Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2016 N Ф08-5973/2016 по делу N А32-1530/2016
Требование: О признании незаконным отказа в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, обязании передать участок.
Обстоятельства: Администрация полагала, что отказ территориального управления противоречит ст. ст. 39.30, 39.31 Земельного кодекса РФ и нарушает ее права .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные территориальным управлением обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований для отказа в передаче участка. Администрацией соблюден порядок обращения с заявлением, оснований для отказа в принятии решения о безвозмездной передаче спорного участка не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А32-1530/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Петросяна Э.С. (доверенность от 13.11.2015), от органа, осуществляющего публичные полномочия - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Охрименко М.М. (доверенность от 03.12.2015), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 2308210276, ОГРН 1142308006774), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-1530/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия, выразившиеся в отказе в безвозмездной передаче земельного участка площадью 217 175 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1639, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, из федеральной собственности в муниципальную собственность;
- обязать территориальное управление принять решение о передаче земельного участка площадью 217 175 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1639, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, с видом разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", безвозмездно из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар.
Требования мотивированы следующим. Отказ территориального управления в принятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639, право федеральной собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), противоречит статьям 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нарушает права (интересы) муниципального образования город Краснодар.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Авангард" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016, требования удовлетворены. Признаны незаконными действия территориального управления, выразившиеся в отказе в принятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность. Суд обязал территориальное управление принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 безвозмездно из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар и направить его администрации в течение месяца с момента принятия настоящего решения.
Судебные инстанции установили, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 зарегистрировано за Российской Федерацией (запись регистрации от 06.12.2013 в„– 23-23-01/291/2013-656). В ЕГРП зарегистрировано также обременение права федеральной собственности арендой в пользу общества (запись регистрации от 10.12.2013 в„– 23-23-01/676/2013-408). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 внесены 08.02.2013 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). На территории Краснодарского края уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, является территориальное управление (Приказ Росимущества от 27.02.2009 в„– 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом"). Решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 в„– 25 (п. 15) утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар. Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 в„– 19 (п. 6) на территории муниципального образования город Краснодар утверждены Правила землепользования и застройки. Администрация обращалась в территориальное управление с заявлениями о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка (письма от 28.07.2015 в„– 10019/01 и от 16.09.2015 в„– 12673/01). Уполномоченный орган отказал в передаче в муниципальную собственность участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 (письмо от 16.10.2015 в„– 08/16157). При проверке доводов заявителя о незаконности решения уполномоченного органа об отказе в передаче спорного участка судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса. Суды установили, что указанные в письме территориального управления от 16.10.2015 в„– 08/16157 обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований для отказа в передаче из федеральной собственности земельного участка в собственность муниципального образования. Органом местного самоуправления соблюден порядок обращения с заявлением, оснований для отказа в принятии решения о безвозмездной передаче спорного участка, приведенных в пункте 7 статьи 39.31 Земельного кодекса, не имеется. Довод территориального управления об отсутствии обоснования (мотивов) необходимости передачи земельного участка в муниципальную собственность апелляционным судом отклонен в связи с тем, что данное обстоятельство в соответствии с положениями главы V.5 Земельного кодекса доказыванию не подлежит. Ссылка территориального управления на судебную практику (дело в„– А50-18141/2015) не принята апелляционным судом с учетом содержания постановления окружного суда от 11.05.2016 по названному делу. Отклонен и довод территориального управления о наличии обременения (аренда) со стороны общества в отношении испрашиваемого земельного участка. Такое основание для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность в пункте 7 статьи 39.31 Земельного кодекса не содержится. Передача участка от одного публичного собственника к другому не может нарушать прав арендатора. Переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды (статья 617 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Факт перехода прав на переданное в аренду имущество к другому лицу (в данном случае - к иному публичному собственнику), не может повлиять на арендные отношения. С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что решение уполномоченного органа об отказе в безвозмездной передаче земельного участка, выраженное в письме от 16.10.2015 в„– 08/16157, не основано на законе (статьи 39.30, 39.31 Земельного кодекса). Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции удовлетворили требования органа местного самоуправления.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Для признания арбитражным судом решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Основания и случаи безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации предусмотрены статьей 39.30 Земельного кодекса. В частности, безвозмездной передаче подлежат участки, расположенные на территориях поселений (городских округов), генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 в„– 25 (п. 15) утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар. Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 в„– 19 (п. 6) на территории муниципального образования город Краснодар утверждены Правила землепользования и застройки. В соответствии с положениями статьи 39.31 Земельного кодекса передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка направляемому, в том числе главой муниципального образования. Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, в нем указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ГКН. Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1639, который обременен правом аренды общества. В связи с поступлением письма администрации от 28.07.2015 в„– 10019/01 и учитывая наличие соглашения о сотрудничестве с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") от 06.02.2015 в„– 01-10/4/С-4, уполномоченный орган направил в адрес Фонда "РЖС" письмо от 07.08.2015 в„– 08/11530, в котором просил предоставить информацию о наличии обстоятельств, указанных в подпункте 8 пункта 2 статьи 39.30 Земельного Кодекса. В письме от 11.09.2015 в„– АФ-08/6972 Фонд "РЖС" сообщил территориальному управлению о том, что Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, решения в отношении спорного участка в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон в„– 161-ФЗ) не принимались. В связи с повторным обращением администрации (заявление от 16.09.2015 в„– 12666/01) по вопросу о передаче земельного участка, территориальное управление сообщило о невозможности его безвозмездной передачи в муниципальную собственность (письмо от 16.10.2015 в„– 08/16157). Основания для передачи земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют. Поскольку на стороне арендатора (общества) существенные нарушения условий договора отсутствуют, оснований для его расторжения в судебном порядке не усматривается. Заявителем не обоснованы мотивы необходимости передачи земельного участка в муниципальную собственность. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 в„– 10278/13, при реализации норм о распределении объектов между уровнями публичных образований нарушенное право может быть защищено как посредством обращения с заявлением по правилам главы 24 Кодекса (о признании незаконным действий либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой). Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно отмечал, что арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа, а если орган по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы передающей и принимающей стороны и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П, от 07.02.2012 в„– 234-О-Р). Мотивы необходимости передачи земельного участка в муниципальную собственность администрацией не приведены и в обжалуемых судебных актах не указаны. Следовательно, заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности. Кроме того, судами не выяснена позиция арендатора, не установлено наличие объектов капитального строительства на испрашиваемом участке, что в силу статьи 35 Земельного кодекса и статьи 552 Гражданского кодекса является основанием возникновения права собственника такой недвижимости на часть участка, необходимого для ее использования.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить. Заявил устное ходатайство об отложении судебного разбирательства для выяснения позиции общества (арендатора) по вопросу о передаче земельного участка в собственность муниципального образования, а также установления обстоятельств, связанных с освоением спорного участка (возведением в его границах объектов недвижимости).
Представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Также возражал против отложения судебного заседания.
Выслушав доводы ходатайства, позиции представителей сторон по вопросу об отложении рассмотрения кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для его удовлетворения с учетом положений статей 158 и 284 Кодекса.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судами, сведения о земельном участке площадью 217 175 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1639, расположенном по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, внесены в ГКН 08.02.2013. Участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для многоэтажного жилищного строительства (кадастровый паспорт от 15.07.2015 в„– 2343/12/15-784955; л.д. 13-15).
По сведениям ЕГРП (выписка от 16.07.2015 в„– 23/001/085/2015-1372; л.д. 16, 17) зарегистрировано право федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 (запись регистрации от 06.12.2013 в„– 23-23-01/291/2013-656), а также обременение данного права арендой в пользу общества (запись регистрации от 10.12.2013 в„– 23-23-01/676/2013-408).
На основании Приказа Росимущества от 27.02.2009 в„– 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, на территории Краснодарского края является территориальное управление.
Решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 в„– 25 (п. 15) утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар. Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 в„– 19 (п. 6) на территории муниципального образования город Краснодар утверждены Правила землепользования и застройки.
Глава муниципального образования город Краснодар дважды обращался в территориальное управление с заявлениями о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 (письма от 28.07.2015 в„– 10019/01 и от 16.09.2015 в„– 12673/01; л.д. 9-12).
Территориальное управление отказало в передаче в муниципальную собственность испрашиваемого земельного участка (письмо от 16.10.2015 в„– 08/16157; л.д. 18-21).
Полагая, что отказ уполномоченного органа в передаче земельного участка в собственность муниципального образования противоречит нормам Земельного кодекса и нарушает его права (законные интересы), администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ГКН. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 6 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Применительно к образованным земельным участкам решение об отказе в передаче принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, при наличии следующих оснований: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (подпункты 1, 2 и 4 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации: земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации; земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Законом в„– 161-ФЗ, принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных названным Законом, или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Законом в„– 161-ФЗ; земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Закона в„– 161-ФЗ, и (или) Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 названного Закона, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона в„– 161-ФЗ; земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка (пункт 2 статьи 39.30 Земельного кодекса).
В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом (пункт 3 статьи 39.30 Земельного кодекса).
Отказ территориального управления в принятии решения о безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность мотивирован следующим. Участок предоставлен в аренду для сельскохозяйственного использования. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации вид разрешенного использования части земельных участков, входящих в испрашиваемый, изменен на "для многоэтажного жилищного строительства", "для индивидуального жилищного строительства". Переход права собственности из федеральной собственности в собственность муниципального образования на данный участок не обеспечит соблюдение действующего земельного законодательства, надлежащее использование земельных участков.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 администрацией соблюден (пункты 1 и 2 статьи 39.31 Земельного кодекса). Приведенные в письме территориального управления от 16.10.2015 в„– 08/16157 обстоятельства не предусмотрены в статьях 39.30, 39.31 Земельного кодекса в качестве оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче спорного участка в муниципальную собственность. Участок, указанный в заявлении органом местного самоуправления, не предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации. На запрос территориального управления (письмо от 07.08.2015 в„– 08/11530) Фонд "РЖС" сообщил (письмо от 11.09.2015 в„– АФ-08/6972), что Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации решения в отношении данного участка не принимались. Спорный участок не был включен органами государственной власти Краснодарского края в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот. Ходатайства, предусмотренные Законом в„– 161-ФЗ, в Фонд "РЖС" не поступали. Одновременно территориальное управление информировалось о том, что в настоящее время Фонд "РЖС" не осуществляет подготовку предложений в отношении данного земельного участка для Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, указанных в подпункте 8 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса (л. д. 55-57).
Установив отсутствие правовых оснований для принятия территориальным управлением решения об отказе в безвозмездной передаче земельного участка в собственность муниципального образования, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса, судебные инстанции признали требования администрации обоснованными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным (полностью или в части) и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
В связи с признанием решения территориального управления об отказе в безвозмездной передаче земельного участка в собственность муниципального образования незаконным, а также с целью восстановления нарушенных прав (интересов) заявителя, суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность по принятию соответствующего решения и направлению его (в месячный срок) органу местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы о том, что администрацией в заявлении не приведены мотивы необходимости передачи земельного участка в муниципальную собственность, окружным судом отклоняется, как не соответствующий положениям главы V.5 Земельного кодекса, не содержащей соответствующего требования в качестве основания для безвозмездной передачи земельного участка.
Ссылка заявителя в жалобе на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 в„– 10278/13, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П и от 07.02.2012 в„– 234-О-Р, также не принимается. Приведенные судебные акты содержат правовые позиции по применению норм статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако указанный Закон не регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, он не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, поэтому к спорным отношениям применению не подлежит. Отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований и собственность субъектов Российской Федерации урегулированы положениями главы V.5 Земельного кодекса.
Доводы территориального управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1639 передан в аренду обществу, которым соблюдаются условия договора (оснований для его расторжения в судебном порядке не усматривается) и позиция которого по вопросу о возможности передачи участка не выяснялась, проверялись апелляционным судом. Отклоняя данные доводы, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что обременение земельного участка арендным правом общества не является основанием для отказа в безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность. Участок не предоставлялся федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации. Поэтому положения подпункта 4 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса к настоящему спору неприменимы. Передача участка от одного публичного собственника к другому в данном случае не нарушает прав арендатора, поскольку не является основанием для изменения или расторжения договора (пункт 1 статьи 617 Гражданского кодекса).
Несостоятелен и довод жалобы о том, что судами не установлено наличие объектов капитального строительства на испрашиваемом участке, что в силу статьи 35 Земельного кодекса и статьи 552 Гражданского кодекса является основанием возникновения права собственника такой недвижимости на часть участка, необходимого для ее использования. Материалы дела не подтверждают, что на спорном земельном участке возведены объекты недвижимости, принадлежащие арендатору земли (иным лицам). Территориальное управление (участвующее в деле в качестве третьего лица общество) таких доказательств судам первой и апелляционной инстанций не предоставили (статьи 65, 200 Кодекса). Кроме того, нахождение на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам на праве собственности, не может служить основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность муниципального образования на основании статьи 39.30 Земельного кодекса. Безвозмездная передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает интересов собственников объектов недвижимости, сохраняющих право на приватизацию части спорного участка, необходимой для использования принадлежащей им недвижимости.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2016, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 158, 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

в удовлетворении ходатайства территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об отложении судебного разбирательства по делу в„– А32-1530/2016 отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу в„– А32-1530/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------