Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 N Ф08-2799/2016 по делу N А32-18881/2015
Требование: О признании незаконным действия налогового органа, обязании восстановить запись общества в ЕГРЮЛ как о действующем юридическом лице.
Обстоятельства: Налоговый орган исключил из ЕГРЮЛ общество, ссылаясь на справки об отсутствии сведений об открытых банковских счетах и о непредставлении в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у налогового органа имелись предусмотренные ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для исключения общества из ЕГРЮЛ. Срок, предусмотренный для обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, пропущен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу в„– А32-18881/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании заявителя - Личман Людмилы Павловны, от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по городу Краснодару (ИНН 2308024329, ОГРН 1042303711559) - Лежнина А.В. (доверенность от 30.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу Личман Людмилы Павловны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015 (судья Решетников Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А32-18881/2015, установил следующее.
Личман Людмила Павловна обратилась в арбитражный суд к инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по г. Краснодару (далее - инспекция) с заявлением о признании незаконным действия налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества с ограниченной ответственностью "Людмила - 87" (далее - общество) и возложении обязанности восстановить запись общества в ЕГРЮЛ как о действующем юридическом лице.
Решением от 06.11.2015, оставленным без изменения постановлением от 03.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что у инспекции имелись предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ) основания для исключения общества из ЕГРЮЛ. Заявитель пропустил предусмотренный пунктом 8 статьи 22 Закона в„– 129-ФЗ срок для обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе Личман Л.П. просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указывает на то, что не знал об исключении общества из ЕГРЮЛ, что подтверждается перерегистрацией в инспекции контрольно-кассовой техники и электронной контрольной ленты защищенной на ККТ в 2011, 2012 и 2013 годах. Общество не прекращало хозяйственную деятельность и осуществляло платежи наличными денежными средствами. В справке об отсутствии сведений об открытых банковских счетах общества инспекция указала счета в несуществующих банках. Трехмесячный срок на обжалование не пропущен, поскольку Личман Л.П. узнала об исключении общества из ЕГРЮЛ 02.04.2015 из выписки НЭСК. Инспекция не заявляла о применении сроков исковой давности. Решение об исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц только 19.02.2016.
В судебном заседании Личман Л.П. поддержала доводы кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что 27.03.1998 регистрационная палата администрации г. Краснодара ООО "Людмила - 87" зарегистрировано в качестве юридического лица. При последующей перерегистрации обществу присвоен ОГРН 1022301216519.
Личман Л.П. являлась участником общества с долей 100% уставного капитала и директором общества (выписка из ЕГРЮЛ от 27.05.2015 и данные из регистрационного дела ООО "Людмила - 87").
04 марта 2011 года на основании пункта 3 статьи 21.1 Закона в„– 129-ФЗ инспекция приняла решение в„– 2173 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества как недействующего юридического лица. Соответствующее сообщение опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 09.03.2011 в„– 9 (316), что подтверждается представленной инспекцией копией извещения и установлено судом из общедоступного источника (www.vestnik-gosreg.ru).
Из представленных в дело выписок из ЕГРЮЛ следует, что по решению регистрирующего органа 24.06.2011 ООО "Людмила - 87" исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2112308063503.
В качестве оснований для исключения инспекция указала на справки от 03.03.2011 в„– 1353-С об отсутствии сведений об открытых банковских счетах общества и от 03.03.2011 в„– 1353-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Личман Л.П., полагая, что исключение "Людмила - 87" из ЕГРЮЛ не соответствует статье 21.1 Закона в„– 129-ФЗ и нарушает ее права, обратилась в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона о 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, подлежащее опубликованию в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Суды установили, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, общество не представляло документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам.
При таких условиях регистрирующий орган правомерно принял решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность. В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона 129-ФЗ срок в регистрирующий орган не поступило заявлений, при наличии которых не принимается решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Поэтому в соответствии с пунктом 7 статьи 22 названного Федерального закона регистрирующий орган внес запись об исключении из ЕГРЮЛ общества как недействующего юридического лица.
Исследовав фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу о соблюдении регистрирующим органом установленного Законом 129-ФЗ порядка исключения юридического лица как прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции проверил остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они получили оценку в суде апелляционной инстанции, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 по делу в„– А32-18881/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Р.А.АЛЕКСЕЕВ

Судьи
В.В.АВАРЯСКИН
Е.И.АФОНИНА


------------------------------------------------------------------