Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.09.2016 N Ф08-5412/2016 по делу N А22-3063/2015
Требование: О признании незаконными действий директора филиала учреждения.
Обстоятельства: Учреждение выдало обществу специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а затем направило в орган внутренних дел письмо, согласно которому указанные разрешения надлежит считать недействительными и возвратить их ему для исправления.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснено, были ли соблюдены требования п. 21 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 о согласовании маршрута движения транспортных средств общества по заявленному им маршруту органом внутренних дел.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. по делу в„– А22-3063/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Белуга Проджектс Лоджистик" (ИНН 7707715574, ОГРН 1097746740145) - Бачурина Д.В. (доверенность от 29.08.2016), Коростелевой Л.В. (доверенность от 10.06.2016), Савченко А.В. (доверенность от 02.09.2016), от заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (ИНН 6147014910, ОГРН 1026103722776) - Прилипы Ю.В. (доверенность от 11.01.2016) и Ефимова С.Г. (доверенность от 28.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Белуга Проджектс Лоджистик" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2015 (судья Шевченко В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А22-3063/2015, установил следующее.
ЗАО "Белуга Проджектс Лоджистик" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (далее - управление, учреждение) о признании незаконными действий директора Филиала в„– 2 ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства", выразившихся в изготовлении и направлении письма УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 (далее - спорные разрешения) на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием на необходимость их возврата; признании незаконным бездействия директора Филиала в„– 2 учреждения, выразившегося в не рассмотрении обращений общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 09.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2016, суд удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным бездействия директора Филиала в„– 2 учреждения, выразившегося в не рассмотрении обращений общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований суд отказал.
Судебные акты в части удовлетворения требований общества мотивированы тем, что учреждение в нарушение положений статей 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2009 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не рассмотрело обращения общества в установленный законом срок и не направило обществу ответы на его обращения.
В части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований судебные акты мотивированны отсутствием у управления права на выдачу специальных разрешений на перевозку крупногабаритных грузов по заявлению общества, поскольку спорный участок автодороги (подъезд к г. Элиста от Р-22 "Каспий" км36 (Волгоград) - км 44 (Б. Чапурники) находится за пределами его территориального обслуживания, в связи с чем, выданные разрешения являются недействительными.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неверно применили нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что получив спорные разрешения, оно рассчитывало на то, что уполномоченный орган действовал в соответствии действующим законодательством; действия учреждения нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.08.2016 до 14 часов 00 минут 05.09.2016.Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение от 09.12.2015 и постановление апелляционной инстанции от 22.04.2015 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили, что общество (экспедитор) и ООО "Морская судоходная компания" заключили договор от 28.01.2015 в„– 1-МСК, согласно пункту 1.1 которого экспедитор обязуется по поручению заказчика, за вознаграждение, от своего имени за счет заказчика и в его пользу, выполнить самостоятельно или организовать выполнение путем привлечения третьих лиц определенных договором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, в соответствии с поручениями и дополнительными соглашениями к договору. В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.1.3 договора на основании информации, указанной в поручении экспедитор обязан разработать и оформить разрешительные документы в случаях, когда это необходимо (перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов, использования специализированной техники). Экспедитор обязан своевременно, до начала перевозки груза обеспечить получение необходимых разрешений, согласований и необходимого сопровождения транспорта при организации и проведении перевозки, в случаях, когда это необходимо (перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов, использования специализированной техники) и представить данные разрешения и согласования в адрес заказчика.
С целью исполнения указанного договора и поручения заказчика на организацию перевозки технологического оборудования, состоящего из четырех адсорбционных колонн на объект строительства "Турецкий поток", общество обратилось в филиал в„– 2 ФКУ "Федерального управления автомобильных дорог "Азов" с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов для осуществления движения на участке дороги Волгоград - п. Б.Чапурники Р22 "Каспий" (а/д М4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Подъезд к г. Элиста 36 км - 44 км).
25 февраля 2015 года учреждение выдало заявителю специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419, а 02.03.2015 направило в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области письмо, согласно которому указанные разрешения надлежит считать недействительными и возвратить их учреждению для исправления.
02 марта 2015 года движение транспортных средств общества, осуществлявших перевозку груза на основании выданных учреждением специальных разрешений в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419, остановлено сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, указанные разрешения изъяты.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконными действий директора Филиала в„– 2 учреждения, выразившихся в изготовлении и направлении письма в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием на необходимость их возврата, суды сослались на являющийся приложением к распоряжению Федерального дорожного агентства от 15.02.2014 в„– 161-р "Об организации предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" Перечень подведомственных Федеральному дорожному агентству учреждений предоставлять государственную услугу по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, с указанием территории обслуживания, закрепленных за подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями, в части приема заявлений и документов для выдачи специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Перечень), и указали, что учреждение не наделено полномочиями по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств по заявленному обществом маршруту. Указав, что действующим законодательством не предусмотрена процедура отзыва (аннулирования) выданных учреждением специальных разрешений, в том числе при превышении полномочий, судебные инстанции признали правомерными действия учреждения по направлению УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области письма от 02.03.2015 о признании недействительными ранее выданных обществу специальных разрешений от 25.02.2015 в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона в„– 257-ФЗ (в редакции от 31.12.2014, действовавшей на дату выдачи спорных разрешений) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством; наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок выдачи специального разрешения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Выдача специального разрешения осуществляется, в частности: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 в„– 173 "Вопросы Федерального дорожного агентства", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте является Федеральное дорожное агентство, которое находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 в„– 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве (далее - Положение о Федеральном дорожном агентстве).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также Положением (пункт 3 Положения о Федеральном дорожном агентстве).
Росавтодор осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству (пункт 5.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве).
Согласно пункту 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями; подготовку и представление в установленном порядке в Министерство транспорта Российской Федерации предложений о внесении изменений в перечни автомобильных дорог общего пользования федерального значения; выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе в международном сообщении; принимает решение о прекращении в установленном порядке права оперативного управления подведомственных федеральных государственных учреждений в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности.
Федеральный закон от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие Закона в„– 210-ФЗ распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона в„– 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 4 Закона в„– 210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона в„– 210-ФЗ; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона в„– 210-ФЗ; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона в„– 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (статья 6 Закона в„– 210-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 28.03.2013 в„– 107, в соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 в„– 373 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузом, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями на получение государственной услуги являются владельцы транспортных средств (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), а также их представители, обратившиеся в Росавтодор непосредственно или через подведомственные ему учреждения с заявлением на получение специального разрешения.
Учреждениями, указанными в приложении в„– 1 к Административному регламенту, в соответствии с закрепленными за ними автомобильными дорогами и территориями обслуживания осуществляется информирование о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги (пункты 11 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения; отказ в выдаче специального разрешения.
Пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 в„– 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", зарегистрирован Минюстом России 11.10.2012, регистрационный в„– 25656.
Таким образом, действующий порядок выдачи специального разрешения на движение транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 24.07.2012 в„– 258 и Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса России от 28.03.2013 в„– 107.
Согласно пункту 2 Порядка специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ.
Заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы: на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Росавтодор (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 53 Административного регламента по выбору заявителя заявление подается в Росавтодор либо в учреждение, если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением. Соответствующая информация размещается на сайте Росавтодора. Росавтодор совместно с учреждением организует рассмотрение и согласование заявления в установленные Административным регламентом сроки.
Результатом предоставления государственной услуги является выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения (пункт 13 Административного регламента).
Пунктом 25 Административного регламента и пунктом 40 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, если: уполномоченный орган не вправе выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту; сведения, представленные в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; установленные требования к перевозке делимого груза не соблюдены; установленная при согласовании маршрута невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения и т.д.
Отказав в удовлетворении заявления общества в обжалуемой им части, суды исходили из того, что уполномоченный орган не вправе выдавать специальные разрешения по заявленному обществом маршруту.
Данный вывод судов является преждевременным по следующим основаниям.
В силу пункта 16 Порядка согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления ГИБДД ГУ МВД России в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В этом случае после согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, всеми владельцами автомобильных дорог, входящих в указанный маршрут, уполномоченный орган оформляет специальное разрешение и направляет в адрес органа ГИБДД ГУ МВД России заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которая состоит из оформленного специального разрешения с приложением копий документов и копий согласований маршрута транспортного средства (пункт 20 Порядка).
Наличие отметок органа ГИБДД ГУ МВД России о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом органа ГИБДД ГУ МВД России специального разрешения позволяет говорить о согласовании маршрута движения транспортного средства органом органа ГИБДД ГУ МВД России (пункт 21 Порядка). При этом орган ГИБДД ГУ МВД России, в данном случае, является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.
Судебные инстанции не выяснили, были ли в данном случае соблюдены требования пункта 21 Порядка о согласовании маршрута движения транспортных средств общества по заявленному им маршруту органом ГИБДД ГУ МВД России.
Согласно представленным в материалы дела ксерокопиям спорных разрешений учреждением согласован маршрут движения транспортных средств общества: г. Волгоград - п. Б.Чапурники. а/д Р-22 "Каспий" (а/д М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань). Подъезд к г. Элиста км36 - км 44.
Судебные инстанции указали, что общество обратилось в учреждение с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, на участке дороги Волгоград - п. Б. Чапурники а/д Р22 "Каспий" (а/д М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань), предоставив учреждению пакет документов, необходимых в соответствии с Порядком и Административным регламентом, для выдачи специальных разрешений.
Сделав вывод об отсутствии у учреждения полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному им маршруту, суды сослались на Перечень (приложение к распоряжению Федерального дорожного агентства от 15.02.2013 в„– 161-р). При этом судебные инстанции не учли, что распоряжением от 17.12.2014 в„– 2474-р "О прекращении права оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты федерального недвижимого имущества и закрепление их в оперативное управление ФКУ Упрдор "Азов" (изданным в соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве) с 01.01.2015 прекращено право оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты Федерального недвижимого имущества, перечисленные в приложении к указанному распоряжению. С 01.01.2015 право оперативного управления на объекты указанные в приложении к распоряжению от 17.12.2014 в„– 2474-р закреплено за ФКУ Упрдор "Азов".
Судебные инстанции не оценили довод заявителя о том, что при обращении в учреждение с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств по заявленному им маршруту, общество исходило из того, что в соответствии с распоряжением Росавтодора от 17.12.2014 в„– 2474-р маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением.
Суды не исследовали вопрос о том, вправе ли было, в данном случае, учреждение отказать обществу в выдаче специальных разрешений по основанию отсутствия у учреждения полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному им маршруту, учитывая положения пункта 53 Административного регламента, и не установили, начинается ли заявленный обществом маршрут перевозки с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением в спорном периоде.
Кроме того, суды не указали, на каком основании ими сделан вывод о том, что выданные обществу спорные разрешения признаны учреждением недействительными по основанию отсутствия у него полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному последним маршруту, учитывая, что согласно представленной в материалы дела ксерокопии письма филиала в„– 2 ФКУ Упрдор "Азов" от 02.03.2015 в„– 13, подписанного директором Худолеевым Н.Г., учреждение просило орган ГИБДД ГУ МВД России возвратить учреждению разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов от 25.02.2015 в„– 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 для их исправления.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц (в том числе довод общества о нарушении оспариваемыми действиями учреждения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что основным видом его деятельности является организация перевозок грузов) с учетом норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы дела представлены, в том числе незаверенные ксерокопии документов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу в„– А22-3063/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------