Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2016 N Ф08-9583/2015 по делу N А53-400/2015
Требование: О взыскании убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан регионального регистра.
Обстоятельства: Общество полагало, что ему не возмещены расходы по перевозке граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, превышающих уплаченную сумму, ни их размер.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. по делу в„– А53-400/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ИНН 6143050762, ОГРН 1026101939291) - Балдина В.А. (доверенность от 15.01.2016), в отсутствие ответчика - Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Министерства труда и социального развития Ростовской области, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.04.2015 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу в„– А53-400/2015, установил следующее.
ООО "Автотранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - Минфин) о взыскании 4 586 351 рубля 63 копеек убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан регионального регистра в 2014 году.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска (далее - департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Минтруд).
Решением от 03.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2015, с Ростовской области в лице Минфина за счет средств казны Ростовской области в пользу общества взыскано 2 449 292 рубля 43 копейки убытков, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что обществом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр, расходы по которым в полном объеме не возмещены, поэтому требования истца обоснованы. Вместе с тем положенные в основу расчета истца результаты натурных обследований проведены учреждением без согласования с органом государственной статистики, поэтому не подтверждают достоверно объем перевозок. Суд принял контррасчет ответчика, составленный исходя из количества единых социальных проездных талонов (далее - ЕСПТ), приходящихся на долю общества, 30 поездок в месяц на один ЕСПТ и установленного тарифа.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2015 отменено определение того же суда от 16.10.2015 в части прекращения производства по кассационной жалобе Минфина на указанные судебные акты, кассационная жалоба данного лица направлена для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить судебные акты. Заявитель полагает, что истец не подтвердил достоверность сведений о фактическом количестве перевезенных пассажиров. Обследования пассажиропотока, результаты которых утверждены администрацией г. Волгодонска, проведены без учета Методологических рекомендаций по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), рекомендованных приказом Федеральной службы государственной статистики от 07.08.2013 в„– 312.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, полагая, что полученные из бюджета средства в полном объеме не возмещают его убытки от перевозки льготников.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, во исполнение областных законов "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда в Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", а также на основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 департамент и общество (перевозчик) заключили договор от 17.01.2014 в„– 6. По условиям договора перевозчик обязался предоставлять гражданам муниципального образования г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми актами, а департамент - возместить перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2014 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок о фактическом возмещении расходов по перевозке отдельных категорий граждан, определенных указанными нормативно-правовыми актами. В силу пункта 2.2 договора департамент обязан представить перевозчику акты, а перевозчик - подписать их и возвратить департаменту в течение 3-х рабочих дней со дня получения. Департамент ежемесячно формирует и предоставляет в электронном виде перевозчику отчет о количестве выданных единых проездных талонов (пункт 2.4 договора). Согласно пункту 2.5 договора департамент обязан возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПТ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов. В связи с наличием в муниципальном образовании нескольких транспортных организаций возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой распределения, установленной в пункте 6.1.3 приложения в„– 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232, и отчетами учреждения. Срок действия договора - с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 4.1 договора).
Согласно расчету истца в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 количество перевезенных пассажиров льготной категории (фактически количество поездок) составило 630 994 человека, стоимость нельготного проезда - 8 785 196 рублей. Общество получило компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к региональному регистру, которая составила 4 198 844 рубля 37 копеек исходя из стоимости ЕСПТ с учетом доли истца в перевозках. Общество полагая, что ему не возмещены расходы по перевозке граждан по ЕСПТ на сумму 4 586 351 рубль 63 копейки, обратилось в арбитражный суд с иском.
Расчет выпадающих доходов определен обществом как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПТ (фактически количество поездок), установленного по данным учреждения и департамента, и полной стоимости проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной истцом от департамента за перевозку граждан по ЕСПТ.
Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав обоснованным взыскание убытков в виде недополученной провозной платы на сумму 2 449 292 рубля 43 копейки.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 утверждено Положение о расходовании средства областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления. Пунктом 6.1.3 положения установлено, что льготный проезд осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕПТ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Аналогичное условие (пункт 2.5) согласовано обществом и в договоре от 17.01.2014 в„– 6 с департаментом, уполномоченным в данном правоотношении выступать в интересах Ростовской области.
Таким образом, субъектом Российской Федерации принят нормативный акт, который не оспорен и не признан недействительным, определяющий порядок исчисления убытков при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, этот же порядок предусмотрен и названным договором.
В ходе судебного разбирательства факт получения компенсации в размере 4 198 844 рублей 37 копеек, исчисленной в соответствии с постановлением от 15.12.2011 в„– 232, истец не оспорил.
Предъявляя иск, обществу надлежало подтвердить в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества. Однако достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде суду не представлено.
Таким образом, общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, превышающих уплаченную сумму, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Кассационный суд также принимает во внимание то, что Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом разрешен аналогичный спор с тождественными обстоятельствами по делу в„– А53-29711/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2016 в„– 308-ЭС15-17372 отказано в передаче дела в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства).
Учитывая изложенное, судебные акты следует отменить и отказать обществу в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу в„– А53-400/2015 отменить, в иске отказать.
Взыскать с ООО "Автотранс" (ИНН 6143050762) в доход федерального бюджета 45 863 рубля 75 копеек государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------