Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2016 N Ф08-3313/2016 по делу N А32-40445/2014
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, ссылаясь на то, что при его исчислении по первичным налоговым декларациям налогоплательщик применил неактуальную кадастровую стоимость земельного участка, установленную утратившим законную силу нормативным актом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку земельный налог правомерно начислен налоговым органом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. по делу в„– А32-40445/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" (ИНН 2341007458, ОГРН 1022304292394) - Карпова И.М. (доверенность от 29.03.2016), Ревякина Е.В. (доверенность от 28.03.2016), от заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2310023604, ОГРН 1042305724405) - Бережной А.В. (доверенность от 21.04.2014), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 12 по Краснодарскому краю (ИНН 2340132618, ОГРН 1112340000178) - Грецкой А.С. (доверенность от 06.08.2015), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (судьи Герасименко А.Н., Сулименко Н.В., Шимбарева Н.В.) по делу в„– А32-40445/2014, установил следующее.
ОАО "Ленинградскагропромснаб" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 12 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными решений от 15.08.2014 в„– 10246 и от 13.10.2014 в„– 21-12-945.
Решением суда от 24.09.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что земельный налог за 2013 год, пени и штраф правомерно начислены инспекцией в связи с тем, что при исчислении земельного налога по первичным налоговым декларациям за 2013 год налогоплательщик применил неактуальную кадастровую стоимость земельного участка, установленную утратившим законную силу нормативным актом.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество выполняло свои обязанности по определению налоговой базы по земельному налогу исходя из данных кадастровых паспортов на земельные участки, выданных 30.12.2008. В целях соблюдения действующего земельного законодательства и исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу в„– А32-21691/2013 общество представило в инспекцию налоговую декларацию без занижения стоимости земельных участков. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков не поступали. Нарушения пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество не допускало, в связи с чем не подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации общества по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составила акт от 05.05.2014 в„– 10001 и приняла решение от 15.08.2014 в„– 10246 о начислении обществу 831 726 рублей земельного налога за 2013 год, 24 648 рублей 23 копеек пеней и 83 145 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Решением управления от 13.10.2014 в„– 21-12-945 решение инспекции от 15.08.2014 в„– 10246 оставлено в силе.
Общество обжаловало решения инспекции и управления в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Обществу принадлежат на праве собственности земельные участки под кадастровыми номерами: 23:19:0106367:15; 23:19:0106367:16; 23:19:0106367:17, которые отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности (земли промышленности).
Общество 22.01.2014 представило в инспекцию первичные декларации по земельному налогу за 2013 год, исходя из которых налог исчислялся из кадастровой стоимости по участку в„– 23:19:0106367:15-27 220 рублей; 23:19:0106367:16-115 186 рублей; 23:19:0106367:17-1 476 186 рублей.
На основании пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 статьи 66 Кодекса (в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 в„– 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, исходя из которого территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и интересы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Суд установил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 в„– 730 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" установлен средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель промышленности 2-й группы в Ленинградском районе в размере 947 рублей 72 копеек.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 в„– 730 опубликовано в полном объеме 03.09.2009 в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов Краснодарского края - газете "Кубанские новости" в„– 148, вступило в силу 14.09.2009 и действовало в 2013 году. Исходя из него, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2010.
Судебные инстанции правомерно отклонили довод налогоплательщика о том, что земельный налог за 2013 год подлежал исчислению с учетом кадастровой стоимости земельных участков, указанной в кадастровых паспортах, выданных 30.12.2008, как не соответствующий Кодексу с учетом ранее рассмотренного дела с аналогичными обстоятельствами (в„– А32-40446/2014).
Суд также обоснованно отклонил доводы общества о необходимости расчета земельного налога за 2013 год с применением кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу в„– А32-21691/2013, руководствуясь при этом статьей 66 Земельного кодекса, частями 2, 5 статьи 1, частью 5 статьи 4, пунктами 11 и 14 части 2 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ, статьями 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пунктом 8 статьи 3 Федеральный закон от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 225-ФЗ), Федеральным законом от 04.10.2014 в„– 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
Суд обоснованно отметил, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности о применении сведений о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, подлежат распространению лишь на сведения о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о ее пересмотре, поданных после дня вступления в силу Закона в„– 225-ФЗ (пункт 8 статьи 3 Закона в„– 225-ФЗ), то есть с 22.07.2014. Данная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2015 в„– 302-КГ15-11090.
Несогласие с размером кадастровой стоимости земельных участков послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков, равной их рыночной стоимости в 2013 году, то есть до указанной выше даты. В связи с этим новая (рыночная) кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу в„– А32-21691/2013, не подлежит использованию при определении налоговой базы за 2013 год.
Суд правильно указал, что пункт 8 статьи 3 Закона в„– 225-ФЗ связывает применение положений данного закона с рассмотрением судом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а не с вступлением в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения этого заявления. Таким образом, вступление в законную силу решения суда после 22.07.2014 правового значения не имеет.
Суд также отметил, что указанные нормативные акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, устраняющим или смягчающим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, в связи с чем не имеют обратной силы; не содержат правила об обратной силе, а предусматривают специальные положения о порядке их применения, которые не распространяются на спорную ситуацию.
Таким образом, изменение стоимости земельного участка решением суда в целях исчисления земельного налога в рассматриваемом случае учету для целей налогообложения 2013 года не подлежит. При расчете земельного налога за 2013 год в отношении указанных земельных участков подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 в„– 730.
Доводу кассационной жалобы о том, что общество подлежит освобождению от ответственности за неуплату земельного налога по правилам статьи 111 Кодекса, суд дал надлежащую правовую оценку. При этом судебная коллегия правильно отметила, что начисление земельного налога за 2013 год не обусловлено применением кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением арбитражного суда. Земельный налог начислен и налоговые санкции применены на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса в связи с тем, что при исчислении земельного налога по первичным налоговым декларациям за 2013 год налогоплательщик применил неактуальную кадастровую стоимость земельного участка, установленную утратившим законную силу нормативным актом.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии у общества обязанности по уплате спорного земельного налога, пеней и штрафа, основанный на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу в„– А32-40445/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------