Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 N Ф08-5672/2016 по делу N А63-13608/2015
Требование: О признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса и договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения.
Обстоятельства: Истец полагал, что неверный подсчет баллов привел к неправильному определению победителя конкурса.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка действиям ответчика с учетом выполнения им требований по надлежащей организации конкурса, не установлено, могли ли привести допущенные им нарушения при анализе критериев определения победителя конкурса к иным результатам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. по делу в„– А63-13608/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Осиповой Алии Сайтовны (ИНН 260702415715, ОГРН 304260727400121) - Тальницкого В.В. (доверенность от 18.02.2016), в отсутствие ответчиков: Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450), индивидуального предпринимателя Пыльновой Ирины Анатольевны (ИНН 304263517500012, ОГРН 1082635013450), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Осиповой А.С. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2016 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу в„– А63-13608/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Осипова Алия Сайтовна (далее - истец, ИП Осипова) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, (далее - министерство, ответчик) и к индивидуальному предпринимателю Пыльновой Ирине Анатольевне (далее - ИП Пыльнова; предприниматель) о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, организованного министерством 09.09.2015 по лоту в„– 33, оформленного протоколом от 09.09.2015 в„– 3, о признании недействительным договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, заключенного 28.09.2015 министерством и ИП Пыльновой И.А.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты обоснованы тем, что истец не доказал нарушения порядка и процедуры проведения конкурса.
В кассационной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В жалобе приведены следующие доводы:
- в нарушение правил проведения конкурса министерство не истребовало сведения из Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу об отсутствии или наличии лицензионных требований у претендентов за год, предшествующий дате начала приема заявок в отношении участника конкурса ИП Пыльновой И.А.; министерство обязано предпринять исчерпывающие меры по получению данных о привлечении участников конкурса к административной ответственности путем направления повторного запроса в Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу сведения или получить иным способом в информационной системы "Картотека арбитражных дел".
- у ИП Пыльновой И.А. имеются нарушения, предусмотренные пунктом 25.4 Положения о проведении конкурса, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 04 августа 2010 в„– 256-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее - Положение о проведении конкурса), что следует из вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ставропольского края от 25.09.2015 по делу в„– А63-8144/2014, от 26.01.2015 по делу в„– А63-11532/2014, от 13.03.2015 по делу в„– А63-288/2015. В связи с этим ИП Пыльнова И.А. должна была набрать на 9 баллов меньше, чем указано в протоколе конкурсной комиссии, а ИП Осипова А.С. могла быть признана победителем конкурса;
- неправильный подсчет баллов, который привел к неверному определению победителя конкурса, является основанием для отмены результатов конкурса.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
От ИП Пыльновой И.А. отзыв не поступил.
В судебном заседании представитель ИП Осиповой А.С. поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, извещением от 26.06.2015 в„– 76-0/д (далее - извещение) о проведении министерством открытого конкурса на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения в Ставропольском крае объявлен открытый конкурс, в том числе по лоту в„– 33 (Ставрополь, АС-1-Железноводск, АК-Пятигорск, АВ), на который ИП Осиповой А.С. подана заявка.
09 сентября 2015 года состоялось заседание конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса, победителем по лоту в„– 33 признана ИП Пыльнова И.А.
По результатам оспариваемого конкурса министерством и ИП Пыльновой И.А. заключен договор в„– 345 на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в Ставропольском крае от 28.09.2015.
Истец, посчитав, что его права нарушены результатами оспариваемого конкурса, обратился в арбитражный суд с иском.
Статьей 6 Закона Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. в„– 5-кз "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее - Закон СК) установлено, что предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок (далее - конкурс), проводимого органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспорта.
Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 05 мая 2015 г. в„– 183-п, оно является органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспорта.
Руководствуясь названным Законом и постановлением Правительства Ставропольского края от 04 августа 2010 г. в„– 256-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае", приказом министерства от 26.06.2015 в„– 76-о/д "О проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае" объявлен открытый конкурс.
Одним из критериев определения победителя конкурса является соблюдение перевозчиком законодательства, регулирующего деятельность в сфере транспорта, за год, предшествующий дате начала приема заявок, которое выявляется путем проверок следующих сведений:
- наличие вступивших в силу судебных решений о привлечении к административной ответственности за воспрепятствование проведению проверки (часть 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Административный кодекс) и (или) за невыполнение в срок предписания об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 19.5 Административного кодекса) - минус 3 балла за каждое судебное решение;
- наличие вступивших в силу судебных решений о приостановлении или аннулировании лицензии - минус 10 баллов;
- наличие вступивших в силу решений уполномоченного органа о наложении административного взыскания за правонарушения, предусмотренные статьей 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" и (или) частями 3, 4 статьи 14.1 Административного кодекса - минус 3 балла за каждое решение;
- наличие вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания за правонарушения в области дорожного движения в отношении водителей участника конкурса, заявленных для участия в конкурсе - минус 1 балл за каждое постановление (пункт 25.4 Положения о проведении конкурса).
На лот 33 маршрут межмуниципального сообщения в Ставропольском крае в„– 556 "Ставрополь, АС-1 - Железноводск, АК - Пятигорск, АВ" подано 3 заявки от: ИП Пыльновой И.А., ИП Осиповой А.С. и ИП Айрапетяна Р.А., что зафиксировано протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса от 11 июля 2015 в„– 1.
Согласно пункту 11.1 Положения о проведении конкурса министерство в рамках межведомственного информационного взаимодействия в течение 5 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками и документами перевозчиков самостоятельно запрашивает следующие сведения о претендентах, в том числе в Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу и (или) территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере транспорта, осуществляющих деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, в котором(ых) претенденты получали лицензию Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, - об отсутствии или наличии нарушений лицензионных требований у претендентов за год, предшествующий дате начала приема заявок.
Судами установлено, что министерство направило соответствующие запросы с письмами от 10.08.2015 в„– 01-14/6502 и от 10.08.2015 в„– 01-11/6504.
Анализируя полученные ответы, суды пришли к выводу о том, что в них указаны необходимые сведения для организации проведения конкурса, министерство в полном объеме выполнило возложенные на него обязанности, ИП Пыльнова И.А. не обязана представлять сведения о наличии вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ставропольского края, а у министерства отсутствует право запрашивать указанные сведения. Истец не указал, какой закон нарушили ответчики.
Однако при принятии решений судами не учтено следующее.
В запросе от 10.08.2015 в„– 01-14/6502 министерство, сославшись на Положение о проведении конкурса, просило в рамках межведомственного взаимодействия предоставить информацию об отсутствии или наличии нарушений лицензионных требований у претендентов за год, предшествующий 29.06.2015 на лиц, указанных в приложении к письму, в том числе в отношении ИП Осиповой А.С. и ИП Пыльновой И.А.
В письме от 25.08.2015 в„– 2152/4 территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому округу (далее - управление федеральной службы по надзору) дан ответ на указанный запрос министерства о том, что у перевозчиков ИП Пыльновой И.А. и ИП Осиповой А.С. не выявлено учетных ДТП за период с 29.06.2014 по 29.06.2015, вступивших в законную силу судебных решений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 и части 1 статьи 19.5 Административного кодекса Кодекса, а также вступивших в силу решений о приостановлении и аннулировании лицензии. Из содержания данного письма следует, что в ответе управления федеральной службы по надзору отсутствуют сведения о наличии административного взыскания за правонарушения, предусмотренные статьей 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" и (или) частями 3, 4 статьи 14.1 Административного кодекса, которые являются одним из необходимых критериев для определения победителя конкурса. Не получив указанные сведения, министерство обязано было направить в уполномоченный орган дополнительный запрос и выяснить информацию по данному вопросу, так как она необходима для проведения конкурса и объективной оценки его результатов.
Из материалов дела видно, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ставропольского края, от 25.09.2014 по делу в„– А63-8144/2014, от 26.01.2015 по делу в„– А63-11532/2014, от 13.03.2015 по делу в„– А63-288/2015 установлены допущенные ИП Пыльновой И.А. нарушения части 3 статьи 14.1 Административного кодекса в период, запрашиваемый министерством, и являющиеся одним из критериев определения победителя конкурса.
Согласно пункту 6 Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурса, утвержденного постановлением в„– 256-п, конкурсная комиссия вправе "запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и организаций необходимые в связи с проведением конкурса информационные материалы по вопросам, относящимся к их компетенции". Данный порядок запроса информации определен пунктом 11.1 Положения о проведении конкурса и министерство нарушило указанные условия.
Поскольку указанные нарушения законодательства в сфере транспортной деятельности, допущенные одним из участников конкурса, в нарушение Положения о проведении конкурса не были приняты во внимание при подведении итогов конкурса, выводы судов об отсутствии нарушения порядка проведения конкурса, не соответствуют материалам дела.
В силу части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Истец обратился в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с целью восстановления этих прав и интересов.
Реализация этого права истцом возможна в случае, если оспариваемыми действиями нарушены его права и охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является их восстановление. Вывод судов об отсутствии со стороны министерства нарушений законодательства при проведении оспариваемого конкурса и ненарушении прав истца итогами конкурса, противоречит материалам дела и сделан при неполном исследовании существенных для дела обстоятельств. В связи с этим судебные акты надлежит отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо оценить действия министерства с учетом выполнения им требований по надлежащей организации конкурса, установить могли ли привести допущенные им нарушения при анализе критериев определения победителя конкурса к иным результатам конкурса и с учетом этого разрешить спор.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 по делу в„– А63-13608/2015 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
О.В.БАБАЕВА
В.Ф.КУХАРЬ


------------------------------------------------------------------