Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2016 N Ф08-1604/2016 по делу N А32-519/2015
Требование: О признании незаконными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган, ссылаясь на необоснованное получение прибыли обществом, начислил НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют у общества правовые основания для применения ставки 0 процентов по НДС, так как общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу в„– А32-519/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Завадской И.С. (доверенность от 15.12.2015), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Княгиной Е.М. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (судьи Емельянов Д.В., Герасименко А.Н., Стрекачев А.Н.) по делу в„– А32-519/2015, установил следующее.
АО "Транснефть-Терминал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решений от 25.06.2014 в„– 510 об отказе в возмещении 94 366 647 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и в„– 91403 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 30.09.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2015, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием у общества правовых оснований для применения ставки 0% по НДС на основании подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта. Отклонив довод общества о применении налогоплательщиком ставки 0% по НДС по подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, суд исходил из того, что договоры транспортной экспедиции обществом с покупателями нефтепродуктов не заключались. Все услуги оказаны в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неприменение подлежащих применению норм, ненадлежащую оценку представленным доказательствам, подтверждающим право применения ставки 0% по НДС на основании абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса и абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Предмет договора на перевалку груза смешан с предметом соглашения транспортной экспедиции. Ссылается на судебный акт суда кассационной инстанции по делу в„– А32-8867/2013. Согласно абзацам 3 и 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса услуги по перевалке экспортируемых нефти и нефтепродуктов облагаются по ставке 0% при оказании услуг, как в порту, так и за его пределами.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за IV квартал 2013 года, по результатам которой составила акт от 07.05.2014 в„– 53387 и приняла решения от 25.06.2014 в„– 510 об отказе в возмещении 94 366 647 рублей НДС и в„– 91403 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, отказе в возмещении части НДС (94 366 647 рублей).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 06.10.2014 в„– 21-12-910 решения инспекции от 25.06.2014 в„– 510 и в„– 91403 оставлены без изменения.
Общество обжаловало решения налогового органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы материального права и сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что налогоплательщик в спорном периоде оказывал услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" в рамках реализации заключенных договоров с контрагентами: компанией "Crudex Energy International LTD", ООО "НефтеГазИндустрия", ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест", ООО "Порт Юнион Ойл Экспорт", ОАО "Газпром нефть". Из договоров следует, что общество сливает из железнодорожных цистерн нефтепродукты и принимает их на хранение. Затем они сливаются на нефтеналивные суда с причалов ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП"): в„– 3, 6 и 7.
Общество для осуществления деятельности по перевалке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов по договору от 25.02.2011 в„– 2 арендовало у ОАО "Черномортранснефть" имущество перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис".
По договору от 18.03.2011 в„– 2011/ОТП ОАО "Черномортранснефть" оказывало ЗАО "Морской портовый сервис" услуги по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приемке, хранении, перевалке и отпуску нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе. В рамках этого соглашения ОАО "Черномортранснефть" взаимодействует в интересах налогоплательщика с нефтерайоном ОАО "НМТП" по вопросам очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов, а также по вопросам эксплуатации оборудования автоматизированной системы управления и учета нефтепродуктов ПНБ "Шесхарис", находящегося в аренде у ОАО "НМТП".
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса ставка 0% по НДС применяется при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке нефти, нефтепродуктов; по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
К организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов отнесены российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Приказ Росстата России от 27.08.2008 в„– 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения" для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, к магистральным нефтепроводам относит трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия.
Поскольку Кодекс не содержит понятие деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, судебные инстанции обоснованно учли статью 11 Кодекса и применили положения других отраслей законодательства Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъективных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 в„– 980 установлено, что транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам представляет собой процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя всю совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, предусмотренных утвержденным названным постановлением Перечнем услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством: услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам; услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Следовательно, к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающую операции по перекачке нефти по магистральному трубопроводу, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, а также операции по перевалке, сливу (наливу) и приему (сдаче) нефти.
Из определения понятия "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" следует, что услуги в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам осуществляют только субъекты естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализаций) товаров в условиях естественной монополии. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определены основы формирования тарифов и государственного контроля в области регулирования тарифов.
Суд установил, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 в„– 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" и приказу Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 в„– 293-э "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 21.12.2012 в„– 901-э "О введении государственного регулирования деятельности и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая". Общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Судебные инстанции правильно указали, что включение (невключение) общества в реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Суд установил, что общество входит в группу компаний ОАО "АК "Транснефть" и выполняет работы (оказывает услуги) по: разработке графика перевалки на месяц для ОАО "АК "Транснефть", согласование его с заинтересованными сторонами; подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад; оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн ("раскредитование"); постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады; осуществлению подготовительных работ по сливу; отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах; сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключение вагонов цистерн к сливным устройствам, открытие вагонов-цистерн на слив, заполнение сливного коллектора, контроль за состоянием оборудования, запуск насосов, оперирование запорной арматурой; сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса транспортировки; оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта; контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведение замеров, слив подтоварной воды); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (контроль за состоянием оборудования); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (диспетчеризация, управление по системе телемеханики) процесса налива; осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока; определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости); планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества; смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти; определению соотношения смеси; приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары общества; диспетчеризации процесса приема; отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризация процесса; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах; оформлению документации на налитые вагоны-цистерны; отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
Суд правильно исходил из того, что обложение НДС по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 в„– 588-О-О указал, что законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения НДС, а, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права общества. В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ).
Владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (часть 6 статьи 4 Закона в„– 261-ФЗ).
Под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (части 13 и 15 статьи 4 Закона в„– 261-ФЗ).
В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 в„– АД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" (место деятельности общества) не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц судебные инстанции сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что общество при установленных судом фактических обстоятельствах не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС на основании названных норм права.
Суд дал надлежащую правовую оценку ссылке общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2014 в„– 03-07-08/11137.
Проверяя довод общества о наличии оснований для применения ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса по мотиву оказания обществом помимо перевалки услуг по транспортировке нефтепродуктов на нефтеналивные суда, оформлению первичной документации на нефтепродукты, прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн, документации на налитые вагоны-цистерны, диспетчеризации процесса транспортировки нефтепродуктов, извещению РЖД, корректировке графика подвода составов, выгрузке нефтепродуктов, их сливу в резервуары, хранению и сепарации и другие, судебные инстанции обоснованно его отклонили, отметив, что договоры транспортной экспедиции общество с покупателями нефтепродуктов не заключало. Все услуги оказывались обществом в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов, что исключает возможность применения в данном случае подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Суд дал надлежащую оценку ссылке общества на судебные акты по делу в„– А32-8867/2013, признав их принятыми при иных фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А32-519/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------