Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 N Ф08-1157/2016 по делу N А63-3084/2015
Требование: О признании недействительным подпункта Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства от 24.11.2014 N 329.
Обстоятельства: Общество ссылалось на необоснованное включение принадлежащего ему объекта недвижимого имущества в утвержденный приказом перечень.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку принадлежащее обществу здание включает в себя производственные и подсобные помещения. Не предоставлены доказательства размещения в названном здании торговых объектов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. по делу в„– А63-3084/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Автоприцеп-Камаз" (ИНН 2635002815, ОГРН 1022601930614) - Велигодского В.В. (доверенность от 19.01.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А63-3084/2015, установил следующее.
ОАО "Автоприцеп-Камаз" (далее - общество) обратилось с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о признании недействительным подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного приказом министерства от 24.11.2014 в„– 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" (далее - приказ в„– 329).
Решением от 22.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что на момент издания приказа в„– 329 оно не обладало полномочиями по проведению обмеров площади и видеосъемки в отношении спорного объекта; на дату принятия судом первой инстанции решения в приказ в„– 329 внесены изменения и оспариваемый обществом пункт исключен.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества повторили доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, министерство издало приказ в„– 329, которым утвердило перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указав перечень объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и адресами. В этот перечень включено здание с кадастровым номером 26:12:010201:786, площадью 112 378 кв. м, расположенное по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18, принадлежащее обществу на праве собственности (свидетельство 26-АИ в„– 726722).
Общество, ссылаясь на необоснованное включение принадлежащего ему объекта недвижимого имущества в утвержденный приказом в„– 329 перечень, обратилось в суд с заявлением о признании пункта 606 недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них. В силу пункта 3 данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Кодекса).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского Края от 26.11.2003 в„– 44-кз "О налоге на имущество" налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, установили, что в соответствии с представленным в дело поэтажным планом и экспликацией к нему, принадлежащее обществу здание включает в себя производственные и подсобные помещения. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: 26:12:010201:39, назначение: земли населенных пунктов - под объектами производственного назначения. Указанные выводы судов министерство документально не опровергло, доказательства размещения в названном здании торговых объектов не предоставило.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что министерства неправомерно включило в перечень, утвержденный приказом в„– 329, принадлежащее обществу здание с кадастровым номером 26:12:010201:786.
Довод о том, что у министерства отсутствовали полномочия по проверке использования принадлежащего обществу здания, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку сформированный в оспариваемом приказе перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база установлена как кадастровая стоимость, должен соответствовать статье 1.1 Закона Ставропольского Края от 26.11.2003 в„– 44-кз "О налоге на имущество".
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 в„– 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им нарушены законные права и интересы заявителя. Нарушение своего права общество обосновало тем, что определение налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении принадлежащего ему объекта производственного назначения ведет к необоснованному увеличению налогового бремени по налогу на имущество.
Суды пришли к правильному выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания приказа недействительным в оспариваемой обществом части. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А63-3084/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
А.В.ГИДАНКИНА


------------------------------------------------------------------