Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2016 N Ф08-6538/2016 по делу N А53-28915/2015
Требование: О взыскании убытков по договору оказания услуг.
Обстоятельства: Истец, ссылаясь на то, что при разгрузке нефтепродуктов был установлен факт естественной убыли, отправил ответчику претензию с требованием возместить убытки, однако претензия была отклонена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязанностей по обеспечению сохранности груза, подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А53-28915/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240) - Максимовой А.Ю. (доверенность от 07.12.2015), в отсутствие ответчика - федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2016 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина О.А.) по делу в„– А53-28915/2015, установил следующее.
ПАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - предприятие) о взыскании 210 600 рублей убытков (уточненные требования).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по охране грузов при перевозке железнодорожным транспортом.
Решением от 25.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2016, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязательств по договору на оказание услуг по сопровождению и охране грузов при перевозке железнодорожным транспортом истцу причинен ущерб в заявленном размере.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, компания не доказала нарушение договорных обязательств, приведших к недостаче нефтепродуктов. В нарушение статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пунктов 2.1, 2.2, 2.6 и 2.13 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 в„– 45 (далее - Правила составления актов), пунктов 1.12, 7.2 и 7.3 договора на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 01.10.2012 в„– 9/НОР-4/89см, истцом не представлен коммерческий акт. В отсутствие составленного в пути следования коммерческого акта, в котором согласно статье 119 Устава указывается точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность, невозможно достоверно установить время обнаружения недостачи, ее причины и лицо, виновное в недостаче. По акту приемки нефтепродуктов по количеству от 05.09.2015 в„– 896 масса груза грузополучателем определена косвенным методом статистических измерений, при котором массу груза определяют исходя из его объема, плотности, температуры. При этом из акта не следует, какие средства измерения указанных параметров использованы (стационарные или иные) и осуществлялась ли их поверка в установленном порядке (пункт 10 акта). Примененная истцом цена 43 200 рублей за 1 тонну нефтепродукта (бензина неэтилированного марки АИ-92-К5) не подтверждена доказательствами. В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил составления актов о составлении акта общей формы на оборотной стороне железнодорожной накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. В железнодорожной накладной по указанной отправке в„– ЭД449127 такая отметка отсутствует. Цистерна в„– 1794469 не направлялась на комиссионную проверку, в акте общей формы сведения о количестве груза в цистерне не указаны. Акт приемки нефтепродуктов по количеству от 05.09.2015 в„– 896 со стороны ведомственной охраны не подписан. Акт общей формы от 04.09.2015 в„– 1/4490 и акт от 05.09.2015 в„– 896 приемки нефтепродуктов по количеству не могут быть рассмотрены в качестве доказательств причиненного ущерба. По делу со схожими обстоятельствами в„– А40-217347/2014 в иске отказано.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, компания отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 01.10.2012 предприятие (охрана) и компания (заказчик) заключили договор в„– 9/НОР-4/89см на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом, по условиям которого охрана обязуется в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик - принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором. В силу пункта 2.2 договора прием и выдача грузов в вагонах, контейнерах от заказчика (уполномоченного лица заказчика, перевозчика) охране и от охраны заказчику (уполномоченному лицу заказчика, перевозчику) осуществляется в соответствии с порядком передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение в„– 2). Согласно пункту 1 приложения в„– 2 при перевозках во внутригосударственном сообщении прием грузов в вагонах, контейнерах для сопровождения и охраны сменным способом осуществляется охраной от уполномоченного лица заказчика на железнодорожных путях (местах) общего пользования железнодорожной станции отправления по акту приема (выдачи) грузов одновременно или после приема груза к перевозке и оформления перевозочных документов в установленном порядке. Выдача грузов в вагонах, контейнерах осуществляется охраной заказчику (уполномоченному лицу заказчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения по акту приема (выдачи) грузов - оборотная сторона. В соответствии с пунктом 5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и (или) приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и (или) приемо-сдаточного акта и (или) памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах общего пользования на станции назначения). В случае недостачи, утраты, повреждения груза по вине охраны она возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза на основании письменной претензии (пункт 5.3 договора). Охрана не несет ответственности за ущерб, причиненный заказчику вследствие утраты, недостачи, повреждения груза в случаях, указанных в пункте 5.4 договора.
22 августа 2015 года на станции отправления Бензин Кбш. ж. д. (станция назначения - Палагиада СевКав ж. д., грузоотправитель - компания, грузополучатель - ООО "Фирма "Промхим") предприятие приняло под охрану вагон (цистерну) в„– 51794469 с продукцией - бензин неэтилированный марки АИ-92-К5, о чем составлен акт приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами от 22.08.2015 серия П-63403 в„– 7000. В акте отражены сведения о ЗПУ: Е5736983 "Спрут-777".
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭД449127 в вагоне (цистерне) в„– 51794469 количество бензина, принятого к перевозке, составило 49 624 кг.
04 сентября 2015 года на станции Палагиада составлен акт общей формы в„– 1/4490, согласно которому в вагоне в„– 51794469 обнаружено, что номера ЗПУ в перевозочных документах и на вагоне разные (на вагоне ЗПУ ОХРА 1 К 0601610 РЖД, а в документах - "Спрут 777" Е5736983). В акте общей формы отражено, что доступа к грузу не имеется, находится под непрерывной охраной ВОХР.
05 сентября 2015 года при передаче вагона в„– 51794469 грузополучателю составлен акт приема (выдачи) грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками предприятия (серия В в„– 51365/1577), в котором указано, что цистерна принята с возражениями.
При приемке нефтепродуктов установлена разница в количестве заявленной и фактически поставленной продукции (акт от 05.09.2015 в„– 896): показатель массы по отгрузочным документам - 49 624 кг, фактически - 44 450 кг, разница 5174 кг, в том числе погрешность измерений - 289 кг, естественная убыль 10 кг.
Истец в адрес ответчика направил претензию от 17.09.2015 в„– 46-01-04/1342 с требованием о возмещении убытков.
В письме от 20.10.2015 в„– П-3/126/15 предприятие претензионные требования истца отклонило, что послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
В пунктах 1, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 в„– 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" изложена правовая позиция, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Кодекса). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Кодекса). По смыслу статей 15 и 393 Кодекса кредитор представляет доказательства возникновения убытков, подтверждающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, возражая относительно размера убытков, должен представить доказательства непринятия кредитором разумных мер (при наличии соответствующих возможностей) к уменьшению таких убытков (статья 404 Кодекса). При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
В нарушение указанных разъяснений и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие не представило доказательства того, что номера ЗПУ на вагоне (цистерне) тождественные либо имеется иная объективная причина, за наступление которой предприятие не отвечает, а также доказательства, опровергающие наличие причинно-следственной связи между нарушением обязательств по охране груза и недостачей нефтепродуктов.
Напротив, ответчик не опровергал, что спорный вагон-цистерна принят им под охрану, а в пути следования ЗПУ вагона заменено, данный факт подтверждается и материалами дела.
Согласно пункту 5.3 договора в случае недостачи, утраты, повреждения груза по вине охраны при выполнении обязательств по договору охрана возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза на основании письменной претензии заказчика.
Ответчик, возражая против иска, сослался на непредоставление истцом доказательств утраты груза (коммерческого акта), статью 119 Устава, пункты 2.1, 2.2, 2,6 и 2.13 Правил составления актов и пункты 1.12, 7.2 и 7.3 договора.
Суды обоснованно признали данный довод ошибочным.
Согласно статье 118 Устава перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
В соответствии с пунктом 10 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 38, выдача грузополучателям на станции назначения грузов, перевозившихся со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется проводниками без участия перевозчика, за исключением случаев, предусмотренных названными Правилами. К указанным случаям, в частности, относятся: прибытие вагонов, контейнеров с ЗПУ, наложенными перевозчиком при погрузке, перегрузе в пути следования или по причинам, зависящим от перевозчика, указанным в пункте 7 данных Правил; прибытие вагонов, контейнеров с коммерческим актом, составленным на попутной станции.
В данном случае обстоятельства, указанные в пункте 10 Правил в„– 38, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 13 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 29, выдача грузов в вагонах, контейнерах, прибывших в сменном или постоянном сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя), производится перевозчиком без проверки. Порядок выдачи и подтверждение фактической выдачи грузов без проверки, аналогичен порядку, предусмотренному пунктами 5 и 7 данных Правил.
Исходя из системного анализа указанных положений, перевозчик может не участвовать в проверке состояния груза, следующего под охраной.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Для удостоверения иных, не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты.
Следовательно, коммерческий акт составляется при наличии у перевозчика - железной дороги - обязанности проверить состояние груза.
Так как груз прибыл в вагоне в сопровождении охраны, у железной дороги отсутствовали основания для составления коммерческого акта.
В соответствии с пунктом 7 Правил в„– 38 в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз. В этом случае в пути следования на основании письменного заявления проводников перевозчиком совместно с проводниками составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Указанный порядок соблюден, однако акт общей формы сотрудниками ответчика не подписан. Достоверность сведений, указанных в акте от 04.09.2015 в„– 1/4490, ответчиком не опровергнута и подтверждается иными представленными в материалы дела доказательствами. В силу договора предприятие должно было сдать груз грузополучателю по акту, после чего его ответственность за сохранность груза прекращается. Ответчик не обосновал наличие непреодолимых, не зависящих от него обстоятельств, по которым его работник, сопровождающий груз, не подписал соответствующий акт при доставке спорного вагона к месту назначения и передаче его грузополучателю.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязанностей по обеспечению сохранности груза.
В подтверждение размера причиненных убытков истец представил в материалы дела расчеты объема утраченного груза. Ответчик правильность указанных расчетов, в том числе использованных при расчетах методов, не опроверг.
Достоверность показателей массы груза, указанной в транспортных железнодорожных накладных, ответчик не оспаривал, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
В силу положений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Кодекса в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Работник предприятия, участвовавший в передаче груза в месте его доставки, не заявил возражений относительно неправильного использования измерительных приборов и каких-либо нарушениях при определении количества доставленного груза.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А53-28915/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
О.В.БАБАЕВА
В.Ф.КУХАРЬ


------------------------------------------------------------------