к возврату денежных средств.
Обстоятельства: Прокурор ссылался на нарушение при заключении соглашения условий подачи заявок в конкурсную комиссию для признания участником региональной программы поддержки начинающих фермеров.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение при заключении спорной сделки действующего законодательства влечет ее недействительность, денежные средства должны быть возвращены в соответствующие бюджеты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 г. по делу в„– А20-4760/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботова Артема Алисаговича (ИНН 070204705363) - Умарова А.В. (доверенность от 16.09.2016), в отсутствие истца - заместители прокурора Кабардино-Балкарской Республики, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботова Артема Алисаговича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу в„– А20-4760/2015 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.), установил следующее.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство сельского хозяйства), индивидуальному предпринимателю (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботову Артему Алисаговичу (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- признать недействительным соглашение от 16.01.2014 в„– 144 "О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в сумме 500 тыс. рублей, предоставленных предпринимателю;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания предпринимателя возвратить денежные средства в федеральный бюджет в сумме 439 580 рублей 50 копеек, в республиканский бюджет в размере 60 419 рублей 50 копеек (уточненные требования).
К материалам настоящего дела приобщено дело в„– А20-6867/2014.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166" (далее - приказ в„– 197) и приказ и. о. минсельхоза КБР от 14.11.2013 в„– 87 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи" не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, в связи с чем несоответствие условия соглашения указанным документам не влечет его недействительности в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением от 18.08.2016 решение от 06.06.2016 отменено. Исковые требования прокурора удовлетворены. Признано недействительным соглашение от 16.01.2014 в„– 144 "О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в размере 500 тыс. рублей, предоставленных предпринимателю. Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с предпринимателя 439 580 рублей 50 копеек денежных средств в федеральный бюджет и 60 419 рублей 50 копеек в республиканский бюджет. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нарушение при заключении спорной сделки условий приказа в„– 197 и приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Шетова М.Н. от 14.11.2013 в„– 87 влечет ее недействительность, денежные средства должны быть возвращены ответчиком в соответствующие бюджеты на основании статьи 167 Кодекса и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить без изменения. В жалобе приведены следующие доводы:
- в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлениях Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 в„– 83-ПП "О правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 в„– 82-ПП "О правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014" не содержится условия о том, что участником конкурсного отбора не могут быть лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являющиеся учредителем коммерческой организации;
- указанные ограничения содержатся в приказе в„– 197 и приказе в„– 87, не являющихся правовыми актами, в связи с чем несоответствие условия договора указанным документам не влечет его недействительность в порядке статьи 168 Кодекса;
- сумма полученного гранта предпринимателем освоена, нецелевое расходование денежных средств не установлено, поэтому основания для возврата субсидии отсутствуют;
- приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.11.2014 в„– 473 внесены изменения в приказ в„– 197, согласно которым заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет; по данному делу подлежит применению указанный подход.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя предпринимателя, считает, что постановление оставить надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с соглашением, заключенным министерством сельского хозяйства и Правительством Кабардино-Балкарской Республики "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" от 22.03.2013 в„– 262/17, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 в„– 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 в„– 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах", приказом министра сельского хозяйства КБР от 08.05.2013 в„– 24 "Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ" образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы".
На основании приказа в„– 197 и приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Шетова М.Н. от 14.11.2013 в„– 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи (далее - Порядок), утверждены условия участия в отборе, порядок и критерии отбора.
15 ноября 2013 года на основании приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 в„– 87 конкурсной комиссией в средствах массовой информации республики, в частности, в газете "Официальная Кабардино-Балкария" и на официальном сайте министерства сельского хозяйства, объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.
Пунктом 3 Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации; получавшие выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученные до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель.
На основании постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 в„– 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы", от 20.04.2012 в„– 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах" и Порядка предприниматель обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес-проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства), свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
По результатам конкурсного отбора министерство сельского хозяйства и предприниматель заключили соглашение от 16.01.2014 в„– 144 "О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" (далее - соглашение) в размере 500 тыс. рублей.
30 декабря 2013 года на основании заключенного соглашения Министерство сельского хозяйства направило в Министерство финансов КБР с использованием электронной системы "АЦК финансы" (автоматизированный центр контроля) список заявок "Оплата согласно реестру получателей бюджетных средств из федерального бюджета от 30.12.2013 в„– 216 на поддержку начинающих фермеров".
30 декабря 2013 года в соответствии со списком заявок Управление Федерального казначейства по КБР согласно платежным поручениям произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет предпринимателя - получателя гранта по программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы" в размере 439 580 рублей 50 копеек (платежное поручение от 30.12.2013 в„– 830999). Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет предпринимателя произведено министерством финансов КБР платежным поручением от 14.02.2014 в„– 11992 в сумме 60 419 рублей 50 копеек.
Проведенной позднее проверкой установлено, что в нарушение подпункта 2.1 пункта 2 "Условий подачи гражданином Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержка начинающих фермеров" (далее - Условия), утвержденных приказом в„– 197 (в редакции Приказов Минсельхоза России от 28.12.2012 в„– 659, от 02.10.2013 в„– 370), и пункта 3 Порядка предприниматель при подаче заявки на участие в конкурсном отборе в пункте 10 заявки представил сведения о том, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации.
По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике предприниматель с 2009 по 2013 год зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Ссылаясь на нарушение при заключении соглашения пункта 2.1 Условий, утвержденных приказом в„– 197, и пункта 3 Порядка, прокурор в рамках полномочий, установленных статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском о признании названной сделки недействительной и возврате денежных средств в соответствующие бюджеты в качестве применения последствий недействительности сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (пункт 2).
Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам (пункт 3).
На основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4).
На основании указанных норм суд первой инстанции пришел к выводу, что устанавливающие требования к заявителям приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхоза КБР не относятся к перечисленным в статье 3 и статье 168 Кодекса законам или иным правовым актам, в связи с чем требование о признании сделки недействительной не может быть удовлетворено.
Однако в силу пункта 7 статьи 3 Кодекса министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 той же статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Условия утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Правила в„– 166). В силу пункта 2 (подпункт "б") данных Правил в„– 166 "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом в„– 197 утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение в„– 1 к приказу) и условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение в„– 2 к приказу).
Из содержания установленных приложением в„– 2 к Приказу в„– 197 условий следует, что в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель) с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
Предприниматель на момент подачи заявки на конкурс являлся действующим индивидуальным предпринимателем.
При таких обстоятельствах спорное соглашение о выделении субсидии предпринимателю противоречит акту Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изданному во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый договор также нарушает законные интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, то есть посягает на публичные интересы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал спорную сделку недействительной на основании статьи 168 Кодекса и применил предусмотренные статьей 167 Кодекса последствия недействительности сделки.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что факт противоречия действующему законодательству соглашения от 16.01.2014 в„– 144 подтверждается и приговором Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному делу в„– 1-786/14, вступившему в законную силу. Названным приговором бывший заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - председатель конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" Чеченов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как установлено приговором, в результате противоправных действий Чеченова А.С. и необеспечения должных мер согласно обязанностям, возложенным на председателя конкурсной комиссии Порядком, в частности, необеспечения получения свидетельств на заявителей о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, т.е. несоблюдения пункта 4.3 Порядка, согласно которому к участию в конкурсе не допускаются заявители, которые не соответствуют требованиям, указанным в пункте 3 Порядка, в декабре 2013 года в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов получили денежные средства 19 индивидуальных предпринимателей (глав КФХ), в том числе и ответчик.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания освобождения от доказывания, вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Ссылка предпринимателя на редакцию приказа от 26.11.2014 в„– 197, не действовавшую на момент заключения спорного соглашения, неправомерна. Кроме того, данная редакция предусматривает возможность предоставления гранта лицу, которое занималось предпринимательской деятельностью в совокупности не более 6 месяцев в течение последних трех лет, в то время как предприниматель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2009 по 2013 год.
Довод предпринимателя о том, что он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет, кассационным судом отклоняется.
Согласно пункту 4.2 Порядка в целях подтверждения соответствия заявителей условиям, указанным в пункте 3 Порядка (в том числе, спорному условию о неведении предпринимательской деятельности в течение последних трех лет), организатор запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в Управлении Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике свидетельство о государственной регистрации КФХ, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 3 Условий, утвержденных приказом в„– 197, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации.
Таким образом, из названных норм следует, что доказательством соблюдения или несоблюдения спорного условия являются сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, то есть сведения о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а не сведения о фактическом ведении претендентом на грант предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу в„– А20-4760/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Ю.В.РЫЖКОВ
------------------------------------------------------------------