Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 N Ф08-3650/2016 по делу N А20-3696/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за несоответствие места хранения и емкости установленным требованиям.
Решение: Требование удовлетворено частично со ссылкой на наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения. В части конфискации предметов дело направлено на новое рассмотрение, так как вывод об отсутствии протокола ареста предметов административного правонарушения противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу в„– А20-3696/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ИНН 0701014682, ОГРН 1110718000304), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2016 (судья Кочкарова Н.Ж.) по делу в„– А20-3696/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.02.2016 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа без конфискации предметов административного правонарушения. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Суд сослался на отсутствие в материалах дела протокола ареста предметов административного правонарушения, указав на невозможность их конфискации в этой связи.
В апелляционном суде решение суда не проверялось, т. к. определением от 06.04.2016 суд апелляционной инстанции возвратил управлению апелляционную жалобу в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование решения суда от 17.02.2016.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит изменить решение суда и конфисковать предметы административного правонарушения. По мнению подателя жалобы, суд не разрешил вопрос о судьбе этилового спирта и основного технологического оборудования, являющихся предметом административного правонарушения и арестованного согласно протоколу ареста от 14.08.2015 в„– 07-15/719.
В части привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа решение суда не обжалуется.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда подлежит частичной отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.08.2015 управление возбудило дело в„– 07-15/710 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 13.08.2015 по 14.08.2015 провело осмотр территорий, помещений (и находящихся в помещениях вещей и документов), арендуемых обществом, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, пер. Комбинатный, д. 1, в ходе которого установило, что рядом со спиртохранилищем и спиртоприемным отделением находится помещение, где установлены 10 горизонтальных емкостей вместимостью 1600 дал каждая, при этом место хранения и емкости не соответствуют требованиям утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта от 25.09.1985 (далее - Инструкция), а именно: помещение не оснащено аварийной вентиляцией; отсутствует приямок для сбора спирта в случае его аварийного пролива; отсутствует прибор, фиксирующий состояние воздушной среды; помещение не оборудовано телефонной связью во взрывозащищенном исполнении; полы и стены помещения не цементированы с железнением; стены выполнены из металлического каркаса, обшитого металлическим профилем. Протоколом ареста от 14.08.2015 в„– 07-15/719-2 наложен арест на прозрачную жидкость с характерным запахом этилового спирта в объеме 9600 дал и технологическое оборудование - 7 емкостей (в„– 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, каждая объемом 1600 дал).
По данному факту управление составило протокол от 01.10.2015 в„– 07-15/719-5 об административном правонарушении и в соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд привлек общество к ответственности в виде 100 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон в„– 171-ФЗ).
Абзацем 27 части 1 статьи 26 Закона в„– 171-ФЗ предусмотрен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 3 Закона в„– 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона в„– 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7.1.6 Инструкции установлено, что в спиртохранилищах закрытого типа пол, стены и порог должны быть оцементированы с железнением. Пол должен иметь уклон в сторону, противоположную двери, с приямком, насосом и коммуникацией для сбора спирта в случае его пролива.
В соответствии с пунктом 7.1.7 Инструкции резервуары для хранения спирта устанавливаются на прочном фундаменте, с прокладкой под днище резервуара, во избежание прогиба, деревянных брусьев, обработанных огнезащитным составом методом глубокой пропитки, с незначительным уклоном в сторону спускного патрубка и оборудуются люками согласно проектам.
Суд установил и материалами дела (в т.ч. протоколом от 01.10.2015 в„– 07-15/719-5 об административных правонарушениях) подтверждено, что помещения и установленные в нем емкости для хранения этилового спирта не соответствуют требованиям Инструкции. Документально данные обстоятельства общество не опровергло.
Суд проверил соблюдение порядка привлечения общества к ответственности и не выявил его нарушение. Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату рассмотрения дела в суде не истек.
Суд посчитал возможным привлечь общество к административной ответственности в виде 100 тыс. рублей штрафа без конфискации, сославшись на отсутствие протокола ареста предметов административного правонарушения.
Вывод суда об отсутствии протокола ареста предметов административного правонарушения противоречит материалам дела.
В томе 1 на листах дела 87-89 представлен протокол ареста от 14.08.2015 в„– 07-15/719, из которого видно, что арест наложен на прозрачную жидкость с характерным запахом этилового спирта, находящуюся в емкостях, расположенных в смежном помещении со спиртохранилищем и спиртоприемным отделением: емкость в„– 73-1400 дал, емкость в„– 71-1500 дал, емкость в„– 70-1500 дал, емкость в„– 69-700 дал, емкость в„– 68-1500 дал, емкость в„– 67-1500 дал, емкость в„– 66-1500 дал, итого арестовано 9600 дал. Арест наложен и на технологическое оборудование, а именно: емкость в„– 73 объем 1600 дал, емкость в„– 71 объем 1600 дал, емкость в„– 70 объем 1600 дал, емкость в„– 69 объем 1600 дал, емкость в„– 68 объем 1600 дал, емкость в„– 67 объем 1600 дал, емкость в„– 66 объем 1600 дал.
Пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление в„– 10) установлено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 Кодекса), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса.
Суд привлек общество к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа, не рассмотрев вопрос о конфискации предметов административного правонарушения, хотя санкция части 1 статьи 14.17 Кодекса предусматривает не только штраф, но и конфискацию предметов административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит отменить в части нерассмотрения вопроса о конфискации предметов административного правонарушения, арестованных по протоколу ареста от 14.08.2015 в„– 07-15/719, и в этой части направить дело на новое рассмотрение в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, принять мотивированное решение в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях) и решить вопрос о судьбе арестованных предметов административного правонарушения с учетом требований Закона в„– 171-ФЗ.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2016 по делу в„– А20-3696/2015 отменить в части нерассмотрения вопроса о конфискации предметов административного правонарушения и в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2016 по делу в„– А20-3696/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДРАБО

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------