Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2016 N Ф08-9985/2015 по делу N А53-270/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации, обязании устранить допущенные нарушения прав.
Обстоятельства: Предприниматель усмотрел нарушение своих прав при оказании ему муниципальных услуг .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы предпринимателя фактически сводятся к несогласию с положениями нормативно правовых актов регионального уровня, которые в установленном порядке не оспорены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. по делу в„– А53-270/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871) - Потаповой Ю.М. (доверенность от 29.06.2015), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Ильиновой Елены Владимировны (ИНН 61608101801, ОГРН 313619307900016), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильиновой Елены Владимировны на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А53-270/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ильинова Елена Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Аксайского городского поселения (далее - администрация), о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в неосуществление регистрации даты и времени обращения заявителей о предоставлении муниципальной услуги по определению места захоронения, в установлении срока выдачи документа по факту рассмотрения заявления о погребении "не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления", в ограничении допуска на кладбище для осуществления погребения в выходные дни до 13 часов 00 минут; о признании незаконными действий администрации по несвоевременному рассмотрению заявлений о захоронении Еретина М.А., Гончаровой Л.М. и воспрепятствованию доступа предпринимателя на общественное кладбище г. Аксая для осуществления работ по устройству (копке) могил и оказания услуг по доставке гроба к месту захоронения; об обязании администрацию в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав предпринимателя (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.06.2015 заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые заявителем действия не соответствуют Федеральному закону от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон в„– 8-ФЗ) и нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2015 решение суда от 08.06.2015 отменено, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с этим услуг, а также розничная торговля похоронными принадлежностями.
В ходе осуществления указанной деятельности предприниматель усмотрел нарушение своих прав при оказании ему муниципальных услуг, выразившееся в осуществлении регистрации обращения заявителей об определении места захоронения без указания даты и времени, установлении срока выдачи документа по факту рассмотрения заявления о погребении, а также ограничении допуска на кладбище для осуществления погребения в выходные дни.
Суд апелляционной инстанции, установив фактические обстоятельства дела, а также изучив представленные в материалы дела доказательства пришел к обоснованному выводу о соблюдении органами местного самоуправления порядка организации похоронного дела.
Организация погребения на территории Аксайского городского поселения в спорный период регулировалась временным Порядком, утвержденным постановлением администрации Аксайского городского поселения от 25.09.2014 в„– 678, затем Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Аксайского городского поселения от 23.03.2015 в„– 242.
Относительно обстоятельств правильности ведения журнала обращений заявителей о предоставлении муниципальной услуги по определению места захоронения предприниматель указывает, что в данном журнале допускается регистрация заявлений без указания в соответствующих полях журнала даты и времени обращения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в данном случае предпринимателем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что регистрация заявлений, в отношении которых не указаны дата и время обращения, не осуществлена, либо о том, что данные заявления рассмотрены несвоевременно.
Кроме того, ведение журнала регистрации заявлений относится к вопросам внутренней организации деятельности администрации и само по себе не может создавать права и обязанности для заявителей, претендующих на оказание муниципальной услуги. Журнал не имеет нормативного характера и не является безусловным доказательством. Сведения, вносимые в журнал, в том числе относительно даты и времени обращения заявителя может подтверждаться иными доказательствами, свидетельствующими о фактическом обращении лица за предоставлением муниципальной услуги.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности реального нарушения прав предпринимателя в этой части.
Согласно статье 8 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон в„– 8-ФЗ) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти.
Согласно временному Порядку организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения, утвержденному постановлением Главы Администрации Аксайского городского поселения от 25.09.2014 в„– 678 и действовавшему на момент обращения предпринимателя с заявлением о выдаче разрешения на захоронение, администрация осуществляет выдачу соответствующих разрешений по факту рассмотрения заявления и соответствующих документов, но не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления.
Предприниматель полагает незаконным установление администрацией срока выдачи документа по факту рассмотрения заявления о погребении не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления.
Вместе с тем предпринимателем не учтено, что законом не установлен порядок передачи сведений о факте и причине смерти соответствующей медицинской организацией в орган местного самоуправления или специализированную организацию, в ведении которой находится похоронное дело.
Исходя из этого, у муниципальных органов и организаций, предоставляющих гражданам муниципальные услуги по погребению, до подачи соответствующим лицом заявления о выдаче разрешения на захоронение отсутствует информация о факте, причине смерти и дате ее установления.
Исходя из этого, определение администрацией суточного срока на выдачу разрешений с момента подачи соответствующего заявления является правомерным.
Относительно установления срока применительно к рабочим дням, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что администрация и специализированная организация, оказывающая муниципальные услуги по погребению, не входят в перечень государственных и муниципальных органов, а также организаций, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом установлен круглосуточный режим работы.
Относительно довода жалобы об установлении администрацией режима захоронений, суд апелляционной инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона в„– 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из анализа положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Федерального закона в„– 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона в„– 8-ФЗ порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, установление администрацией режима работы кладбищ и времени захоронений входит в ее полномочия, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
Подателем жалобы также оспаривается бездействие администрации по несвоевременному рассмотрению заявлений о захоронении Гончаровой Л.М. и Еретина М.А. и воспрепятствованию доступа предпринимателя на общественное кладбище г. Аксая для осуществления работ по устройству (копке) могил и оказания услуг по доставке гроба к месту захоронения.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, из письма прокуратуры Аксайского района от 12.11.2014 в„– 200-2313ж-2014 следует, что с заявлением о захоронении Гончаровой Л.М. предприниматель обратилась 28.10.2014, к указанному заявлению приобщено свидетельство о смерти от 28.10.2014. Соответствующее разрешение от 29.10.2014 в„– 41 выдано с соблюдением установленного срока.
Согласно письму Администрации Аксайского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на захоронение Еретина М.А. предприниматель обратилась 11.11.2014, справка о смерти указанного лица датирована также 11.11.2014. Разрешение в„– 60/1 на захоронение Еретина М.А. правомерно выдано 12.11.2014.
Довод заявителя о выдаче разрешений в иные даты не подкреплен конкретными и достаточными доказательствами.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с положениями временного Порядка, утвержденного постановлением администрации Аксайского городского поселения от 25.09.2014 в„– 678, а также Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Аксайского городского поселения от 23.03.2015 в„– 242.
Вместе с тем указанные нормативные правовые акты предпринимателем в установленном порядке не оспорены. Их несоответствие федеральному законодательству, а также законодательству субъекта Российской Федерации не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу в„– А53-270/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------