Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2016 N Ф08-3264/2016 по делу N А22-2060/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации соглашения к договору аренды земельного участка, обязании осуществить регистрацию.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку главой хозяйства не предоставлялись в уполномоченный орган документы, подтверждающие надлежащее использование участка сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А22-2060/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаева Абдуллы Магомедовича (ИНН 081306224949, ОГРН 304080232300055), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1040872150406) и третьего лица - комитета имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А22-2060/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаев А.М. (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать сообщение от 07.05.2015 в„– 08/015/003/2015-719 об отказе в государственной регистрации соглашения от 23.03.2015 к договору аренды земельного участка от 07.05.2007 в„– 23 незаконным;
- обязать осуществить государственную регистрацию соглашения от 23.03.2015 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23 (требования уточнены; т. 1, л.д. 31-33).
Определением от 14.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - комитет; т. 1, л.д. 53).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 (судья Шевченко В.И.) в удовлетворении требований отказано.
Суд установил, что постановлением администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) от 07.05.2007 в„– 322 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Павловой Н.Ц. предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1395,7 га (в том числе 1387,8 га пастбищ) с кадастровым номером 08:02:400101:0551. Участок расположен примерно в 5,2 км по направлению на северо-запад от ориентира п. Светлый Светловского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия. Комитет и глава КФХ "Олеся" Павлова Н.Ц. заключили договор аренды от 07.05.2007 в„– 23 земельного участка с кадастровым номером 08:02:400101:0551, который предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на срок с 07.05.2007 по 07.05.2017. Договор зарегистрирован в установленном порядке. В результате смены главы хозяйства (на предпринимателя) на основании постановления главы администрации от 06.12.2012 в„– 708 комитет и предприниматель заключили дополнительное соглашение от 06.12.2012 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23 о замене арендатора, которое также зарегистрировано. На основании постановления администрации от 23.03.2015 в„– 146 комитет и предприниматель подписали соглашение от 23.03.2015, которым срок действия договора аренды от 07.05.2007 в„– 23 продлен до 06.05.2056, пункты 4.5.3., 4.5.4, 6.2.5 и 6.2.7 исключены из договора. Предприниматель обратился в управление Росреестра с заявлением от 25.03.2015 о государственной регистрации соглашения от 23.03.2015 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23. Уведомлением от 07.04.2015 в„– 08/015/003/2015-719 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановлена до 07.05.2015. Сообщением от 07.05.2015 в„– 08/015/003/2015-719 управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации соглашения от 23.03.2015 на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ). Отказ мотивирован тем, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. При проверке доводов предпринимателя о незаконности указанного решения суд исходил из положений пункта 12 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и абзаца второго части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). В них предусмотрено, что земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных предоставляется гражданину на срок не более чем три года. Срок договора продлен на 49 лет, при этом представленный в аренду земельный участок предназначен для использования в качестве пастбища, выпаса сельскохозяйственных животных. Физические лица, действуя в гражданских и земельных правоотношениях в правовом статусе индивидуального предпринимателя и осуществляя предпринимательскую деятельность, приравниваются к правовому статусу юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Суд также учел, что правовой статус индивидуального предпринимателя является специальным по отношению к правовому статусу гражданина и отличается от него по содержанию, так и по основаниям возникновения и прекращения. Кроме того, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в публичной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких участков без проведения торгов лишь в отдельных случаях. В частности, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства. В данном случае совокупность названных условий отсутствует. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что соглашение к договору аренды, в государственной регистрации которого заявителю отказано, не дает права на предоставление предпринимателю земельного участка (сроком на 49 лет) без проведения торгов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 отменено. Сообщение управления Росреестра от 07.05.2015 в„– 08/015/003/2015-719 об отказе в государственной регистрации соглашения от 23.03.2015 к договору аренды земельного участка от 07.05.2007 в„– 23 признано незаконным. На управление Росреестра возложена обязанность по регистрации дополнительного соглашения от 23.03.2015 к договору аренды земельного участка от 07.05.2007 в„– 23.
Апелляционный суд исходил из того, что спорный участок предоставлен из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, имеет общую площадь 1395,7 га, в том числе пастбища 1387,8 га. Участок предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов (пункт 2 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса, (в редакции, действовавшей в тот период)). В настоящее время приведенные нормы утратили силу. В договоре аренды и кадастровом паспорте указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Следовательно, при заключении нового договора проведение торгов не требуется, новый договор стороны вправе заключить самостоятельно. Крестьянское (фермерское) хозяйство существует, земельный участок используется по целевому назначению, заявление о заключении нового договора аренды спорного участка подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. Сведения о том, что иное лицо обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, другими федеральными законами, отсутствуют. Ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса. Согласованное сторонами условие о сроке действия договора аренды не превышает установленного законодательством предельного срока (49 лет). Довод управления Росреестра о том, что заявление следовало представить за месяц до истечения договора аренды, апелляционным судом отклонен со ссылкой на то, что Земельный кодекс не содержит запрета подать такое заявление ранее. Отклонен и довод о том, что сторонам следовало заключить новый договор, а не оформлять соглашение о внесении в него изменений. Гражданское и земельное законодательство допускают оформление договора путем составления нескольких документов. Установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации (статья 20 Закона о государственной регистрации), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Управление Росреестра обжаловало апелляционное постановление от 18.02.2016 в кассационном порядке. Заявитель просит указанный акт отменить, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судом апелляционной инстанции норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. Апелляционный суд неправильно определил момент возникновения спорных отношений (23.03.2015), поскольку постановление главы администрации в„– 146 принято в указанную дату. Комитет и предприниматель подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды также 23.03.2015. Суд неправомерно применил нормы Земельного кодекса, действовавшего в редакции до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ). К правоотношениям сторон подлежит применению Закон в„– 171-ФЗ, вступивший в действие 01.03.2015. С учетом норм, содержащихся в Законе в„– 171-ФЗ, оснований для заключения комитетом и предпринимателем соглашения от 23.03.2015 без соблюдения публичных процедур (и для государственной регистрации данного соглашения) не имелось.
Отзыв на кассационную жалобу от главы хозяйства не поступил.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились (явку представителей не обеспечили).
От управления Росреестра поступило 10.06.2016 (в электронном виде) ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
Предприниматель направил в электронном виде (поступило в суд 14.06.2016 в 9 часов 11 минут) ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок (две недели), мотивировав его невозможностью личной явки в суд округа и подготовкой мотивированного отзыва на кассационную жалобу. Основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является пастбищное животноводство. В настоящее время в Ики-Бурульском районе Республики Калмыкия имеет место вспышка заболевания скота ящуром (производится изъятие и забой крупного рогатого скота). Кроме того, в связи с результатами разрешения судом кассационной инстанции спора по делу в„– А22-2059/2015 глава хозяйства расторг отношения с прежним адвокатом (предприниматель находится в поиске нового представителя).
Обсудив заявленное ходатайство, суд округа не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе. При рассмотрении дела суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Таким образом, нормы Кодекса не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Заявитель жалобы о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Информация о движении дела (принятии кассационной жалобы, дате и времени судебного заседания) своевременно размещена арбитражным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов. В процессе разрешения спора в судах первой и апелляционной инстанций главой хозяйства (представителем предпринимателя) давались исчерпывающие пояснения по существу заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 28.03.2007 в средствах массовой информации выпуск в„– 55 (15185) опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 08:02:400101:551 из земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 96).
07 мая 2007 года постановлением администрации в„– 322 "О предоставлении земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Олеся" Павловой Н.Ц." в отсутствие иных претендентов и на основании заявления Павловой Н.Ц. предоставлен участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1395,7 га (в том числе 1387,8 га пастбищ). Участок имеет кадастровый номер 08:02:400101:0551 и расположен примерно в 5,2 км по направлению на северо-запад от ориентира п. Светлый Светловского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия (т. 1, л.д. 95).
На основании постановления от 07.05.2007 в„– 322 комитет (арендодатель) и глава КФХ "Олеся" Павлова Н.Ц. (арендатор) заключили договор от 07.05.2007 в„– 23 аренды земельного участка площадью 1395,7 га с кадастровым номером 08:02:400101:0551. Участок предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на срок с 07.05.2007 по 07.05.2017. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 09.07.2007, регистрационная запись 08-08-01/010/2007-552 (т. 1, л.д. 87-94).
07 ноября 2012 года протоколами общего собрания КФХ "Олеся" предприниматель принят в крестьянское (фермерское) хозяйство и назначен его главой (т. 1, л.д. 78, 79).
06 декабря 2012 года на основании постановления главы администрации от 06.12.2012 в„– 708 (т. 1, л.д. 77) комитет и предприниматель заключили дополнительное соглашение от 06.12.2012 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23 о замене арендатора (с главы КФХ "Олеся" Павловой Н.Ц. на предпринимателя). Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП (т. 1, л.д. 76).
23 марта 2015 года администрация приняла постановление в„– 146 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 07.05.2007 в„– 23", которым срок действия договора продлен до 06.05.2056, а из договора исключены пункты 4.5.3., 4.5.4, 6.2.5 и 6.2.7 (т. 1, л.д. 67).
На основании постановления от 23.03.2015 в„– 146 комитет и предприниматель подписали соглашение от 23.03.2015 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23. Пункт 2.1 договора изложен в новой редакции "Срок действия договора аренды земельного участка устанавливается с 07.05.2007 по 06.05.2056". Пункты 4.5.3., 4.5.4, 6.2.5 и 6.2.7 (относительно права арендатора передавать земельный участок в субаренду) исключены из договора (т. 1, л.д. 66).
25 марта 2015 года предприниматель обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации соглашения от 23.03.2015 к договору аренды земельного участка от 07.05.2007 в„– 23 (т. 1, л.д. 64, 65).
Уведомлением от 07.04.2015 в„– 08/015/003/2015-719 государственная регистрация приостановлена до 07.05.2015 (т. 1, л.д. 63). Сообщением от 07.05.2015 в„– 08/015/003/2015-719 управление Росреестра отказало заявителю в регистрации соглашения от 23.03.2015. Отказ мотивирован тем, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства (т. 1, л.д. 60).
Полагая, что отказ управления Росреестра в регистрации соглашения от 23.03.2015 не соответствуют закону и нарушают его права (законные интересы), предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи.
Пункт 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пункт 2 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ не допускает истребования у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 рассматриваемого Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверки законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом в„– 122-ФЗ (абзац третий пункта 1 статьи 13).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац третий пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ).
Поскольку соглашение подписано (и глава хозяйства обратился в уполномоченный орган) после 01.03.2015 при проверке законности оспариваемого отказа в государственной регистрации следует применять нормы Земельного кодекса в редакции Закона в„– 171-ФЗ.
Пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса устанавливает общее правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Пункт 2 данной нормы определяет, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12); земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31).
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого участка в указанных в пункте 3 данной статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды; 2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут с этим гражданином (юридическим лицом) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Апелляционный суд, ссылаясь на наличие у главы хозяйства права на заключение соглашения (нового договора аренды) без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса не учел, что в таком случае земельный участок предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии с правилами статьи 39.18 Земельного кодекса (пункт 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
В деле отсутствуют доказательства реализации уполномоченным органом до подписания соглашения от 23.03.2015 процедур, названных в пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, а также наличия условий, предусмотренных пунктом 5 данной статьи, позволяющих заключить договор аренды непосредственно с заявителем.
Материалы дела подтверждают и судами установлено, что спорный земельный участок предоставлен предпринимателю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. На основании заявления главы хозяйства глава Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, руководствуясь пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, принял постановление от 23.03.2015 в„– 146 об увеличении срока действия договора аренды до 06.05.2056.
На основании постановления от 23.03.2015 в„– 146 комитет и предприниматель подписали соглашение от 23.03.2015 к договору аренды от 07.05.2007 в„– 23, пунктом 2.1 которого срок действия договора аренды участка установлен с 07.05.2007 по 06.05.2056.
Подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса допускает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
По смыслу приведенной нормы, а также пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ законодатель предоставил право на заключение нового договора аренды без проведения торгов арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок сельскохозяйственного назначения в течение всего срока действия договора. В данном случае глава хозяйства требовал существенным образом увеличить срок действия договора задолго до истечения первоначально установленного срока (07.05.2017).
Кроме того, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 в„– 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - приказ от 12.01.2015 в„– 1). Данный нормативный правовой акт зарегистрирован 27.02.2015 в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 36258) и размещен 28.02.2015 на "Официальном интернет-портале правовой информации".
В соответствии с приказом от 12.01.2015 в„– 1 в целях реализации подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса арендатор должен представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Законом в„– 101-ФЗ.
Однако из имеющихся в деле материалов не следует, что главой хозяйства предоставлялись в уполномоченный орган документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения. Соответствующие обстоятельства со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, основания для применения правил подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса у апелляционного суда отсутствовали.
Содержащаяся в постановлении от 23.03.2015 в„– 146 ссылка на нормы статьи 22 Земельного кодекса также не свидетельствует о наличии оснований для изменения условий арендной сделки в отношении находящегося в публичной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения вне реализации публичных процедур, закрепленных в Земельном кодексе и Законе в„– 101-ФЗ (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
При этом в пункте 15 статьи 39.8 Земельного кодекса закреплено общее правило о том, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Подписанное комитетом и главой хозяйства соглашение от 23.03.2015 не соответствует нормам Земельного кодекса и Закона в„– 101-ФЗ, поэтому основания для его государственной регистрации отсутствуют. Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения заявленных требований в силу норм статьи 13 и абзаца третьего пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, постановление от 18.02.2016 следует отменить и оставить в силе решение от 21.10.2015 с учетом мотивировочной части настоящего постановления. При разрешении данного спора судебная коллегия учитывает правовые выводы, содержащиеся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 по делу в„– А22-2059/2015 (со схожими фактическими обстоятельствами).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

в удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаева Абдуллы Магомедовича об отложении судебного заседания отказать.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу в„– А22-2060/2015 отменить, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 - оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------