Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2016 N Ф08-2742/2016 по делу N А53-13923/2015
Требование: О признании незаконным бездействия таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган отказал в возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и иных денежных средств, указав, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ввезенный обществом товар относится к группе товаров, не подлежащих обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу в„– А53-13923/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Оникс" (ИНН 6163028613, ОГРН 1026103286076) и заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2015 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А53-13923/2015, установил следующее.
ООО "Оникс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления общества от 30.04.2015 о возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость и в уклонении в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Решением от 30.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2016, суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Судебные акты мотивированны тем, что в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 в„– 240 (далее - Перечень) и кодам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, ввезенный обществом товар с кодом ОКП 94 8000 - "Линзы для коррекции зрения", относится к группе товаров, не подлежащих обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.
В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы полагает, что общество не представило доказательства излишней уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе спорного товара на таможенную территорию Таможенного союза, при этом сертификат соответствия на ввезенный обществом товар не является доказательством правильного определения кода ОКП. Таможня считает, что ввезенные обществом линзы, в силу их технических свойств, не предназначены для коррекции зрения, следовательно, не могут относиться к товарам с кодами ОКП 94 8000, 94 8870.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 16.11.2006 в„– NEO-RU01-061116, заключенного с компанией Neo Vision Co LTD (Республика Корея), дополнительных соглашений к нему, спецификации от 17.03.2015, общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза линзы контактные мягкие для коррекции зрения, упакованные для розничной продажи. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ 10313090/300315/0000764, при этом общество в декларации заявило право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость по спорному товару.
В ходе таможенного контроля в отношении ввезенного по спорной ДТ товара таможенный орган установил, что ряд контактных линз из данной партии товара имеет размерный диоптрийный ряд 0,00, присутствуют также линзы со сниженной светопропускной способностью (защитой от ультрафиолетовых лучей).
С учетом результатов таможенного досмотра товара общество выделило "линзы контактные мягкие" с диоптрийным рядом 0,00 в отдельный товар, который заявило по ДТ в„– 10313090/060415/0000871 (товар в„– 2) и уплатило 111 388 рублей 30 копеек налога на добавленную стоимость.
30 апреля 2015 года общество обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) 111 388 рублей 30 копеек излишне уплаченного (взысканного) налога на добавленную стоимость по декларации в„– 10313090/060415/0000871.
Письмом от 07.05.2015 в„– 20-46/09139 таможня возвратила без рассмотрения заявление общества от 30.04.2015 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и иных денежных средств, указав, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Считая действия таможни незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам и сделали правильный вывод о том, что общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза спорного товара. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза налоги не уплачиваются, если в соответствии с Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Статья 150 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), подпунктом 2 пункта 1 которой установлено, что не подлежит налогообложению ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности линз для очков (за исключением солнцезащитных).
Соответствующий Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 в„– 240.
В Перечень включены линзы для коррекции зрения (код 94 8000 по ОКП ОК 005-93) и линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием фотохромные (код 94 8500).
В пункте 13 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.02.2001 в„– 131 (далее - Инструкция), разъяснено, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОКП. То есть, вопрос о правомерности предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых линз возможно рассматривать при предоставлении документа, подтверждающего соответствие кода ввозимых линз по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Для подтверждения права на льготу, предусмотренную подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик представляет подтверждающие документы, к которым могут быть отнесены регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия Госстандарта России, декларация о соответствии и прочие документы, позволяющие отнести ввезенные товары к изделиям медицинского назначения в соответствии с ОКП.
Судебные инстанции установили, что к заявлению о возврате таможенных платежей общество приложило следующие документы: декларацию о соответствии от 15.03.2011, согласно которой линзы контактные мягкие Neo Cosmo 1Т, Neo Cosmo 2Т, Neo Cosmo 3Т, Neo Cosmo 4Т Emotion&Circul,New Green фирмы Neo Vision Co LTD (Республика Корея), соответствуют требованиям ГОСТ Р 51580-2000, ГОСТ Р 53433-2009, ГОСТ Р 51711-2001, ГОСТ Р ИСО 10993-2009 части 1, 2, 5, 10, ГОСТ Р 52770-2007; регистрационное удостоверение в„– ФСЗ 2008/03130 с приложением, в котором указано, что изделия медицинского назначения - мягкие контактные линзы Нео Видион Ео, Лтд (Корея) соответствуют ОКП 94 8870; сертификат соответствия в„– 0452071, согласно которому указанные линзы контрактные мягкие (код ОК 005 ОКП 94 8870) соответствуют требованиям ГОСТ Р 51580-2000, Р 53433-2009, ГОСТ Р 51711-2001, ГОСТ Р ИСО 10993-2009 части 1, 2, 5, 10, ГОСТ Р 52770-2007.
Общество представило письмо ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 06.10.2014 в„– 45/8-11/2963, которым подтверждено отнесение продукции к классу 94 0000 "Медицинская техника", подклассу 94 8000 "Линзы для коррекции зрения", группе 94 8800 "Линзы для коррекции зрения прочие", подгруппе 94 8870 "Линзы для коррекции зрения контактные мягкие".
Судебные инстанции установили, что ввезенные обществом по спорной ДТ линзы с UV-фактором обладают двумя функциями - защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения. Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установив, что ввезенный обществом товар включен в Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, учитывая фактические обстоятельства по данному делу, суды сделали правильный о предоставлении обществом при таможенном декларировании спорного товара необходимых документов, подтверждающих их медицинское назначение, соответствие кода этих товаров по Общероссийскому классификатору продукции кодам, поименованным в Перечне, и, соответственно, подтверждении права на льготу по налогу на добавленную стоимость.
Делая вывод о соответствии ввезенного товара коду ОКП 94 8870, суды обоснованно учли требования ГОСТ Р 51580-2000, ГОСТ Р 53433-2009, ГОСТ Р 51711-2001, ГОСТ Р ИСО 10993-2009 части 1, 2, 5, 10, ГОСТ Р 52770-2007 и приняли во внимание представленное обществом письмо ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 06.10.2014 в„– 45/8-11/2963, согласно которому ввезенный товар отнесен к классу 94 0000 "Медицинская техника", подклассу 94 8000 "Линзы для коррекции зрения", группе 94 8800 "Линзы для коррекции зрения прочие", подгруппе 94 8870 "Линзы для коррекции зрения контактные мягкие".
Суды проверили довод таможни о том, что ряд контактных линз имеет размерный диоптрийный ряд равный 0,00, в связи с чем, указанные контактные линзы являются косметическими и мотивированно отклонили его, поскольку линза с рефракцией 0,00 - афокальная линза относится к контактным по классификации в зависимости от числа оптических зон коррекции (однофокальные - не фокусирующие изображение), при этом суды обоснованно указали, что косметическая контактная линза - это корригирующая контактная линза, то есть классифицированная по медицинскому назначению в соответствии с ГОСТ Р 51580-2000, сконструированная для изменения внешнего вида глаза.
Иные доводы таможенного органа являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы таможни выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А53-13923/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------