Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2016 N Ф08-2665/2016 по делу N А32-32259/2015
Требование: О признании недействительным решения пенсионного фонда.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что отдельные работники общества ежемесячно получали доплату за участие в работе дружин, однако на указанную доплату страховые взносы во внебюджетные фонды не начислялись.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления сумм страховых взносов на суммы ежемесячных доплат общества своим членам, так как указанные выплаты осуществлялись за счет субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу в„– А32-32259/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Анапского районного казачьего общества Таманского отделения казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (ИНН 2301041276, ОГРН 1022300517216) - Никифоровой Е.В. (доверенность от 09.03.2016), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края - Кутузовой Т.А. (доверенность от 18.05.2016), Огоньяна Р.А. (доверенность от 18.05.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кубанского войскового казачьего общества (ИНН 2309065832, ОГРН 1022301437487) - Степановой О.В. (доверенность от 01.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-32259/2015, установил следующее.
Анапское районное казачье общество Таманского отделения казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - Анапское общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края (далее - управление) о признании недействительным решения от 18.08.2015 в„– 033/001/1258-2015-П.
Суд привлек к участию в деле Кубанское войсковое казачье общество в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 23.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2016, признано незаконным и отменено решение управления от 18.08.2015 в„– 033/001/1258-2015-П.
Судебные акты мотивированы тем, что у управления отсутствовали основания для начисления сумм страховых взносов на суммы ежемесячных доплат Анапского общества своим членам за их участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю, поскольку указанные выплаты осуществлялись за счет субсидий, предоставляемых Кубанским войсковым казачьим обществом членам Анапского общества, состоящим в соответствующих добровольных дружинах. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора либо с осуществлением членами Анапского общества трудовых функций.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.12.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.03.2016, отказать в удовлетворении требований. Заявитель жалобы считает, что решение управления является законным и обоснованным, поскольку суммы ежемесячных доплат Анапского общества своим членам за их участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю подлежат включению в облагаемую страховыми взносами базу.
В отзывах на кассационную жалобу Анапское общество и Кубанское войсковое казачье общество считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Анапского общества и Кубанского войскового казачьего общества в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в период с 15.06.2015 по 30.06.2015 управление провело плановую выездную проверку казачьего общества по вопросу правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в ходе которой установило, что Анапское общество заключило трудовые договоры с работниками о приеме на работу в казачью дружину по месту своего нахождения. В то же время отдельные работники из числа тех, с которыми заключены трудовые договоры, в 2013-2014 годах ежемесячно получали доплату за участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю, однако на указанную доплату страховые взносы во внебюджетные фонды не начислялись. По данному факту управление составило акт от 15.07.2015 в„– 033/001/1258-2015П и вынесло решение от 18.08.2015 в„– 033/001/1258-2015-П о привлечении Анапского общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде 25 704 рублей штрафа, Анапскому обществу начислены 128 521 рубль 37 копеек страховых взносов, 18 574 рубля 89 копеек пеней за неуплату страховых взносов по состоянию на 18.08.2015.
Не согласившись с указанным решением, Анапское общество обжаловало его в арбитражный суд.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ казачье общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона в„– 212-ФЗ.
В свою очередь согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ не подлежат не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей. Иные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, произведенные Анапским обществом выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Соответственно, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах гражданина, состоящего в трудовых отношениях, не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона в„– 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Анапское общество не производило своим членам выплаты, которые подлежали бы включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку указанные выплаты производилась членам Анапского общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин, которое не связано с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с Анапским обществом и с осуществлением трудовых функций.
Суды установили, что Анапское общество не является собственником денежных средств, за счет которых производились указанные выплаты.
При этом суды учли, что согласно постановлениям Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 в„– 825 "Об утверждении ведомственной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на 2011-2013 годы", главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2013 в„– 1107 "О государственной Программе Краснодарского края "Казачество Кубани" получателем субсидий на реализацию мероприятий на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни, по участию в защите государственной границы Российской Федерации, по охране окружающей среды и защите животных является Кубанское войсковое казачье общество.
В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2011 в„– 699 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012-2014 годы" и постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 в„– 1156 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Противодействие незаконному обороту наркотиков" получателем субсидий на организацию участия в мероприятиях по предупреждению незаконного распространения наркотических средств на территории Краснодарского края, также является Кубанское войсковое казачье общество.
Судебные инстанции установили, что Анапское общество в силу положений Федерального закона от 05.12.2005 в„– 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" входит в структуру Кубанского войскового казачьего общества. Члены (казаки) Анапского общества являются соответственно и членами (казаками) Кубанского войскового казачьего общества.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 в„– 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие соглашения заключены Кубанским войсковым казачьим обществом и уполномоченными органами (ГУВД по Краснодарскому краю, Региональное управление ФСКН РФ по Краснодарскому краю и т.д.).
В целях реализации вышеуказанных соглашений в казачьих обществах, входящих в структуру Кубанского войскового казачьего общества, созданы добровольные народные дружины (казачьи дружины).
Деятельность, осуществляемая членами казачьих дружин, является добровольной, член казачьего общества (казак) состоящий в казачьей дружине добровольно осуществляет данные функции, в свободное от основной работы времени и по собственной инициативе.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014 в„– 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Статьей 21 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств в частности на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами, поскольку производились членам Анапского общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с Анапским обществом и с осуществлением трудовых функций. Спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, в данном случае у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения от 18.08.2015 в„– 033/001/1258-2015-П.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушения процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлены, поэтому основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А32-32259/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Т.Н.ДРАБО
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------