Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2016 N Ф08-3454/2016 по делу N А32-24106/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного в результате проведения мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней.
Обстоятельства: Общество полагало, что у управления возникла обязанность возместить убытки в соответствии с порядком возмещения ущерба, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.09.2013 N 1038.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено причинение обществу ущерба в результате изъятия животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории края.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. по делу в„– А32-24106/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Делемит" (ИНН 2333011588, ОГРН 1062333007582) - Георгиева Т.С. (доверенность от 24.10.2015), от ответчика - Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 13.01.2016) и Рубцова С.А. (доверенность от 30.05.2016), от третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Горбаня В.А. (доверенность от 29.12.2015), открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН 775001001, ОГРН 1027739362474) - Трофимова К.Ю. (доверенность от 13.10.2015), в отсутствие Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399), Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-24106/2015, установил следующее.
ООО "Делимит" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному управлению ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) о взыскании 30 349 856 рублей 12 копеек ущерба, причиненного в результате проведения мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней.
Решением от 18.12.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 25.02.2016, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы следующим. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено причинение обществу ущерба в размере 30 349 856 рублей 12 копеек в результате изъятия животных, в связи с этим у управления возникла обязанность возместить обществу убытки в соответствии с порядком возмещения ущерба, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.09.2013 в„– 1038 "Об утверждении Порядка возмещения ущерба, понесенного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 17 ноября 2006 года в„– 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - порядок возмещения ущерба), в заявленном обществом размере.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению управления, выводы судов о том, что акт о проведении уничтожения свиней в период с 06.08.2012 по 22.08.2012 составлен по результатам отчуждения, являются необоснованными; положения Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Минсельхозом СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция) не предусматривают возмещение ущерба за уничтожение свиней в эпизоотическом очаге, а обязанность по уничтожению свиней возложена на собственника; уничтожение свиней в границах эпизоотического очага не является возмездным отчуждением животных для государственных нужд; решение главы администрации (губернатора) Краснодарского края об изъятии (отчуждении) животных у общества в материалы дела не представлено; причинение вреда обществу незаконными действиями государственных органов не доказано.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Краснодарского края (далее - Минфин Краснодарского края) просит кассационную жалобу управления удовлетворить, отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
От иных лиц отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители управления и Минфина Краснодарского края поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества и ОСАО "Ингосстрах" высказали по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.08.2012 в„– 897 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на свиноводческом предприятии ООО "Делимит" Калининского района Краснодарского края" (далее - постановление о карантине) обществу установлены ограничительные мероприятия (карантин) на срок до 10 октября 2012 года. Пунктом 1.3 приложения к постановлению о карантине предписано уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней немедленно до ликвидации эпизоотического очага (т. 1, л.д. 148-150).
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 04.08.2012 указано на необходимость отчуждения свиней и продуктов животноводства в очаге заболевания общества в целях предотвращения распространения и ликвидации очага африканской чумы свиней, а также на необходимость изъятия свиней до 13.08.2012 (т. 1, л.д. 110).
На основании приказа Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 04.08.2012 в„– 38 создана комиссия по отчуждению свинопоголовья, мясосырья и биологических отходов в очаге заболевания общества для изъятия свиней до 13.08.2012 (т. 1, л.д. 111).
По результатам изъятия и утилизации убитых свиней составлен "акт о проведении уничтожения убитых свиней с 06.08.2012 по 22.08.2012" (т. 1, л.д. 121-121).
13 августа 2012 года составлен акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства общества в количестве 41 226 голов общим весом 2 224 524 кг (т. 1, л.д. 126-127). Утилизация животных, помимо названных документов, подтверждается также актом от 06-12 августа 2012 года о проведении бескровного убоя свиней (т. 3, л.д. 198-199), актом от 12.08.2012 об эвтаназии свинопоголовья в количестве 41 226 голов живой массой 2 224 524 кг (т. 3, л.д. 202-203), составленными специальными комиссиями.
Размер ущерба, причиненного в результате изъятия животных, определен обществом на основании информации, предоставленной Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края, составил 169 606 425 рублей 36 копеек и управлением фактически не оспаривался.
ОСАО "Ингосстрах" выплатило обществу страховое возмещение в размере 139 256 569 рублей 24 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. По расчету общества в результате изъятия животных после выплаты страхового возмещения ему не возмещен ущерб в сумме 30 349 856 рублей 12 копеек.
Общество обратилось в Министерство сельского хозяйства Краснодарского края с заявлением от 21.08.2012 в„– 851 о возмещении ущерба.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в письме от 05.09.2012 в„– 206.06-137/12-05 указало, что в связи с изменением в 2012 году источника финансового обеспечения бюджетных ассигнований, выделяемых на возмещение ущерба, вызванного отчуждением животных и (или) изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, министерством подготовлен проект постановления, регламентирующий порядок предоставления субсидий на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и (или) изъятием продуктов животноводства, который находится на согласовании в органах исполнительной власти Краснодарского края. Отмечено, что вопрос о предоставлении субсидии и сроках ее выплаты будет рассмотрен в министерстве после вступления в силу данного постановления.
Невыплата денежных средств в возмещение ущерба послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 данной статьи).
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В силу норм статьи 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство состоит из названного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Пунктом 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - правила в„– 310), предусмотрено, что организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляются акты по определенной форме согласно приложению в„– 2. В соответствии с пунктом 9 правил в„– 310 граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
В силу пункта 10 правил в„– 310 основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 правил в„– 310, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В соответствии с порядком возмещения ущерба такое возмещение производится за счет средств краевого бюджета в форме субсидий в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 июля 2006 года в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственным управлением ветеринарии Краснодарского края, в том числе на основании представленных с 1 января 2012 года документов.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.11.2006 в„– 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (пункт 1). Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края по запросам Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края предписано обеспечивать представление данных о рыночной стоимости отчужденных животных, изъятых продуктов животноводства исходя из среднекраевых рыночных цен закупки сельскохозяйственной продукции предприятиями переработки края от населения и из мониторинга цен региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края на продукты питания (пункт 5).
Общество определило размер причиненного ему в результате изъятия животных ущерба на основании информации, предоставленной Региональной энергетической комиссией - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в письме от 14.08.2012 в„– 57-6105/12-09.1.
Суды обоснованно применили статью 242 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Общество представило необходимые для возмещения ущерба документы: акты об отчуждении (изъятии) и копию решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что на основании положений закона о ветеринарии и правил в„– 310 у управления возникла обязанность возместить обществу ущерб в заявленном им размере в связи с изъятием у него животных в ходе мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней и недопущения распространения инфекции.
Довод кассационной жалобы о том, что положения названной Инструкции не предусматривают возмещение ущерба за уничтожение свиней в эпизоотическом очаге, а обязанность по уничтожению свиней возложена на собственника, отклоняется кассационным судом. Инструкция не относится к нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимавшихся в соответствии с законом о ветеринарии и применяется только в части, не противоречащей действующему российскому законодательству в области ветеринарии.
Доводы кассационной жалобы признаются судом округа несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают правильности выводов судов. Они были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу в„– А32-24106/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------