По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 N Ф08-2875/2016 по делу N А25-4/2015
Требование: О возмещении потерь, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.
Обстоятельства: Истец ссылался на невозмещение потерь, возникших вследствие государственного регулирования тарифов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при утверждении тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков, а фактический дисбаланс доходов и расходов выравнивается мерами последующего тарифного регулирования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А25-4/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Лигай И.В. (доверенность от 31.12.2015), от ответчика - Министерства промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики (правопреемника Министерства промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики) (ИНН 0901053181, ОГРН 1040900959725) - Коховой И.Б. (доверенность от 16.03.2016), в отсутствие ответчика - Карачаево-Черкесской Республики в лице Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917012790, 1080917004860), третьего лица - Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.10.2015 (судья Хутов Т.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Казакова Г.В., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу в„– А25-4/2015, установил следующее.
ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания18878" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Карачаево-Черкесской Республике в лице Правительства Карачаево-Черкесской Республики (далее - правительство) и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о возмещении 1 537 703 рублей потерь, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Определением от 17.04.2015 произведена замена ответчика - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики.
Решением от 22.10.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей и установлении тарифа на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованных затрат, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Заявленные к взысканию убытки образовались в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров и экономически обусловлены общехозяйственными расходами, относящимися к основной деятельности перевозчика.
В кассационной жалобе правительство просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований. В жалобе приведены следующие доводы:
- правительство исполнило все свои обязательства в соответствии с договором в„– 10, перечислив истцу 3 600 700 рублей;
- истец не представил доказательств совершения незаконных действий (бездействия) правительством, повлекших за собой нарушение прав истца; указанное обстоятельство исключает взыскание убытков с ответчика;
- истец в соответствии с пунктом 16 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при оформлении цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном железнодорожном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 в„– 235-Т/1 (далее - методика расчета), имел возможность заявить неучтенные при установлении тарифа на 2011 год экономически обоснованные затраты в последующие периоды регулирования, но этим правом не воспользовался и не заявил неучтенные затраты для включения в тариф на 2012 год и последующие годы;
- истец в нарушение пункта 22.9.4 методики расчета не представил дополнительного обоснования изменения расходов по конкретным составляющим затратам (элементам затрат), обусловивших данное отклонение;
- суд первой инстанции, основывая свое решение на результатах экспертизы, не учел тот факт, что постановление Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики также вынесено на основании представленных истцом материалов (ответственность за достоверность которых лежала на истце) и методики расчета, в соответствии с которыми сумма выпадающих доходов истца от государственного регулирования тарифа на пригородные перевозки железнодорожным транспортом по Карачаево-Черкесской Республике составила 3 600 700 рублей; данная сумма подтверждается также и отчетом истца от 13.12.2011, направленным им в адрес правительства;
- истец в установленном порядке не оспорил тарифы, утвержденные постановлением Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики от 04.08.2011 в„– 60 "Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по Карачаево-Черкесской Республике, оказываемые ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - Постановление в„– 60).
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 03.06.2016 до 15 часов 00 минут. Информация о перерыве размещена в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 в„– 384 и с целью осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении, 22.06.2007 создано открытое акционерное общество "Дон-Пригород", которое в январе 2011 переименовано в открытое акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания".
Приказом ФСТ России от 28.12.2010 в„– 651-т, компания внесена в Реестр субъектов естественных монополий под регистрационным номером 6/1/2, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
14 февраля 2011 года правительство (заказчик) и ОАО "Дон-Пригород", в последующем переименованное в компанию (перевозчик), заключили договор в„– 10 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктом 1.1 договора заказчик формирует республиканский социальный заказ по перевозкам граждан в пригородном железнодорожном сообщении и поручает, а перевозчик обязуется организовать и обеспечить собственными силами и средствами перевозку граждан в пригородном железнодорожном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в соответствии с объемами заказа.
Республиканский заказ на перевозки граждан в пригородном железнодорожном сообщении является основой организации пассажирских пригородных перевозок.
Пунктом 2.4 договора стороны установили, что при выделении заказчику целевых субсидий из федерального бюджета, он обязался обеспечить полное возмещение перевозчику потерь доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республике в 2011 году, а также обеспечить внесение соответствующих изменений в Закон "О республиканском бюджете на 2011 год" по данным расходным обязательствам в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
В пункте 6.1 договора стороны установили, что заказчиком перечисление причитающегося возмещения производится ежемесячно на основании отчета о потерях в доходах по форме, приведенной в приложении к договору.
Постановлением Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики от 03.09.2009 в„– 20 утвержден и введен в действие с 01.10.2009 тариф на услуги по перевозке одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики за каждые 10 км пути в размере 10 рублей (с учетом НДС).
Постановлением в„– 60 утвержден экономически обоснованный тариф на услуги, оказываемые компанией по перевозке одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики в размере 26 рублей 44 копеек за каждые 10 км пути (НДС не начисляется). Этим же постановлением утвержден и введен в действие с 01.09.2011 тариф на услуги по перевозке одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики, оказываемые компанией за каждые 10 км пути в размере 10 рублей (НДС не начисляется). Постановление Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики от 03.09.2009 в„– 20 признано утратившим силу с 01.09.2011.
В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 компания осуществляла перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с объемами перевозок и маршрутами движения, определенными расписанием движения и договором в„– 10. Плату за проезд пассажиров взимала в размере утвержденного тарифа.
24 ноября 2014 года компания направила в адрес правительства претензию в„– 138/СД с требованием возмещения убытков в сумме 1 534 508 рублей в виде разницы между установленным экономически обоснованным тарифом и фактически понесенными расходами по организации перевозок пассажиров на территории Карачаево-Черкесской Республики с 01.01.2011 по 31.12.2011, которая оставлена без удовлетворения (том 1, л.д. 143-148).
Невозмещение потерь, возникших вследствие государственного регулирования тарифов, послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к естественно-монопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов).
Тарифы должны устанавливаться на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающих безубыточность деятельности перевозчиков. Согласно пункту 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 в„– 643 (далее - Положение в„– 643), к таким видам деятельности относится перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе"). В соответствии с пунктами 4, 6, 8, 10 - 14, 19, 20 Положения в„– 643, пунктом 9 и другими положениями методики расчета государственное регулирование тарифов осуществляется в порядке, утвержденном Федеральной службой по тарифам, с целью обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг; оптимизации совокупных транспортных затрат. Основным методом государственного регулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат. При формировании тарифов на перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении затраты перевозчиков оцениваются с точки зрения их экономической обоснованности.
Органы регулирования вправе не учитывать необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов, и одновременно обязаны учесть экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования (пункт 15 Положения в„– 643, пункты 13, 14, 16 методики расчета).
Суды, оценив, представленные в материалы дела доказательства, с учетом заключения экспертов от 03.08.2015 в„– 403/15 установили следующее. Сумма полученных доходов компании от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2011 году составила 1 323 617 рублей, фактические экономически обоснованные затраты компании на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики за 2011 год составили 6 462 020 рублей 82 копейки, таким образом, убыток компании от этой деятельности в данном субъекте Российской Федерации составил 5 138 403 рубля 82 копейки, правительством возмещено из них 3 600 700 рублей. Фактический экономически обоснованный тариф по Карачаево-Черкесской Республике составил в 2011 году - 34 рубля 04 копейки за одну тарифную зону.
На основании указанного суды пришли к выводу о том, что сумма невозмещенного убытка компании от осуществления пригородных пассажирских перевозок на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2011 году с учетом компенсации составила 1 537 703 рубля (5 138 403 рубля 82 копейки -3 600 700 рублей) и подлежит возмещению.
Однако при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
При утверждении перевозчику тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования (абзац 2 пункта 15 Положения в„– 643). В этом случае возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные убытки возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Поскольку постановлением в„– 60 компании утвержден экономически обоснованный тариф на услуги по перевозке одного пассажира в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики в размере 26 рублей 44 копеек за каждые 10 км пути, из этого следует, что при принятии данного тарифа компания должна была принять необходимые меры для обоснования состава экономически обоснованных затрат, подлежащих учету при установлении ей тарифа. Из материалов дела видно, что, установив наличие дополнительных расходов, связанных с перевозкой пассажиров, не покрытых платой за проезд в размере экономически обоснованного тарифа, компания не предприняла необходимых мер для учета указанных дополнительных затрат при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов 2011 года. При формировании экономически обоснованных тарифов затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения с целью исключения из расчетной базы расходов, вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов.
Компания в установленном порядке не оспорила утвержденный ей экономически обоснованный тариф, а вместо этого предъявила иск о возмещении убытков, возникших вследствие перевозки пассажиров по указанному тарифу. Таким образом, предметом взыскания является не межтарифная разница, а убытки, возникшие в процессе хозяйственной деятельности, при этом размер экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении истец доказывает экспертным путем. Однако в этом случае надлежащим способом защиты является оспаривание нормативного правового акта об утверждении тарифа. При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А25-4/2015 отменить. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
О.В.БАБАЕВА
Н.В.ЧЕСНЯК
------------------------------------------------------------------