Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2016 N Ф08-5958/2016 по делу N А15-2603/2015
Требование: О признании незаконным решения управления об отказе в государственной регистрации договора аренды, обязании ее осуществить.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ выдан неуполномоченным лицом, нарушен порядок предоставления земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что передача спорного участка в аренду обществу осуществлена администрацией муниципального района, которая обладала полномочиями по его распоряжению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу в„– А15-2603/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нектар" (ИНН 0524003545, ОГРН 1120544001478) - Юсупова К.Ч. (руководитель), от третьего лица - администрации муниципального образования сельское поселение "село Ахар" Новолакского района - Ибрагимовой Б.Ю. (доверенность от 21.03.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391) и третьих лиц: администрации муниципального образования "Кумторкалинский район", администрации муниципального образования "Новолакский район", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2015 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу в„– А15-2603/2015, установил следующее.
ООО "Нектар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления Росреестра от 05.05.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 08.12.2014 в„– 16-14 земельного участка общей площадью 12 га с кадастровым номером 05:50:000079:35, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Ахар;
- обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию договора от 08.12.2014 в„– 16-14 аренды земельного участка общей площадью 12 га, с кадастровым номером 05:50:000079:35, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Ахар, в установленный законом срок (требования уточнены; т. 1, л.д. 95).
Определением от 26.08.2015 (т. 1, л.д. 104-106) из числа лиц, осуществляющих публичные полномочия, исключена администрация муниципального образования "Новолакский район" (далее - администрация Новолакского района), которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования сельское поселение "село Ахар" (далее - администрация поселения).
Определением от 17.09.2015 (т. 3, л.д. 25-27) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Кумторкалинский район" (далее - администрация Кумторкалинского района).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016, требования удовлетворены. Решение управления Росреестра от 05.05.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.12.2014 в„– 16-14 признано незаконным. Суд обязал управление Росреестра осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 08.12.2014 в„– 16-14 в установленный законом срок. С управления Росреестра в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что на основании постановления главы администрации Новолакского района о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков на территории Новостроя Республики Дагестан от 27.10.2014 в„– 494-П, проведены торги (в форме открытого аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В соответствии с протоколом о результатах торгов и определения победителя аукциона от 05.12.2015 в„– 2, комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 08.12.2014 в„– 16-14. По условиям договора арендатору передан участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 га с кадастровым номером 05:50:000079:35 для сельскохозяйственной деятельности на 49 лет (с 08.12.2014 по 08.12.2063). Общество 15.12.2014 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35, находящийся в ведении муниципального образования "село Ахар" (Новострой). Управление Росреестра отказало обществу в государственной регистрации (сообщение от 05.05.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54). Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ выдан неуполномоченным лицом, нарушен порядок предоставления земельных участков. В соответствии со статьей 21.1 Закона Республики Дагестан от 13.01.2005 в„– 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" (далее - Закон в„– 6) территория Новостроя по программе переселения лакского населения Новолакского района входит в состав Кумторкалинского района. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются изданные уполномоченными публичными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Для государственной регистрации права аренды на земельный участок не представлен акт органа местного самоуправления в соответствии со статьями 2 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), уполномоченного распоряжаться земельным участком. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями Закона о регистрации и нормами статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; далее - Закон в„– 137-ФЗ). Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35 расположен на территории села Ахар, которое согласно статье 26 Закона в„– 6 со статусом "сельское поселение" входит в состав муниципального образования "Новолакский район". Поэтому администрация Новолакского района правомочна распоряжаться данным участком, который передан обществу в аренду на законных основаниях. С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации права аренды по указанным основаниям не основан на нормах действующего законодательства и нарушает права (интересы) заявителя. Руководствуясь положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебные инстанции удовлетворили требования общества. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Общество обратилось в управление Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, муниципальное образование "село Ахар" (Новострой). Представленное в качестве правоустанавливающего документа постановление администрации Новолакского района от 27.10.2014 в„– 494 принято неуполномоченным лицом (пункт 1 статьи 13 Закона о регистрации). Суды пришли к ошибочному выводу о том, что с. Ахар входит в состав муниципального образования "Новолакский район". Постановлением Съезда народных депутатов Дагестанской Советской Социалистической Республики от 23.07.1991 "О практических мерах по выполнению решений Съезда народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" принято специальное постановление по отводу земель под переселение лакского населения Новолакского района с последующим образованием на этих землях одноименного района. Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 в„– 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района, в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района" земли, отведенные постановлением III Съезда народных депутатов Дагестанской советской социалистической республики от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение лакского населения Новолакского района" для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами районы, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района. Однако данное постановление вынесено с нарушением норм законодательства, что также подтверждается письмом Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 15.12.2014 в„– 13-09-5744/08. В соответствии со статьей 15 Закона Дагестанской ССР (ДССР) от 16.05.1991 "О земле", действовавшим на момент издания постановления от 25.08.2003 в„– 108, органами осуществляющими право распоряжения землями в ДССР были определены районные Советы народных депутатов, Верховный Совет ДССР и Правительство ДССР. Однако акты, изданные во исполнение решения III Съезда народных депутатов ДССР, не были отменены в установленном порядке. Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 05.07.1994 в„– 177 утверждена экспликация земель, закрепляемых за вновь организуемыми хозяйствами, переселяемыми из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Дагестан от 28.03.2002 в„– 16 "Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан" учет и регистрация административно-территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов производится Правительством Республики Дагестан. Учет и регистрация административно-территориальных единиц осуществляется посредством внесения в реестр административно-территориальных единиц установленных учетных данных. В настоящий момент в Единый реестр административно-территориального устройства Республики Дагестан не внесены соответствующие данные об образуемых на территории, отведенной для переселения, населенных пунктах. Нормативный правовой акт, изданный полномочным государственным органом исполнительной власти в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством о передаче от Кумторкалинского района земель Новолакскому району, также отсутствует. Территория "Новостроя" учитывается как в Кумторкалинском районе, в границах которого она находится, так и в Новолакском районе, за которым законно не закреплена. Органы местного самоуправления, обладающие правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приведены в статье 3.3 Закона в„– 137-ФЗ. В силу требований Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) местное самоуправление может осуществляться только в границах муниципальных образований. Поэтому распоряжение земельными участками еще не образованного в установленном порядке Новолакского района не соответствует законодательству. Следовательно, у администрации Новолакского района отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Кумторкалинский район". Согласно Приказу Госкомзема Республики Дагестан от 17.08.2001 в„– 46-х на территории Дагестанского кадастрового округа создан 51 кадастровый район, каждому из которых присваиваются уникальный учетный номер и наименование. Кумторкалинскому району присвоен кадастровый номер 50, что также является одним из фактов, подтверждающих расположение участка (с кадастровым номером 05:50:000079:35) на территории данного района. Суды ошибочно привели Закон в„– 6 в подтверждение правомочности администрации Новолакского района по распоряжению спорными землями. Из норм названного Закон (приложения к нему) следует, что муниципальное образование "Новолакский район" и населенные пункты, входящие в его состав, расположены в старых границах Новолакского района. На территории Кумторкалинского района у муниципального образования "Новолакский район" земель не имеется. Описание границ населенных пунктов с. Ахар и с. Шушия в указанном приложении отсутствуют. В соответствии с Законом в„– 131-ФЗ местное самоуправление может осуществляться только в границах муниципального образования. До разграничения государственной собственности на землю администрация Новолакского района может распоряжаться только теми земельными участками, которые расположены в административных границах муниципального образования "Новолакский район". Действия администрации Новолакского района и администрации Кумторкалинского района по предоставлению выделенных земель для реализации программы по переселению являются незаконными. До внесения изменений в законы Республики Дагестан спорная территория является республиканской собственностью. Данные обстоятельства не приняты во внимание судебными инстанциями при вынесении обжалуемых актов. Управление Росреестра неоднократно направляло письма главе Республике Дагестан, Правительству Республики Дагестан, Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе с просьбой принять соответствующие меры реагирования по сложившейся ситуации. Суды не исследовав доказательства, представленные управлением Росреестра в подтверждение своих доводов обоснованности вынесенного отказа в регистрации, ошибочно пришли к выводу, что действиями управления Росреестра нарушены права (интересы) заявителя. Решение об отказе в государственной регистрации права принималось в соответствии с требованиями Закона о регистрации, а также в связи с тем, что данная проблема в настоящее время стоит очень остро и затрагивает интересы большого числа населения, не только Кумторкалинского и Новолакского районов, но и части населения Чеченской Республики. Судами не учтены положения действующих нормативных правовых актов в части разграничения прав собственности на указанные земли, что повлекло за собой незаконное признание прав на распоряжение ими муниципальным образованием "Новолакский район".
Общество, администрация Новолакского района и администрация поселения в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
От администрации Кумторкалинского района отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители общества и администрации поселения возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие судебных выводов нормам действующего законодательства и представленным в дело документам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей общества и администрации поселения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.10.2014 главой администрации Новолакского района принято постановление в„– 494-П о проведении торгов (в форме открытого аукциона) по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000079:35 и 05:50:000079:12 (из земель сельскохозяйственного назначения) на территории Новостроя Республики Дагестан. Форма подачи предложений по цене закрытая. Организатором торгов определен комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района (т. 3, л.д. 115).
Извещение о проведении торгов размещено в республиканской общественно-политической газете "Дагестанская правда" от 31.10.2014 (т. 3, л.д. 117-119).
Протоколом от 01.12.2014 в„– 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и определения участников аукциона по лоту в„– 2 (земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35) признаны общество и ООО "Садовод-2013" (т. 3, л.д. 148).
Протоколом от 05.12.2014 в„– 2 о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и определения победителя аукциона общество признано победителем торгов (т. 3, л.д. 157).
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района (арендодатель) и общество (арендатор) подписали договор аренды от 08.12.2014 в„– 16-14 (т. 3, л.д. 158, 159). По условиям договора арендатору передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 га с кадастровым номером 05:50:000079:35. Участок предоставлен для сельскохозяйственной деятельности сроком на 49 лет (с 08.12.2014 по 08.12.2063). К договору прилагается кадастровый план земельного участка, без которого договор не имеет юридической силы (пункт 1.1).
15 декабря 2014 года общество обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права аренды на земельный участок общей площадью 12 га с кадастровым номером 05:50:000079:35, находящийся в ведении муниципального образования "село Ахар" (т. 1, л.д. 17).
Управление Росреестра уведомлениями от 31.12.2014 в„– 01/202/2014-54 и от 02.02.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54 приостанавливало государственную регистрацию. При этом в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства вручения указанных уведомлений обществу.
Общество обращалось в администрацию Кумторкалинского района с заявлением (письмо от 18.02.2015) по вопросам, связанным с полномочиями муниципальных районов по оформлению прав на земельные участки, расположенные на территории сельского поселения "село Ахар". По результатам рассмотрения поступившего заявления, администрация Кумторкалинского района сообщила обществу о том, что в соответствии с постановлением Госсовета Республики Дагестан от 25.08.2003 в„– 108 земли, отведенные переселяемым хозяйствам Новолакского района, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района (т. 1, л.д. 144).
Сообщением от 05.05.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54 управление Росреестра отказало обществу в государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35. Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ выдан неуполномоченным лицом, нарушен порядок предоставления земельных участков. В соответствии со статьей 21.1 Закона в„– 6 территория Новостроя по программе переселения лакского населения Новолакского района входит в состав Кумторкалинского района. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним является акт, изданный уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте его издания и на момент его издания. Для регистрации права аренды на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) не представлен акт органа местного самоуправления в соответствии со статьями 2 и 11 Земельного кодекса, уполномоченного распоряжаться земельным участком (т. 1, л.д. 19).
Полагая, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды от 08.12.2014 в„– 16-14 не соответствует Закону о государственной регистрации и нарушает его права (законные интересы), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи.
Пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускает истребования у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 названного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверки законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации (абзац третий пункта 1 статьи 13).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац третий пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Спор возник в связи с отказом управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.12.2014 в„– 16-14, заключенного обществом с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района.
В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
По смыслу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса в случае, если договор аренды земельного участка заключен на срок более года, он подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона о регистрации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент заключения договора аренды) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не препятствовало распоряжению ими.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что муниципальные образования Кумторкалинский район и Новолакский район наделены статусом муниципальных районов (статьи 21.1 и 26 Закона в„– 6). Земельный участок с кадастровым номером 05:50:000079:35, предоставленный обществу в аренду по договору от 08.12.2014 в„– 16-14, расположен в границах сельского поселения "село Ахар", входящего в состав муниципального района "Новолакский район" (статья 26 Закона в„– 6). Поэтому суды пришли к выводу, что администрация Новолакского района обладала полномочиями по распоряжению спорным участком. Поскольку передача земельного участка в аренду обществу осуществлена администрацией Новолакского района правомерно, отказ управления Росреестра, выраженный в сообщении от 05.05.2015 в„– 05-05-01/202/2014-54, признан судебными инстанциями незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на управление Росреестра обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды от 08.12.2014 в„– 16-14.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы управления Росреестра о том, что администрация Новолакского района не наделена полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 05:50:000079:35, окружным судом отклоняется. Сельское поселение "село Ахар", в границах которого расположен спорный участок, включено в состав муниципального образования "Новолакский район" (статья 26 Закона в„– 6). Полномочия администрации Новолакского района по распоряжению земельным участком (на момент проведения торгов и заключения договора аренды) следовали из норм пункта 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ. Поэтому оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у управления Росреестра не имелось. Оспариваемое обществом решение регистрирующего органа не только противоречит приведенным правовым нормам, но и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Иные доводы управления Росреестра не принимаются, поскольку по запросам заявителя кассационной жалобы ему по поручению Правительства Республики Дагестан министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан ранее разъясняло право администрации Новолакского района по распоряжению землями в границах сельских поселений Новолакского района (т. 2, л.д. 73, 74).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А15-2603/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------