Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.04.2016 N Ф08-1973/2016 по делу N А32-47099/2014
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договоров поставки газа.
Обстоятельства: При заключении договора возникли разногласия по вопросам снятия или установки средств измерений, входящих в состав измерительно-вычислительного комплекса.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими. Обязанность по оплате пломб на приборы учета поставщику газа нормативно не вменена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу в„– А32-47099/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергетик" (ИНН 2340019933, ОГРН 1082340000544) - Полищук О.И. (доверенность от 25.03.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) - Савочка М.П. (доверенность от 31.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А32-47099/2014 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попов А.А.), установил следующее.
МУП "Теплоэнергетик" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество) об урегулировании разногласий при заключении договоров поставки газа от 20.10.2014 в„– 25-4-08188/15 и 25-4-08246/15.
Решением от 08.07.2015 (судья Крылова М.В.) в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу, что условия спорных договоров в редакции, предложенной ответчиком, не нарушают права истца и соответствуют Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 в„– 162 (далее - Правила поставки газа).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2015 решение от 08.07.2015 отменено. Удовлетворены частично требования предприятия, в части переданных на разрешение суда разногласий суд постановил:
Пункт 2.9, абзацы второй и третий пункта 3.1, пункт 3.2 исключить.
Пункт 3.3 договоров изложить в следующей редакции: "Поставщик имеет право ограничивать (прекращать) поставку газа Покупателю (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ (два и более периода платежа установленных договором), в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 в„– 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", путем предварительного заключения Сторонами соглашения, определяющего объемы поставки газа на газоиспользующее оборудование Покупателя, необходимого для выработки тепловой энергии в целях обеспечения теплоснабжения добросовестных потребителей и абонентов, не подлежащих ограничению или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации".
В разделе 4 договоров "Порядок учета газа" слова "Узел учета газа (УУГ)" заменить по тексту на "Средства измерений (СИ) и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями".
Пункт 4.2 договоров изложить в следующей редакции: "При проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с потреблением.
Средства измерений (далее - СИ) и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Основным средством измерений является счетчик газа - техническое средство, предназначенное для измерения, регистрации и отображения (индикации) объема газа при рабочих условиях, проходящего в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению потока.
Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
При приеме-передаче газа его объем измеряется СИ и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления".
Абзацы первый, второй пункта 4.3 договоров изложить в следующей редакции: "Количество поставляемого газа (объем) определяется СИ и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями:
- Поставщика, установленными на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления Покупателя и (или) ГРО;
- при неисправности или отсутствии СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями Поставщика объем газа определяется по СИ и (или) техническим системам и устройствам с измерительными функциями Покупателя;
- при неисправности или отсутствии СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями Покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования (далее - ГИО), исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями".
Абзацы третий, четвертый пункта 4.3 договоров изложить в следующей редакции: "Под неисправностью СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями Стороны понимают такое состояние, при котором любое входящие в него СИ и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями не соответствуют хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, СИ и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями считаются неисправными после истечения срока эксплуатации (службы) любого СИ, указанного в технической документации на данное СИ.
Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, в течение которого Покупатель потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями Поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки Поставщиком пломбы на СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, до даты возобновления надлежащего учета".
Пункт 4.5 договоров изложить в следующей редакции: "Учет газа по вновь вводимым, реконструируемым СИ и (или) техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также после их периодической проверки, ведется с даты подписания Сторонами паспорта СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями и (или) соответствующего акта проверки.
Паспорт СИ и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями - комплект технической документации на индивидуальное СИ и (или) техническую систему и устройство с измерительными функциями, отражающий требования действующей нормативно-технической документации в согласованной Сторонами форме".
Первый и второй абзацы пункта 4.6 договоров изложить в следующей редакции: "Снятие или установка СИ, входящих в состав измерительно-вычислительного комплекса, производится исключительно в присутствии уполномоченных представителей Сторон.
Для предотвращения несанкционированного вмешательства в изменения настроек, которые могут привести к искажениям результатов измерения, на СИ измерительно-вычислительного комплекса в обязательном порядке устанавливаются пломбы Поставщика с подписанием Сторонами соответствующего акта. Установка пломб производится за счет Поставщика".
Пункт 4.13 договоров изложить в следующей редакции: "Покупатель при наличии на своей территории СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику, обязан:
- обеспечить сохранность оборудования Поставщика (путем защиты от бесконтрольного доступа третьих лиц в соответствующие помещения, несанкционированного вмешательства в работу данного оборудования (в нарушение нормативных требований и договора) представителей покупателя и третьих лиц);
- обеспечить допуск на территорию предприятия представителей организации, осуществляющей сервисное сопровождение и техническое обслуживание СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями Поставщика;
- соблюдать требования руководств по эксплуатации СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику, при условии, что такие требования в письменном виде доведены до Покупателя Поставщиком, не требуют от Покупателя временных и финансовых затрат.
Покупатель не имеет права без согласования с Поставщиком:
- открывать или закрывать задвижки на газопроводе перед или после счетчика газа, СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику;
- отключать от питания приборы, входящие в состав СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику.
Пуск СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику, после сезонного отключения газоснабжения или отключения газа по другим причинам производится только в присутствии представителя Поставщика с обязательным оформлением соответствующего акта.
В случае пропажи или выхода из строя оборудования Поставщика по вине Покупателя, Покупатель компенсирует Поставщику стоимость оборудования или его ремонта и последующей поверки вышедшего из строя оборудования".
Пункт 4.14 договоров изложить в следующей редакции: "При наличии на территории Покупателя аппаратуры дистанционной передачи данных Поставщика со СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями, принадлежащих Поставщику, Покупатель обязан:
- обеспечить сохранность оборудования Поставщика (путем защиты от бесконтрольного доступа третьих лиц в соответствующие помещения, несанкционированного вмешательства в работу данного оборудования (в нарушение нормативных требований и договора) представителей покупателя и третьих лиц);
- обеспечить допуск на территорию предприятия представителей организации, осуществляющей сервисное сопровождение и техническое обслуживание оборудования Поставщика;
- соблюдать требования руководств по эксплуатации аппаратуры дистанционной передачи данных Поставщика при условии, что такие требования в письменном виде доведены до Покупателя Поставщиком, не требуют от Покупателя временных и финансовых затрат.
Покупатель не имеет права без согласования с Поставщиком:
- отключать от питания приборы, входящие в состав аппаратуры дистанционной передачи данных Поставщика;
- отключать аппаратуру дистанционной передачи данных Поставщика от СИ и (или) технической системы и устройств с измерительными функциями Покупателя.
В случае пропажи или выхода из строя оборудования Поставщика по вине Покупателя Покупатель компенсирует Поставщику стоимость оборудования или его ремонта и последующей поверки вышедшего из строя оборудования".
Абзац первый пункта 4.17 договоров изложить в следующей редакции: "Покупатель представляет Поставщику и ГРО ежесуточные, а при наличии технической возможности и часовые сведения о количестве поданного-принятого газа в соответствии с согласованным Сторонами порядком.
Стороны договорились временем закрытия суточных балансов (потребленного количества газа за сутки) считать 10-00 часов суток, следующих за сутками поставки, а месячных балансов - 10 часов первого числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское)".
Пункт 4.20 договоров изложить в следующей редакции: "Акты о количестве поданного-принятого газа за отчетный период подписываются Покупателем на территориальном Участке Поставщика не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
В случае неподписания Покупателем акта поданного-принятого газа в указанный срок, отказа от подписания с особым мнением Поставщик оформляет акт о количестве поданного-принятого газа по имеющимся у него данным о месячном объеме поставки газа. В этом случае акт о количестве поданного-принятого газа считается принятым Покупателем в редакции Поставщика.
Указанные акты являются основанием для проведения Покупателем окончательных расчетов с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги и формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 и счетов-фактур.
Товарная накладная на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12, подписанная уполномоченным лицом Покупателя, возвращается Поставщику в течение 3-х рабочих дней с момента получения".
Пункт 9.7 договоров изложить в следующей редакции: "Поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от дальнейшего исполнения обязательств и расторгнуть настоящий Договор, предварительно уведомив об этом Покупателя в следующих случаях:
- газопотребляющее оборудование Покупателя отчуждено;
- Покупателем неоднократно нарушаются сроки оплаты за газ (за исключением случая, когда к сетям, принадлежащим Покупателю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы. В указанном случае сторонами заключается соглашение, предусмотренное пунктом 3.3 настоящего договора)".
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано, распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части принятия абзацев 1 и 2 пунктов 4.6 договоров в редакции истца и изложить названные абзацы пункта 4.6 договоров в редакции ответчика. Заявитель указывает, что суд при принятии названного пункта в редакции истца исходил из того, что обязанность потребителя по оплате установки пломб нормативно не предусмотрена, поэтому оплата опломбировки подлежит отнесению на поставщика. По мнению общества, договоры в редакции общества полностью соответствуют законодательству Российской Федерации в области газоснабжения, поэтому названный вывод суда не обоснован.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебного акта проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей общества и предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено, что 11.11.2014 предприятие получило направленные обществом проекты договоров поставки газа от 20.10.2014 в„– 25-4-08188/15 и в„– 25-4-08246/15.
Предприятие, выразив несогласие с предложенной обществом редакцией: пункта 2.9, абзацев второго и третьего пункта 3.1, пункта 3.2, абзацев первого, второго и последнего пункта 3.3, пунктов 4.2, 4.3, 4.5, первого и второго абзацев пункта 4.6, пунктов 4.13 и 4.14, первого абзаца пункта 4.17, первого и второго абзацев пункта 4.20, а также пункта 9.7, направило обществу протоколы разногласий к договорам (письмо от 19.11.2014 в„– 955). Названные протоколы разногласий получены обществом 27.11.2014.
Протоколы разногласий ответчиком не подписаны. Потребителю 24.12.2014 направлены протоколы согласования разногласий с предложением о принятии названных пунктов в редакции поставщика.
Поскольку разногласия сторон при заключении договоров не урегулированы, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1, 5, 421, 422, 426, 432, 445, 446 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нормами Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 в„– 1, а также Правилами поставки газа и Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 в„– 961, отменил решение от 08.07.2015 и урегулировал возникшие между сторонами разногласия.
Общество не оспаривает постановление суда апелляционной инстанции в части урегулирования разногласий по пунктам 2.9, 3.1, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 4.5, 4.13, 4.14, 4.17, 4.20 и 9.7 договоров, поэтому судебный акт в данной части кассационной инстанцией не проверяется (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик не согласен с изложением первого и второго абзаца пункта 4.6 договоров в редакции истца в части возложения на него обязанности устанавливать пломбы на средства измерения измерительно-вычислительного комплекса за свой счет.
Суд апелляционной инстанции, разрешая разногласия сторон в названной части, руководствовался статьей 5 Кодекса и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" и исходил из того, что обязанность покупателя газа оплачивать расходы по установке пломб нормативно не установлена. Данная обязанность возлагается на лицо, которое осуществляет установку пломб, т.е. на ответчика.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 446 Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Суд апелляционной инстанции необоснованно принял пункт 4.6 в редакции предприятия, поскольку обязанность по оплате пломб на приборы учета поставщику газа также нормативно не вменена.
При этом в силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Следует учитывать, что причины опломбировки могут быть различные: в связи с производственной необходимостью - первоначальная установка прибора учета либо после проведения очередной поверки; в связи с незаконными действиями потребителя или третьих лиц - повреждение пломбы и знаков поверки. При этом во втором случае возложение на поставщика обязанности за свой счет установить пломбы противоречит экономическому смыслу спорных правоотношений и решение вопроса о том, на кого необходимо возлагать расходы, связанные с опломбировкой, не может носить универсальный характер в отсутствие достигнутого соглашения сторон.
Урегулирование разногласий, возникших при заключении договора, в отношении условий, не регулируемых императивными нормами, установление которых является правом сторон и не может восполняться дискреционными полномочиями суда, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии со статьей 426 Кодекса условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для принятия спорного пункта в редакции покупателя в части возложения на поставщика обязанности опломбировать приборы учета за свой счет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку суд апелляционной инстанции установил все фактические обстоятельства по делу, однако неверно применил нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить постановление в обжалуемой части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
На основании правил, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, оплаченная обществом при обращении с кассационной жалобой, относится на предприятие.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А32-47099/2014 в обжалуемой части отменить.
Изложить первый и второй абзац пункта 4.6 договоров поставки газа от 20.10.2014 в„– 25-4-08188/15 и в„– 25-4-08246/15 в следующей редакции:
"Снятие или установка СИ, входящих в состав измерительно-вычислительного комплекса, производится исключительно в присутствии уполномоченных представителей Сторон.
Для предотвращения несанкционированного вмешательства в изменения настроек, которые могут привести к искажениям результатов измерения, на СИ измерительно-вычислительного комплекса в обязательном порядке устанавливаются пломбы Поставщика с подписанием Сторонами соответствующего акта".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергетик" (ИНН 2340019933, ОГРН 1082340000544) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
Ю.В.РЫЖКОВ
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------