Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2016 N Ф08-3511/2016 по делу N А32-35515/2015
Требование: О взыскании стоимости услуг и штрафа по государственному контракту.
Обстоятельства: Общество полагало, что невозможность исполнения контракта явилась следствием поведения учреждения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество подписало контракт по истечении срока его исполнения. Проект контракта соответствовал извещению о проведении аукциона и аукционной документации, поэтому направление обществом протоколов разногласий привело к отрицательному для него результату.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2016 г. по делу в„– А32-35515/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Агростройсервис" (ИНН 6163081744, ОГРН 106616306630) - Иракер Е.Г. (директор) и Нагоева А.З. (доверенность от 16.05.2016), от третьего лица - Министерства финансов Краснодарского края - Горбаня В.А. (доверенность от 23.12.2015), в отсутствие ответчиков: государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Центр спортивной подготовки" (ИНН 2308126578, ОГРН 107230800544) и Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агростройсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу в„– А32-35515/2015, установил следующее.
ООО "Агростройсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГБУ Краснодарского края "Центр спортивной подготовки" (далее - учреждение), Министерству физической культуры и спорта Краснодарского края (далее - министерство) о взыскании с учреждения и субсидиарно с министерства 1 544 400 рублей стоимости услуг и 38 610 рублей штрафа по государственному контракту от 06.07.2015 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Краснодарского края.
Решением от 26.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2016, в иске отказано. Суды исходили из того, что общество подписало контракт по истечении срока его исполнения. Проект контракта соответствовал извещению о проведении аукциона и аукционной документации, поэтому направление обществом протоколов разногласий привело к отрицательному для него результату.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, суды нарушили нормы материального и процессуального права. При проведении аукциона заказчик не учел срок проведения соревнований и регламентированные Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) сроки определения исполнителя, в связи с чем к дате начала проведения соревнований государственный контракт не мог быть заключен и исполнен на определенных заказчиком условиях. Заказчик на момент проведения аукциона располагал информацией о дате проведения соревнований. Определенные заказчиком в документации об электронном аукционе и проекте государственного контракта сроки оказания услуг не содержат в себе конкретных дат оказания услуг. В силу статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ государственный контракт не мог быть заключен ранее 29.06.2015, однако к этой дате соревнования уже шли. Следовательно, действия сторон не влияли на возможность исполнения контракта. Суды не оценили действия заказчика (сроки размещения извещения о проведении электронного аукциона, условия проведения закупки, их влияние на возможность исполнения встречных обязательств заказчика).
В отзыве на жалобу Министерство финансов Краснодарского края просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и Министерства финансов Краснодарского края поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества и Министерства финансов Краснодарского края, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 02.06.2016 учреждение разместило извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению во временное пользование паркетного пола для проведения всероссийских соревнований по танцевальному спорту "Виват, Россия" и документацию к нему. Срок оказания услуг предусмотрен в июне - июле 2015 года, конкретные даты проведения соревнований указываются заказчиком в день заключения контракта. В пункте 1.4 проекта контракта указаны аналогичные сроки оказания услуги, время начала соревнований обозначено - 8.00, время окончания - 23.00.
Согласно пункту 2.2.2 договора исполнитель должен обеспечить готовность оборудования не ранее чем за 24 часа и не позднее чем за 10 часов до начала соревнований. Демонтаж оборудования производится в течение 10 часов после окончания соревнований.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.3 контракта цена контракта составляет 1 544 400 рублей, которые подлежат уплате по факту оказания услуги в течение 30 банковских дней на основании подписанного сторонами акта оказанных услуг и выставленного исполнителем счета.
В пункте 5.5 контракта предусмотрена ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств в виде штрафа в размере 2,5% от цены контракта (38 610 рублей).
Протоколом от 15.06.2015 по итогам рассмотрения заявок общество признано победителем аукциона.
18 июня 2015 года учреждение направило обществу для подписания проект контракта.
В протоколах разногласий к проекту контракта, направленных учреждению 23, 26 и 29 июня 2015 года, общество просило уточнить срок предоставления во временное пользование оборудования с учетом условий пунктов 1.4 и 2.2.2 контракта и того, что на официальном сайте соревнований датой их начала определено 27.06.2015.
В письмах от 26, 29 и 30 июня 2015 года учреждение отклонило предложенные обществом протоколы разногласий к контракту со ссылкой на часть 10 статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ, предусматривающую заключение государственного контракта на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе.
6 июля 2015 года общество и учреждение заключили государственный контракт по итогам названного аукциона.
В письмах от 06.07.2015 в„– 378 и от 28.07.2015 в„– 458 учреждение предложило обществу расторгнуть указанный контракт в связи с тем, что на момент его подписания необходимость в оказании спорной услуги отпала, и направило соглашение от 06.07.2015 о расторжении контракта.
В письмах от 07.07.2015 в„– 61 и от 13.07.2015 в„– 65 общество указало на отсутствие уведомления от учреждения о сроках проведения соревнований.
Полагая, что невозможность исполнения контракта явилась следствием поведения учреждения (заказчика), общество обратилось с иском в суд о взыскании стоимости услуг и штрафа.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 3 Закона в„– 44-ФЗ государственный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 54 Закона в„– 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован в статье 70 Закона 44-ФЗ, согласно которой контракт заключается с победителем аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона (части 1 - 3, 10 статьи 70).
Согласно части 4 статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона (часть 5 статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона в„– 44 ФЗ, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или протокол разногласий (часть 6 статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта он считается заключенным. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (части 7 - 9 статьи 70 Закона в„– 44-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства и поведение сторон, установили, что направленный обществу для подписания проект контракта соответствовал извещению о проведении аукциона и аукционной документации, поэтому отсутствовали основания для удовлетворения протоколов разногласий.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://vivat-russia.org/, срок проведения открытого международного турнира по танцевальному спорту "Виват Россия", для оборудования которого заключался спорный контракт, определен с 27.06.2015 по 30.06.2015. Общество, обладая этой информацией, контракт подписало 03.07.2015, то есть после проведения названного турнира.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество должно было знать о сроках проведения соревнований, а также о порядке заключения контракта. Суды пришли к выводу о том, что задержка подписания контракта вызвана неоднократным необоснованным направлением обществом разногласий к контракту. Оценив данные обстоятельства, суды установили, что основания для вывода о невозможности исполнения контракта, возникшей по вине ответчиков, отсутствуют.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, приведенные обществом, не относятся к числу оснований, влекущих отмену судебных актов, поэтому их надлежит отклонить.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– А32-35515/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------