Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2016 N Ф08-4430/2016 по делу N А32-31966/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности РФ, обязании к осуществлению государственной регистрации права федеральной собственности.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован неустранением причин приостановления регистрации, отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок, подтверждающего возникновение права собственности РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано со ссылкой на отсутствие оснований для вывода о принадлежности РФ спорного участка, предоставленного предприятию в аренду для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, который будет построен за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А32-31966/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Минькова Е.А. (доверенность от 03.12.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц: Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", администрации муниципального образования Белореченский район, администрации Белореченского городского поселения Белореченского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-31966/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 01.06.2015 в„– 23/001/201/2015-168 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 625 кв. м с кадастровым номером 23:39:0302010:297, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Великовечное, ул. Белореченская; а также возложении на управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие), администрация муниципального образования Белореченский район (администрация района), администрация Белореченского городского поселения Белореченского района (администрация поселения).
Решением от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали на отсутствие оснований для вывода о принадлежности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302010:297. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется по критериям, закрепленным в статьях 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Спорный земельный участок предоставлен предприятию в аренду для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, который будет построен за счет средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 05.02.2016 и постановление от 30.03.2016, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, отказ управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок незаконен, право собственности на землю возникло в силу закона и согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) подлежит государственной регистрации.
В отзыве (возражениях) на кассационную жалобу управление Росреестра просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, со ссылкой на Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень), что на государственную регистрацию представляются также правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания). В силу пункта 2 Перечня предоставление данных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В рассматриваемом случае предоставление правоустанавливающего документа в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации необходимо и прямо предусмотрено законом. На регистрацию права собственности на спорный участок кроме кадастрового паспорта и доверенности иных документов не представлено.
Определением от 10.08.2016 судебное разбирательство отложено до 30.08.2016 до 16 часов 20 минут (информация размещена в сети Интернет). В назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено с участием представителя территориального управления, который настаивал на доводах жалобы.
Управление Росреестра процессуального представителя в арбитражный суд округа не направило, извещено согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ЕГРП в отношении земельного участка площадью 625 кв. м с кадастровым номером 23:39:0302010:297, расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Великовечное, ул. Белореченская, сведения о правообладателе отсутствуют; 27.08.2013 зарегистрировано обременение правом аренды в пользу предприятия на основании договора аренды от 24.04.2013 в„– 3900006099 (т. 1, л.д. 11, 12).
21 апреля 2015 года территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 (т. 1, л.д. 10).
Государственная регистрация права на земельный участок приостанавливалась на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) на срок до 29.05.2015 в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок (т. 1, л.д. 125-126).
1 июня 2015 года управление Росреестра отказало заявителю в регистрации права федеральной собственности на данный участок вследствие не устранения причин приостановления, указав также в сообщении в„– 23/001/201/2015-168 на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, подтверждающего возникновение права собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 8, 9).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 01.06.2015, изложенный в письме в„– 23/001/201/2015-168, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона в„– 122-ФЗ).
В статье 20 данного Закона предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, к которым относятся, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом в„– 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
Управление Росреестра, отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности, указало на не представление заявителем правоустанавливающего документа на земельный участок.
Статья 30.1 Закона в„– 122-ФЗ определяет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Согласно пункту 2 Перечня на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что территориальное управление представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации права, доверенность на имя представителя от 13.01.2015 в„– 04/69 и кадастровый паспорт от 17.04.2015 в„– 2343/12/15-433989 земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302010:297 (т. 1, л.д. 10). Правоустанавливающий документ на данный земельный участок в соответствии с требованиями пункта 2 Перечня на государственную регистрацию в управление Росреестра не представлен.
Установив данные обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о соответствии отказа управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации положениям Закона в„– 122-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что территориальное управление представило все необходимые и достаточные для регистрации прав Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 документы, свидетельствующие об отнесении его к федеральному уровню собственности, не могут быть приняты окружным судом.
Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Вводного закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Вводного закона к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Поскольку статья 3.1 введена Федеральным законом от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельный участок является разграниченным.
Обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют о разграничении государственной собственности на спорный земельный участок, который предоставлен предприятию по заявлению от 11.05.2011 с предварительным согласованием места размещения объекта из земель, собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса. Доказательства, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в силу закона, материалы дела не содержат.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 по делу в„– А32-31966/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
Н.С.МАЗУРОВА


------------------------------------------------------------------