Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2016 N Ф08-3220/2016 по делу N А32-22947/2015
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность имущество.
Обстоятельства: Отказывая истцу в приеме имущества, ответчик указал, что акт приема-передачи будет подписан при условии предоставления правоустанавливающих документов на подлежащее передаче имущество, а также проведения капитального ремонта указанных общежитий и вагонов либо компенсации затрат на их капитальный ремонт.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку вывод о том, что спорное имущество относится к объектам жилищного фонда, является преждевременным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу в„– А32-22947/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Плотникова Д.И. (доверенность от 23.12.2015), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2015 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попова А.А.) по делу в„– А32-22947/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность следующее имущество:
- общежитие (литера A, a, al, а2, а3, а4) площадью 233 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/2;
- общежитие (литера Б, б, б1, б2, б3) площадью 94,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/3;
- общежитие (литера В) площадью 64,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/4;
- общежитие (литера Д, д, д1, д2, д3, д4) площадью 94,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/6;
- общежитие (литера Е, е, е1, е2) площадью 94,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/7;
- общежитие (литера Ж, ж, ж1, ж2, ж3, ж4, ж5, ж6, ж7, ж8, ж9) площадью 312,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/8;
- общежитие (литера 3, з, з1, з2, з3) площадью 108,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/10;
- общежитие (литера И, и, и1) площадью 152,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/11;
- общежитие (литера К, к, к1, к2, к3, к4, к5) площадью 142,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/13;
- общежитие (литера Л, л, л1, л2, л3) площадью 94,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/15;
- общежитие (литера М, м, м 1, м2, м3) площадью 128,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/16;
- общежитие (литера Н, н, н1, н2, н3) площадью 164,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/18;
- общежитие (литера О, о, о1, о2) площадью 81,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/20;
- общежитие (литера П, п, п1, п2) площадью 169,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/28;
- общежитие (литера Р, р, р1, р2, р3, р4, р5) площадью 111,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/30;
- общежитие (литера С, с, с1, с2) площадью 205,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/38;
- общежитие (литера Т, т, т1, т2) площадью 173,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/46;
- общежитие (литера У, у) площадью 126,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/71;
- общежитие (литера Ф, Ф1, ф1, ф2, ф3) площадью 235,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34/80.
Решением от 16.12.2015, оставленным без изменения постановлением от 30.03.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что в силу прямого указания закона спорные объекты жилищного фонда являются объектами муниципальной собственности, ответчик не может быть освобожден от обязанности принять их.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает на то, что к письму не были приложены копии выписок из реестра федерального имущества, копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также копии технических паспортов. Доказательства того, что администрация направляла в уполномоченный орган предложения о передаче объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность, отсутствуют. Ссылка управления на то, что органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Доказательства того, что спорные объекты обладают признаками недвижимого имущества и, следовательно, относятся к объектам жилого фонда, не представлены.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2006 по делу в„– А53-35132/2006-С4-32 по иску Прокурора Ростовской области сделка по передаче ОАО "Севкавтрансстрой" в уставный капитал ООО "Тополек" вагонов ВО-10-22 штуки и 19 домов деревянных контейнерного типа, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34, признана недействительной, имущество возвращено в федеральную собственность. Решение мотивировано тем, что спорные общежития не подлежали приватизации, были включены в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. ОАО "Севкавтрансстрой" не приобрело право собственности на данные объекты, объекты отчуждены неправомерно. Возврат имущества в федеральную собственность мотивирован тем, что до приватизации трест "Севкавтрансстрой" являлся государственным предприятием.
Во исполнение поручений Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.09.2007 в„– ЮМ-07/25583 и от 10.01.2012 в„– СМ-18/64 управление издало распоряжение от 10.05.2012 в„– 338-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи", согласно которому спорное имущество подлежит передаче в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Управление обратилось в администрацию с просьбой в установленный законом срок подписать акты приема-передачи и направить утверждение истцу (письмо от 17.05.2012 в„– 08-06/6347 "О направлении акта приема передачи").
В письмах от 16.06.20114 в„– 07-01-7858 и от 16.09.2014 в„– 07/01-7858 администрация указала, что акт приема-передачи будет подписан при условии предоставления правоустанавливающих документов на подлежащее передаче имущество (технических, кадастровых паспортов, свидетельств о праве собственности Российской Федерации, документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения), а также проведения капитального ремонта указанных общежитий и вагонов либо компенсации затрат на их капитальный ремонт.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в суд.
В соответствии с частью 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Из абзацев 6, 7, 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) следует, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление в„– 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении в„– 3 к данному постановлению, в частности объекты жилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 постановления в„– 3020-1).
В приложении в„– 3 к постановлению в„– 3020-1 указано, что жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, указали следующее.
Спорные общежития в собственность созданного в результате приватизации ОАО "Севкавтрансстрой" не поступали, возведены до принятия постановления в„– 3020-1, следовательно, подлежали передаче в муниципальную собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 в„– 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением в„– 3 к постановлению в„– 3020-1.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 в„– 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении в„– 3 к постановлению в„– 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Следовательно, спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, и ответчик не может быть освобожден от обязанности принять их. Передача имущества обусловлена приведением в соответствие принадлежности имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, сослались на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", которым определен порядок передачи в муниципальную собственность определенной категории объектов недвижимого имущества. Однако вопрос о том, являются ли спорные объекты недвижимым имуществом, суды не исследовали. Соответственно, вывод судов о том, что спорное имущество относится к объектам жилищного фонда, также является преждевременным.
Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, установить и исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания, и имеющие значение для правильного разрешения спора.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 по делу в„– А32-22947/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Р.А.АЛЕКСЕЕВ

Судьи
В.В.АВАРЯСКИН
О.Л.РАССКАЗОВ


------------------------------------------------------------------