Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2016 N Ф08-2970/2016 по делу N А53-26678/2014
Требование: О признании незаконными решений управления.
Обстоятельства: Оспариваемым актом отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов находящихся за границами горного отвода земельных участков для размещения дробильно-сортировочного комплекса и складирования добытых песка и щебня ввиду недопустимости такого предоставления до получения лицензии и оформления геологического отвода и горного отвода.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не приведено нормативное обоснование возможности предоставления недропользователю на льготных условиях в аренду публичных земель, площадь которых значительно превышает площадь горного отвода.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу в„– А53-26678/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Передвижной механизированный комплекс-07" (ИНН 6163083540, ОГРН 1076163002156) - Пасечникова В.И. (доверенность от 19.10.2015), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - управления земельно-имущественных отношений и муниципального заказа Красносулинского района (ИНН 6148004336, ОГРН 1026102157817) - Чернышевой Е.А. (доверенность от 06.05.2016), рассмотрев кассационную жалобу управления земельно-имущественных отношений и муниципального заказа Красносулинского района на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу в„– А53-26678/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Передвижной механизированный комплекс-07" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к управлению земельно-имущественных отношений и муниципального заказа Красносулинского района (далее - управление) о признании незаконными выраженных в письмах от 19.08.2014 в„– 1610 и от 04.09.2014 в„– 117 решений об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.10.2015 в удовлетворении заявления отказано по мотивам недоказанности расположения земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 в границах разрабатываемого обществом горного отвода, отсутствия оснований для их предоставления обществу без проведения торгов, превышения площади земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 площади разрабатываемого обществом горного отвода.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.10.2015 отменено, заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим. Находящиеся вне границ горного отвода земельные участки с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 необходимы обществу для разработки месторождения полезных ископаемых. Земельным законодательством и законодательством о недрах не установлен запрет на предоставление разработчику месторождения полезных ископаемых в аренду без проведения торгов необходимых для такой разработки земельных участков, находящихся вне границ горного отвода. Оспариваемые решения управления незаконны и создают препятствия в осуществлении обществом предпринимательской деятельности.
Управление обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Деятельность общества по использованию недр, отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (размещение дробильно-сортировочного комплекса и складирование добытого песка и щебня) должна осуществляться только в границах горного отвода. Общество не приложило к заявлению горноотводный акт с утвержденными в установленном порядке координатами границ горного отвода, содержащие предварительные сведения о границах горного отвода приложения к лицензии, утвержденный проект разработки лицензионного участка с установленными окончательными границами горного отвода. Площадь испрашиваемых земельных участков превышает площадь горного отвода. Исключительное право на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами, может быть реализовано недропользователем только в границах горного отвода. Необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по результатам признанного несостоявшимся конкурса обществу предоставлено право пользования недрами с целью добычи песчаников Аютинского месторождения в Красносулинском районе Ростовской области на условиях объявленного конкурса (протокол заседания конкурсной комиссии от 06.06.2007). Приказом Регионального агентства по недропользованию по Южному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию от 09.06.2007 в„– 161 утверждены результаты конкурса и предписано обеспечить оформление и государственную регистрацию лицензии на право пользования недрами. Обществу выдана лицензия серии РСТ в„– 80041 вида ТЭ на право пользования недрами (добычу песчаников Аютинского месторождения) со сроком действия до 30.11.2027, зарегистрированная департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию 19.12.2007 под реестровым номером 41. Из содержания лицензии и перечня приложений к ней следует, что описание границ участка недр и координаты угловых точек приведены в приложениях в„– 16, 18 (маркшейдерский план участка работ, обзорная карта района), право пользования земельными участками получено от администрации Красносулинского района Ростовской области (далее - администрация района) на основании письма от 12.05.2006 в„– 451, описание границ земельного участка приведено в приложениях в„– 5, 6, 7 (справка территориального отдела в„– 3 Управления Роснедвижимости по Ростовской области от 12.05.2006 в„– 451, письмо администрации района от 12.05.2006 в„– 451, письмо администрации Пролетарского сельского поселения (далее - администрация поселения) о предварительном согласии на предоставление земельного участка).
Лицензионным соглашением (одним из приложений к лицензии) предусмотрено, что лицензионный участок недр имеет статус горного отвода, местоположение и предварительно установленные границы горного отвода указаны в приложениях в„– 6, 16, 18, площадь горного отвода составляет 11,9 га, администрации района и поселения дают согласие на предоставление земельного участка (статья 2). До начала промышленной разработки участка недр (добычи песчаников) общество должно было обеспечить подготовку, согласование и утверждение проекта разработки лицензионного участка и рекультивации нарушенных земель, согласовать уточненные границы горного отвода в Межрегиональном территориальном управлении Ростехнадзора по Южному федеральному округу, при необходимости внести соответствующие изменения в лицензионное соглашение (статья 3).
По заявлению общества постановлением администрации района от 20.08.2013 в„– 954 произведен раздел находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 160 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:18:0600022:515, местоположение которого установлено относительно расположенного в пределах участка ориентира хутор Пушкин в 1,3 км по направлению на юго-запад, на земельные участки площадью 46 666 кв. м с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672 с разрешенным использованием для размещения мобильного дробильно-сортировочного комплекса, площадью 19 040 кв. м с кадастровым номером: 61:18:0600022:673 с разрешенным использованием для разработки полезных ископаемых и площадью 94 297 кв. м с кадастровым номером 61:18:0600022:674 с разрешенным использованием в качестве нарушенных земель.
На основании постановления администрации района от 25.02.2014 в„– 166 земельный участок с кадастровым номером 61:18:0600022:673 предоставлен обществу в аренду по заключенному с администрацией района договору от 28.02.2014 в„– 34 для разработки полезных ископаемых.
Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 19.11.2014 в„– 7-ЛН досрочном прекращено предоставленное обществу право пользования недрами с целью добычи песчаников Аютинского месторождения в Красносулинском районе Ростовской области в связи с существенными нарушениями условий лицензии. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2015 по делу в„– А53-1952/2015 распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 19.11.2014 в„– 7-ЛН признано незаконным.
Общество обратилось в управление с заявлениями от 15.08.2014 в„– 1213 и от 29.08.2014 в„– 483 о предоставлении в аренду без проведения торгов находящихся за границами горного отвода земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 для размещения дробильно-сортировочного комплекса и складирования добытых песка и щебня. Письмами от 19.08.2014 в„– 1610 и от 04.09.2014 в„– 1711 управление известило общество о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 в аренду без проведения торгов ввиду недопустимости такого предоставления до получения лицензии и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при одновременном установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу статей 3, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Предоставление в аренду пользователю недр находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, необходимых для ведения связанных с пользованием недрами работ, осуществляется без проведения торгов. Выбор таких земельных участков обеспечивается с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Отношения, возникающие в области использования недр, отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Одним из видов пользования недрами является добыча полезных ископаемых (статья 6). Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода (геометризованного блока недр), при определении границ которого учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, разносы бортов карьеров и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, уполномоченный орган оформляет документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаемые в лицензию в качестве ее неотъемлемой части. Порядок установления границ участков недр, подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 7). Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление земельного участка для проведения связанных с использованием недр работ осуществляется после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 11). Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сведения о границах участка недр, предоставляемого в пользование, границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ (статья 12). Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными и согласованными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23.2). Земельные участки, необходимые для ведения связанных с пользованием недрами работ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Такие земельные участки предоставляются пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода (статья 25.1).
Пунктами 2, 3, 4 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 в„– 429 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, установление границ участков недр местного значения отнесено к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положением предусмотрено включение описания границ участка недр в лицензию в качестве ее неотъемлемой части и обозначение границ участка недр с помощью географических координат.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или привлекаемой им организацией на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр. Пользователь недр обеспечивает необходимые согласование и утверждение проектной документации.
С учетом вышеприведенных нормативных положений у управления отсутствовали основания для предоставления обществу в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 для размещения дробильно-сортировочного комплекса и складирования добытых песка и щебня в отсутствие надлежащим образом оформленного горного отвода, согласованного и утвержденного технического проекта выполнения связанных с пользованием недрами работ, оформленного уполномоченным органом и включенного в лицензию в качестве ее неотъемлемой части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), сведений о границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ. В материалах дела названные документы отсутствуют. Оценка им в обжалуемом судебном акте не дана. Судом апелляционной инстанции также не приведено нормативное обоснование возможности предоставления недропользователю на льготных условиях в аренду публичных земель, площадь которых значительно превышает площадь горного отвода. Содержащиеся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 о наличии у общества в связи с разработкой месторождения полезных ископаемых необходимости в арендном пользовании находящихся вне границ горного отвода земельных участков с кадастровыми номерами 61:18:0600022:672, 61:18:0600022:674 и права на их приобретение в льготном режиме (без проведения торгов), о незаконности оспариваемых решений управления и о создании ими препятствий в осуществлении обществом предпринимательской деятельности не могут быть признаны соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу в„– А53-26678/2014 отменить. Дело в„– А53-26678/2014 направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------