Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2016 N Ф08-6238/2016 по делу N А32-8671/2016
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание, обязании зарегистрировать указанное право.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован отсутствием правоустанавливающего документа, необходимого для государственной регистрации права, в связи с истечением срока действия договора.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждение представило для государственной регистрации необходимый пакет документов, которыми надлежащим образом подтверждено право оперативного управления на спорный объект.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу в„– А32-8671/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Дробязина И.В. (доверенность от 03.08.2016) и Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Буренкова Д.Л. (доверенность от 21.01.2016), в отсутствие заявителя - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница в„– 6" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2345003380, ОГРН 1022304445350), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 (судья Николаев А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-8671/2016, установил следующее.
ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница в„– 6" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным сообщения от 24.02.2016 в„– 23/039/002/2016-075 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание - зубной кабинет, гинекология, общей площадью 125 кв. м, инвентарный номер 22647, находящийся по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, пос. Пенькозавод, ул. Широкая, 2 (литер Г26) (далее - спорный объект), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:23:1305004:8, и возложении на управление обязанности зарегистрировать за учреждением право оперативного управления спорным объектом.
Решением от 21.04.2016, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2016, заявленные требования удовлетворены, с управления в пользу учреждения взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, учреждение не представило все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права оперативного управления, срок действия договора о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества истек. Кроме того, управление полагает, что с заявлением о регистрации должны обратиться обе стороны договора.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей заинтересованных лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судами установлено и из материалов дела видно, что собственником объекта является субъект Российской Федерации - Краснодарский край.
На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края (далее - комитет) от 30.03.1994 в„– 05/206 создано государственное учреждение "Удобненская краевая психиатрическая больница" (далее - больница), местонахождение: Краснодарский край, Отрадненский район, х. Пенькозавод.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 30.03.1994 в„– 05/206 имущество, числящееся на балансе учреждения, по состоянию на 01.01.1994 закреплено на праве оперативного управления за больницей.
Согласно договору от 30.03.1994 о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества комитетом в оперативное управление больнице передано имущество, являющееся краевой собственностью, балансовой стоимостью 256 961 034 рублей (приложение в„– 1 к договору).
Имущество, в том числе и спорный объект с инвентарным номером 01010008, передано по акту передачи имущества на срок действия договора. Комитет выдал свидетельство от 04.12.2000 в„– 000114 о закреплении имущества на праве оперативного управления за больницей.
Правопреемником больницы является учреждение, которое 12.01.2016 обратилось в Отрадненский отдел управления с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание.
Управление сообщением от 24.02.2016 в„– 23/039/002/2016-075 отказало учреждению в государственной регистрации права на недвижимое имущество со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа, необходимого для государственной регистрации права, поскольку срок действия договора от 30.03.1994 истек.
Учреждение, полагая, что отказ в регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ).
Суды установили, что по состоянию на 01.01.1994 спорное имущество числилось на балансе и закреплено на праве оперативного управления за больницей на основании договора от 30.03.1994. Учреждение является правопреемником больницы. Согласно расписке в получении документов от 12.01.2016 учреждение для государственной регистрации права представило заявление, договор от 30.03.1994, постановление Совета министров - Правительство Российской Федерации от 22.09.1993 в„– 965, распоряжение комитета от 30.03.1994 в„– 05/206, инвентарную карточку от 12.01.2016 в„– 787 и приказ от 20.03.2015 в„– 159-л. Доказательства того, что право оперативного управления учреждения в отношении спорного объекта прекращено в связи с истечением срока действия договора от 30.03.1994, в материалах дела отсутствуют.
Суды правомерно указали, что договор о закреплении спорного объекта на праве оперативного управления за больницей ввиду отсутствия доказательств отказа сторон в продлении договора считается действующим, заключенным на неопределенный срок.
Установив, что учреждение имело право на подачу заявления о регистрации права и представило для государственной регистрации права оперативного управления необходимый пакет документов, которыми надлежащим образом подтверждено право оперативного управления учреждения на спорный объект, суды обоснованно сделали вывод о несоответствии оспариваемого отказа в регистрации права действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Доводы кассационной жалобы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.08.2016 удовлетворено ходатайство управления о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов. В силу части 4 статьи 283 Кодекса в связи с окончанием кассационного производства указанные меры подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по делу в„– А32-8671/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по делу в„– А32-8671/2016, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.08.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.И.ФЕФЕЛОВА

Судьи
Е.И.АФОНИНА
Е.В.УЛЬКО


------------------------------------------------------------------