Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2016 N Ф08-9472/2015 по делу N А32-9943/2015
Требование: О признании незаконным бездействия управления.
Обстоятельства: Администрация ссылалась на непринятие управлением мер по предотвращению негативного воздействия реки, требовала обязать произвести работы по берегоукреплению левобережья реки на участках, подверженных размыву.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судами не учтено, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу в„– А32-9943/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея (ИНН 0102004580, ОГРН 1030100665616) - Клиновой Е.А. (доверенность от 12.01.2015), Жукова А.Х. (доверенность от 18.01.2016), от заинтересованного лица - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604, ОГРН 1022301611298) - Амосенко В.М. (доверенность от 08.05.2015), Мальцевой Н.Н. (доверенность от 18.05.2015), рассмотрев кассационную жалобу Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А32-9943/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - управление) о признании незаконным бездействия управления в части непринятия мер по предотвращению негативного воздействия реки Лаба в районе хутора Пустоселов выше моста через реку Лаба у станицы Некрасовской, обязании произвести работы по берегоукреплению левобережья реки Лаба в Красногвардейском районе Республики Адыгея на участках, подверженных размыву.
Решением суда от 17.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2015, требования администрации удовлетворены, бездействие управления признано незаконным. На управление возложена обязанность произвести работы по берегоукреплению левобережья реки в районе хутора Пустоселов выше моста через реку Лаба у станицы Некрасовской Красногвардейского района Республики Адыгея в течение года с даты вступления решения суда в законную силу.
Судебные акты мотивированы наличием у управления как территориального органа государственной власти в области водных отношений обязанности по предотвращению негативного воздействия вод.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судебные инстанции не учли положения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление выполнило зависящие от него мероприятия по формированию, защите и утверждению водохозяйственных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на предыдущие и текущий плановые периоды. Управление обращалось в администрацию с целью получения необходимых материалов для формирования бюджетной заявки. Истребуемые администрацией работы осуществляются в рамках государственного заказа и финансируются на счет средств федерального бюджета. Управление выполнило свои функции в части принятия документов от администрации, их обработки и рассмотрения на предмет финансирования водохозяйственных мероприятий. Обязывая произвести берегоукрепительные работы в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, суд вышел за рамки заявленных требований. Такое требование не может быть выполнено, так как оно не конкретизировано. Управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, в силу его статуса в федеральном бюджете не предусматривается финансирование во исполнение части 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации. В полномочия управления не входят обязанности по проведению таких работ. Собственные технические средства и строительные материалы у управления отсутствуют.
В отзыве и дополнении к нему администрация на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд установил, что в 2002 году на территориях населенных пунктов Красногвардейского района, а именно: а. Хатукай и Джамбичи, п. Набережный, Лесной, Свободный и Водный, х. Пустоселов и Догужиев Красногвардейского района Республики Адыгея произошло наводнение с затоплением территорий указанных пунктов.
В 2011 и 2013 годах наводнения повторились на реке Лаба с затоплением сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов х. Пустоселов и Догужиев.
Администрация обратилась с заявлением от 18.06.2012 в„– 1524 к управлению и направила заявку на проведение водохозяйственных мероприятий на реке Лаба от а. Хатукай до а. Уляп Красногвардейского района Республики Адыгея.
Ввиду того что, управление не приняло мер к предотвращению негативного воздействия реки Лаба в районе хутора Пустоселов выше моста через реку Лаба у станицы Некрасовской, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции сослались на непредставление управлением доказательств мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (река Лаба) как представителя его собственника в пределах их полномочий в соответствии со статьей 24.27, частью 2 статьи 67, пунктом 17 статьи 24, статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный Кодекс).
Суд отклонил довод управления об отсутствии у него целевых денежных средств, посчитав это обстоятельство не исключающим обязанность управления как уполномоченного органа государственной власти соблюдать требования федерального законодательства в области водных отношений с целью недопущения нарушений прав и законных интересов граждан по обеспечения их жизни и здоровья, сохранности имущества. Суд апелляционной инстанции также отметил, что отсутствие в решении суда конкретных действий, подлежащих осуществлению заинтересованным лицом в рамках берегоукрепительных работ, не свидетельствуют о неисполнимости решения суда. Эти действия могут и должны быть определены управлением самостоятельно с учетом фактического состояния береговой линии водного объекта.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного Кодекса (часть 5 статьи 67.1 Кодекса).
Специальные защитные мероприятия проводятся в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 67.1 Водного кодекса).
Пунктом 2 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденными приказом Минприроды России от 08.10.2014 в„– 432 (далее - Методические указания в„– 432) определено, что Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга: проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений.
Собственники водных объектов и водопользователи ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (пункт 4 Методических указаний в„– 432).
Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий (пункт 6 Методических указаний в„– 432).
Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются: своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов (пункт 7 Методических указаний в„– 432).
Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются: оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием; оценка состояния, установления физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов) (пункт 8 Методических указаний в„– 432).
Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - схемы), являющихся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (часть 1 статьи 33 Водного кодекса).
Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).
Разрабатываются схемы уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются - бассейновыми советами, и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 33 Водного кодекса).
Порядок разработки, утверждения и реализации схем, внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 33 Водного кодекса).
Пунктом 2 постановления Правительства России от 30.12.2006 в„– 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в этих схемы", установлено, что схемы разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением, методическими указаниями по разработке схем и с учетом рекомендаций бассейновых советов. Схемы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 в„– 883 (далее - Правила в„– 883), установлено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил в„– 883), очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (пункт 3 Правил в„– 883).
В том числе схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил в„– 883).Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждает схемы (пункт 8 Правил в„– 83).
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил в„– 883).
Закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства (часть 2 статьи 7.1 Водного кодекса).
Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с Кодексом (часть 1 статьи 7.1 Кодекса).
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 Водного кодекса).
Следовательно, реки Лаба (Псенафа (левый приток реки Лабы), Белая (левый приток Кубани, впадает в Краснодарское водохранилище) находятся в собственности Российской Федерации и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия к полномочиям субъектов Российской Федерации - Краснодарского края и Республики Адыгея не относится.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 Водного кодекса к полномочиям, передаваемым Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не относятся водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, к числу которых подпунктом 6 части 2 статьи 28 Водного кодекса, отнесен Кубанский бассейновый округ, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (часть 1 статьи 28 Водного кодекса).
Положением о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 в„– 727, бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по: формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем; определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей; финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий; осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов (пункт 3). Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 17).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 в„– 282, Росводресурсы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2), оно осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
К вопросам Федерального агентства водных ресурсов, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительных функций в сфере водных ресурсов, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, постановлением Правительства России от 06.04.2004 в„– 169 отнесены: обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод (пункт а"); эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности (пункт "в"); разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов (пункт "г"); обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод (пункт "д").
К полномочиям Росводресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 в„– 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).
В силу пунктов 1 - 3 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 года", утвержденной постановления Правительства России от 19.04.2012 в„– 350, установлено, что в 2012 году софинансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 в„– 522.
Софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений в 2012 году осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации Программы согласно приложению в„– 10.
С 2013 года предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов согласно приложению в„– 11.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Водного кодекса Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Водного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 в„– 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила в„– 629).
Согласно пункту 2 Правил в„– 629 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия): осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт "б"); осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт "в").
Пунктом 3 Правил в„– 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в части 1 статьи 26 Водного кодекса полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса).
Вопрос о выделении субвенций из федерального бюджета управлению, а также субъектам Российской Федерации (Краснодарскому краю и Республике Адыгея) на осуществление мероприятий по укреплению берегов реки Лаба в Красногвардейском районе Республики Адыгея, их цели и размер, суд не исследовал. Делегировались ли такие полномочия, суд также не установил. Следовательно, имелись ли основания для возложения только на управление обязанности по проведению водозащитных и берегоукрепительных работ на реке Лаба, за счет средств какого бюджета, на каких условиях и в какой, зависящей от его полномочий, части (например, организации выполнения мероприятий по укреплению берега реки Лаба, финансирования работ по выполнению проектных и изыскательских работ для осуществления указанных мероприятий, а также в части представления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующих документов и заявок), суд выяснил неполно.
С учетом изложенных обстоятельств доводы управления о выполнении им установленной процедуры формирования, защиты и утверждения водохозяйственных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на предыдущие и текущий плановые периоды, обращении в администрацию с целью получения необходимых материалов для формирования бюджетной заявки; о том, что в силу статуса управления как территориального органа Федерального агентства водных ресурсов, в федеральном бюджете не предусматривается финансирование во исполнение пункта 17 статьи 24 Водного кодекса; об отсутствии полномочий управления по проведению берегоукрепительных работ в истребуемом администрацией объеме должной оценки суд не получили.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неполном исследовании и оценке имеющих значение для правильного рассмотрения дела доказательств, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду также следует выяснить, находится ли спорный водный объект на территориях одного или двух и более субъектов Российской Федерации, применительно к пункту 17 статьи 24 и пункту 3 части 1 статьи 26 Водного кодекса решить вопрос о лице, должном отвечать по заявленным по делу требованиям как с учетом обязанностей по формированию и направлению соответствующей бюджетной заявки, так и выполнению водозащитных и берегоукрепительных мероприятий, обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле лиц, обязанных отвечать по заявленным материально-правовым требованиям. Кроме того, при новом рассмотрении суду следует уточнить, о производстве каких работ (виды, объем, конкретные координаты мест исполнения), за счет финансирования из какого бюджета, каким заинтересованным лицом, обязанным отвечать исходя из заявленных материально-правовых требований, администрацией заявлены требования по делу.
При новом рассмотрении суду также следует учесть сформированный в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 в„– 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" правовой подход о применении частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которого в части 2 статьи 182 Кодекса предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 201 Кодекса. При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. Соответственно, при удовлетворении судом таких требований какие-либо выплаты из бюджета в пользу заявителя не предполагаются. Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица). В связи с изложенным суду следует обсудить вопрос об избранном администрацией способе защиты права и, в случае необходимости и наличия соответствующего волеизъявления, предложить уточнить заявленные по делу требования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу в„– А32-9943/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА


------------------------------------------------------------------