Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2016 N Ф08-6360/2016 по делу N А63-10544/2015
Требование: О признании незаконным требования Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам.
Обстоятельства: Пенсионный фонд указывал, что величиной дохода по определению размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию является сумма фактически полученного предпринимателем дохода от осуществления его деятельности за расчетный период, а не величина налоговой базы для исчисления НДФЛ в смысле, придаваемом НК РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт выставленного требования Пенсионного фонда подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А63-10544/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны (ИНН 260800937565, ОГРНИП 304264309900017), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (ИНН 2608009219, ОГРН 1022602624241), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Ставропольскому краю (ИНН 2608009378, ОГРН 1042600529993), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу в„– А63-10544/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ильичева Валентина Ивановна (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (далее - фонд, учреждение) от 27.08.2015 в„– 25 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Определением суда от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 3 по Ставропольскому краю (далее - инспекция).
Решением суда от 27.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2016, предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Судебные акты мотивированы доказанностью фондом законности выставленного требования, поскольку базой для исчисления страховых взносов является сумма фактически полученного дохода предпринимателя, уплачивающего НДФЛ, без учета налоговых вычетов. Суды указали, что формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
В кассационной жалобе и дополнительном ее обосновании предприниматель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что доход предпринимателя за 2014 год не превысил 300 тыс. рублей, поскольку при расчете величины дохода необходимо исключить расходы.
В отзыве на кассационную жалобу фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 15.09.2016 до 16 часов 15 минут 20.09.2016.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом в адрес предпринимателя выставлено требование от 27.08.2015 в„– 25 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов в размере 126 236 рублей 24 копеек, из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии - 121 299 рублей 36 копеек, пени - 4 936 рублей 88 копеек.
Предприниматель в обоснование своего требования ссылается на несоответствие его положениям статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), поскольку фондом неверно исчислена сумма дохода, полученная предпринимателем за спорный период, на которую начислены страховые взносы. Предприниматель, ссылаясь на налоговую декларацию по НДФЛ за 2014 год, указывает, что его доход за данный период с учетом налогового вычета составила 159 658 рублей 20 копеек, то есть не превышает 300 тыс. рублей, и, следовательно, исключает начисление дополнительных платежей в соответствии со статьей 14 Закона в„– 212-ФЗ.
Фонд указывает на то, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, а не величины налоговой базы для исчисления НДФЛ в смысле, придаваемом Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговым органом в суд представлена копия налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой доход предпринимателя составил 14 028 031 рубль 62 копейки.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 14 Закона в„– 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
Частями 1, 2 статьи 18 Закона в„– 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу части 1 статьи 16 Закона в„– 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Согласно части 6 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ).
При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона в„– 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (часть 2 статьи 22 Закона в„– 212-ФЗ).
На основании пункта 1 части 8 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Положения статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из полученного им дохода не увязаны с определением индивидуальным предпринимателем налоговой базы при уплате соответствующего налога за соответствующий налоговый период в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Суды правильно указали, что уменьшение указанных доходов на налоговые вычеты необходимо для определения величины налогооблагаемой базы по НДФЛ (пункт 3 статьи 210 Кодекса), по смыслу которой понятие "налоговая база" в случае применения вычетов не равнозначно понятию "величина полученного дохода".
В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 05.02.2004 в„– 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
При этом формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Таким образом, для целей исчисления страховых взносов применяется сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за год без учета расходов, связанных с его получением.
Аналогичная позиция содержится и в письмах Минтруда России от 18.12.2015 в„– 17-4/ООГ-1797, от 11.09.2015 в„– 17-4/ООГ-1265, от 21.04.2015 в„– 17-3/ООГ-496, от 01.09.2014 в„– 17-4/ООГ-692, наделенного в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.-09.2009 в„– 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" полномочиями издавать соответствующие разъяснения.
Суды установили, что сумма дохода предпринимателя за 2014 год составила 14 028 031 рубль 62 копейки, величина дохода, превышающего 300 тыс. рублей, составила 13 728 031 рубль 62 копейки (14 028 031,62-300 000).
Так, в 2014 году размер страховых взносов составил: в случае если доход плательщика не превышает 300 тыс. рублей за расчетный период - 1 МРОТ ((5 554 рубля на 2014 год) х 26% х 12 мес. = 17 328 рублей 48 копеек); в случае если доход плательщика превышает 300 тыс. рублей - 1 МРОТ ((5 554 рубля на 2014 год) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 тыс. рублей).
При этом введено ограничение по размеру страховых взносов - максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ ((5 554 рубля на 2014 год) х 26% х 12 мес.), что составило в 2014 году - 138 627 рублей 84 копейки, что является максимальной суммой страховых взносов, рассчитываемой в соответствии с требованиями пункта 2 части 1.1 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ.
Учитывая требования статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ, фонд рассчитал сумму страховых взносов, подлежащую уплате за 2014 год с учетом размера полученного предпринимателем дохода, в размере 121 299 рублей 36 копеек.
Поскольку предпринимателем за 2014 год фиксированный размер страховых взносов в размере 17 328 рублей 48 копеек исчислен и уплачен, фондом в адрес заявителя в порядке статьи 22 Закона в„– 212-ФЗ выставлено и направлено спорное требование об уплате недоимки по страховым взносам в размере 121 299 рублей 36 копеек и 4 936 рублей 88 копеек, всего на общую сумму 126 236 рублей 24 копейки.
Расчет пени проверен судом и по существу не оспаривается предпринимателем.
Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем, произведен фондом верно, с учетом положений части 1.1 статьи 14 Закона в„– 212-ФЗ.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод заявителя о том, что фактически полученный доход составил 159 658 рублей 20 копеек, поскольку по своей правовой природе указанная сумма признается налоговой базой для исчисления налога на доходы физических лиц, но не величиной дохода, по смыслу указанных норм права.
Доводы, приведенные предпринимателем в дополнительном обосновании кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку основной целью принятия указанного проекта Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, является необходимость совершенствования порядка исчисления страховых взносов, обеспечения страховой защиты работников, создание универсальной системы правового регулирования правил исчисления, уплаты страховых взносов и снижения административной нагрузки на плательщиков путем сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия. Новая редакция статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации вступит в силу с 01.01.2017, и поэтому не может применяться к отношениям, возникшим до ее вступления в силу в отсутствие такой оговорки.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и поэтому не могут служить основанием для отмены судебных актов по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А63-10544/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------