Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2016 N Ф08-6556/2016 по делу N А53-4661/2016
Требование: О признании частично недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Пенсионный фонд установил, что учреждением в пользу сотрудников осуществлялись выплаты за водолазные спуски, следовательно, страховые взносы на указанных лиц подлежат исчислению с дополнительным тарифом, не уплачиваемым в установленном порядке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку пенсионным фондом не подтверждена возможность отнесения спасателей к такой категории водолазов, в отношении которой устанавливается досрочное назначение пенсии по старости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу в„– А53-4661/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (ИНН 6151010820, ОГРН 1026102484165) - Штода Н.М. (доверенность от 04.07.2016 в„– 11), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба" (ИНН 6151011679, ОГРН 1036151000820), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-4661/2016, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 08.02.2016 в„– 1 в части начисления 46 456 рублей 72 копеек недоимки, 9 183 рублей 81 копейки пени, 9 291 рублей 34 копеек штрафа; о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 06.05.2016 заявленные учреждением требования удовлетворены. С Пенсионного фонда в пользу учреждения взыскано 6 тысяч рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что работники учреждения не относятся к категории лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, следовательно, обязанность по уплате дополнительных страховых взносов у заявителя отсутствует.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.2016 указанное решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а постановление суда апелляционной инстанции - отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 17.11.2015 по 28.12.2015 в отношении учреждения проведена выездная проверка ведомостей по начислению и выплате заработной платы, свода начислений и удержаний за 2013-2014 годы.
В результате проведенной проверки установлено, что учреждением в пользу 17 сотрудников осуществлялись выплаты за водолазные спуски, следовательно, по мнению Управления, страховые взносы на указанных лиц подлежат исчислению с дополнительным тарифом, не уплачиваемым заявителем в установленном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Пенсионным фондом акта от 30.12.2015 в„– 36 и вынесения решения от 08.02.2016 в„– 1, которым учреждению начислено к уплате, в том числе, 46 456 рублей 72 копеек недоимки, 9 183 рублей 81 копейки пени, 9 291 рублей 34 копеек штрафа.
Учреждение, не согласившись с начислением к уплате спорных сумм, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу части 1 статьи 58.2 Федерального закона в„– 212-ФЗ в 2012-2014 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 Федерального закона в„– 212-ФЗ, в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяются тарифы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 22%.
Согласно части 1 статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи, в 2013 году равные 4%, в 2014 году - 6%, в 2015 году и последующие годы - 9%.
Частью 2 статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи, в 2013 году равные 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%.
Из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон в„– 173-ФЗ) следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, в том числе лицам, достигшим определенного возраста и имеющим соответствующий трудовой стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и страховой стаж.
В силу пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости указанной категории лиц применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по выполняемым работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 в„– 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список в„– 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10 (далее - Список в„– 1).
Согласно разделу XXIII "Общие профессии" Списка в„– 1 в указанный перечень включены водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
На основании анализа указанных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 1 статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ, применяются, в том числе, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, осуществляющих полностью или часть трудовых функций под водой. Следовательно, в данном случае учреждение должно уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении лиц, осуществляющих водолазные спуски.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных, в том числе, частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ (в редакции данного Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
Суд первой инстанции указал, что в материалы дела представлены результаты аттестации рабочих мест начальника поисково-спасательного отряда и спасателей поисково-спасательного отряда учреждения, по итогам которой условия работы спасателей не признаны вредными и (или) опасными.
Суд установил, что в соответствии со штатным расписанием за проверяемый период должность водолаза в учреждении отсутствовала, аттестация рабочего места водолаза не проводилась. Согласно трудовым договорам работников, в отношении которых осуществлялись выплаты за водолазные спуски под воду, указанные лица принимались на должности спасателей.
В данном случае судом апелляционной инстанции не учтено, что сам по себе факт осуществления спасателями части трудовых функций, связанных с погружением под воду, не придает указанным лицам правовой статус водолазов. Для данной категории спасателей спуски под воду не являются основным видом трудовой деятельности, а входят в общий комплекс спасательных работ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что обязанность начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается ли такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 в„– 309-КГ15-19443).
Однако по данному делу Пенсионным фондом не представлены в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие возможность отнесения указанных спасателей к такой категории (профессии, должности) водолазов, в отношении которой устанавливается досрочное назначение пенсии по старости.
Исходя из этого, возложение на поисково-спасательную службу обязанности по начислению дополнительного тарифа по страховым взносам в отношении лиц, занимающих штатные должности спасателей, является неправомерным.
Дополнительно указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 в„– 301-КГ15-17887.
Довод Пенсионного фонда о необходимости применения письма Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2013 в„– 17-3/10/2-3105, согласно которому не имеет значение время пребывания водолаза под водой, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанное письмо содержит разъяснения в отношении лиц, обладающих статусом водолаза. В отношении лиц, занимающих штатные должности спасателей, указанное письмо разъяснений не содержит.
Кроме того, данное письмо не зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации и не опубликовано в том порядке, в каком это предусмотрено для нормативных правовых актов, имеющих соответствующую юридическую силу.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по делу в„– А53-4661/2016 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2016 по делу в„– А53-4661/2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------